Цель урока: привести учащихся к пониманию взаимосвязи состава, строения и свойств у глюкозы.
Задачи урока:
- Развивать аналитико-познавательную деятельность и коммуникативные способности учащихся;
- Совершенствовать умения учащихся планировать и оценивать собственную работу;
- Содействовать формированию у учащихся представлений о причинно-следственных связях.
Оборудование: лабораторные наборы для исследований: пробирки под номерами 1-5 с растворами уксусной кислоты, этанола, глицерина, формальдегида, глюкозы, раствор гидроксида натрия (10%), раствор сульфата меди(II) (3%), спиртовка, спички, держатель для пробирок, чистые пробирки с номерами 1-6.
На демонстрационном столе находятся: глюкоза кристаллическая, виноградный сок, сок огурца, раствор меда, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди(II), металлический штатив, колба круглодонная, р-р глюкозы (2%), аммиачный р-р оксида серебра (2-3 мл 2% раствора нитрата серебра смешать с раствором аммиака (10%) до исчезновения мути). Ноутбук, проектор, экран, электронная презентация «Строение и свойства глюкозы».
Ход урока
Приветствую всех присутствующих на уроке.
Ребята, мы изучаем органическую химию на основе теории химического строения. Знать теорию нужно, но надо научиться ее использовать. Умеете ли вы применять основные положения теории химического строения? Обратите внимание на девиз урока.
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому контроль опытом необходим». А. М. Бутлеров (слайд №2)
Сегодня вам на уроке предстоит работать в паре, советоваться друг с другом, принимать решения и делать выводы. Обратите внимание! На столе у вас находится лист учета. Прошу вписать в него ваши фамилии и номер стола, за которым вы сидите. Приступим к заполнению таблицы на листе учета (слайд №3).
Состав функциональных групп |
Названия функциональных групп |
Классы органических веществ |
|
|
|
|
|
Для успешной работы необходимо вспомнить функциональные группы у органических соединений и классы соответствующих веществ. Посмотрите на экран и прослушайте стихи, которые помогут Вам проверить правильность ответа (слайд №4) .
Легко запомнить можешь ты,
чем отличаются спирты:
в них радикал и …(гидроксил),
и каждый спирт легко горит.
Приятно пахнут альдегиды,
Но группа...(СОН) их выдаст.
Среди карбоновых ….(кислот)
Известных лиц невпроворот.В кислотах группы …(карбоксильные),
но все кислоты здесь несильные.
Если вы правильно написали состав функциональных групп, дали им названия и указали классы органических веществ, в которых они встречаются, то смело поставьте 9 баллов.
Как вы думаете? Только ли эти вещества могут содержать такие функциональные группы? Можно ли экспериментально доказать наличие их у органического вещества?
Постарайтесь сформулировать цель нашего урока, а я ваши предложения запишу на доске. Приходим к общему мнению (слайд №5).
1. Обнаружить наличие функциональных групп в органических веществах и доказать зависимость строения вещества от его свойств.
На столе у вас находятся растворы пяти веществ: этанола, формальдегида, уксусной кислоты, глицерина и вещества Х. Нужно с помощью одного и того же реактива определить каждое из них. Для выполнения опытов необходимо составить план действий при решении экспериментальной задачи на листе учета.
Посмотрите на экран и сравните план решения экспериментальной задачи с собственным планом (слайд№6).
План решения экспериментальной задачи.
- Приготовить реактив: гидроксид меди (II).
- Разделить его на шесть пробирок.
- К каждой части прилить исследуемый раствор.
- Нагреть содержимое пробирок.
- Записать результаты в таблицу.
Если в вашем плане есть все пункты, то поставьте себе 4 балла.
При выполнении экспериментов соблюдайте правила техники безопасности при работе с опасными растворами, пользовании спиртовкой и стеклянной посудой. По ходу поиска заполняйте таблицу на листе учета. Записывайте в нее свои наблюдения, функциональные группы, которые определяют свойства веществ и номера растворов.
Посмотрите на экран и сравните свои результаты с помощью шифра. Если вы правильно определили вещества, то поставьте 10 баллов (слайд №7).
|
Номера растворов |
||||
этанол |
формальдегид |
уксусная кислота |
глицерин |
вещество Х |
|
№ 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
№ 2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
№ 3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
№ 4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Достигли ли вы цели урока? Согласны ли вы со словами А. И. Майкова?
Опыт, скажи, чем гордишься ты?
Ты плод ошибок и слез,
Силам потраченным счет? (слайд №8)
Формулу вещества Х определять будем по готовым данным количественного анализа, приведенным на листе учета.
Если вы правильно решили задачу, то поставьте 5 баллов. Под данной формулой скрывается несколько веществ: глюкоза, фруктоза (слайд №9). Вещество Х по своим свойствам похоже на формальдегид и глицерин. Выберите на слайде соответствующее вещество. Данную формулу глюкозы предложил Фишер. Такие молекулы находятся только в растворе глюкозы. Демонстрирую шаростержневую модель молекулы глюкозы.
Кристаллическая глюкоза состоит из молекул циклической формы, формулы которых предложил Хеуорс (слайд №10).
Глюкоза образуется в зеленых листьях растений из углекислого газа и воды (слайд №11). Обнаружим ее в виноградном, огуречном соке и растворе меда с помощью свежеприготовленного осадка гидроксида меди(II). К демонстрационному столу приглашаю выйти по желанию трех учащихся для осуществления опытов.
В живом организме происходит окисление глюкозы кислородом воздуха, в результате образуется углекислый газ и вода и выделяется большое количество тепла (слайд №12).
Для глюкозы как альдегида характерна реакция восстановления в шестиатомный спирт сорбит (слайд№13) и реакция окисления в глюконовую кислоту (слайд№13) . Демонстрирую реакцию «серебряного зеркала».
Издавна человек использует реакции ферментативного брожения глюкозы (слайд№14).
На экране вы видите несколько вопросов, прочитайте их и постарайтесь ответить (слайд 15).
- Удалось ли вам на уроке установить связь между свойствами и строением глюкозы?
- Помогло ли вам на уроке знание положений теории химического строения?
- Испытывали ли вы трудности при оценивании своей работы?
- Сможете ли вы экспериментально определить функциональные группы в молекулах молочной кислоты?
Прошу сдать листы учета, привести в порядок рабочий стол и записать в дневниках домашнее задание.
Индивидуальные задания на выбор: (слайд №16)
- Упражнения № 1-3, 7, стр.205-206. Учебник О. С. Габриеляна.
- Написать уравнения характерных реакций для глицеринового альдегида.
- Составить краткую историческую справку о Хеуорсе и Фишере.
- Представить электронную презентацию «Применение глюкозы».
- Решить расчетные задачи по теме «Глюкоза» из пособия Н.Н. Магдесиева, Н. Е. Кузьменко «Учись решать задачи по химии» М. «Просвещение» 1986 (№ 482, 483).
Лист учета.
Стол № ____ Фамилии, имена уч-ся:______________________________________
Заполните следующую таблицу.
Состав функциональных групп |
Названия функциональных групп |
Соответствующие классы органических веществ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составьте план решения экспериментальной задачи.
1.
2.
3.
4.
5.
Выполните экспериментальную задачу и заполните таблицу.
|
этанол |
Формальдегид |
уксусная кислота |
глицерин |
вещество Х |
наблюдения |
|
|
|
|
|
функциональные группы |
|
|
|
|
|
номер раствора |
|
|
|
|
|
Вывод о строении вещества Х: