Логопедическое занятие по теме "Развитие фонетико-фонематических представлений на материале "Фрукты и овощи"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели и задачи:

- развитие пространственных и временных представлений;

- развитие фонематического слуха, звукового, слогового анализа и синтеза;

- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления;

- развитие и обогащение словаря;

- уточнение понятий “звук”, “слог”, “слово”;

- развитие речи (умение доказывать правильность своего ответа).

Оборудование:

  • схемы звуков;
  • таблица с изображением предметных картинок (Приложение № 1)
  • наборы предметных картинок овощи, фрукты;
  • иллюстрации сада и огорода;
  • зайчик (мягкая игрушка) с лукошком.

Ход занятия

I. Повторение пройденного материала.

Цель: повторить звуки русского языка, учить различать их по характерным признакам.

1) Беседа:

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки русского языка?

Приведите примеры гласных звуков.

Докажите, что это гласные звуки.

Обобщение учителя: гласный звук состоит из голоса, поётся, не встречает преграды. Образует слог.

2) Развитие речевого дыхания: (буквы изображены на доске)

Произнести на выходе:

а – о – у;

у – ы – а - о;

э – и – о - а.

Какие звуки мы произнесли? Докажите. (Дать характеристику гласному звуку)

Обобщение учителя: гласный звук состоит из голоса, при произношении не встречает преграды, образует слог.

Учитель: Приведите примеры согласных звуков и докажите.

Обобщение учителя: согласный звук состоит из шума или из голоса и шума, встречает преграду (губки, зубки, язычок), не образует слог.

3) Задания на дифференциацию согласных и гласных звуков.

Цель: учить соотносить звук с его изображением на схеме.

Учитель хаотично называет звук – ребенок показывает колокольчик соответствующего цвета.

Колокольчик красного цвета. Какой звук обозначает?

Колокольчик синего цвета обозначает… (согласный, твердый).

Колокольчик зеленого цвета обозначает… (согласный, мягкий).

4) Задания на дифференциацию согласных по твердому – мягкому звучанию.

Па – это звук или слог? Составьте звуковую схему.

Пя – составьте звуковую схему.

Чем отличаются эти слоги (в 1-м слоге согласный звучит твердо, во 2-м мягко).

5) Игра “Внимательные ушки”.

Цель: развитие фонематического слуха, направленного на дифференциацию согласного звука по мягкости и твердости.

Задание: отражено за логопедом повторить слоговые дорожки:

та – тя – та ка – кя - кя

зы – зи – зы си – сы – си

му – мю – му фо – фё – фо

дэ – де – дэ во – вё – во

6) Игра “Внимательные ушки”.

Цель: дифференциация звука и слога, развитие слухового внимания.

Учитель вразбивку называет звуки и открытые слоги. Дети поднимают 1 руку, если услышат отдельный звук и обе руки со сплетенными пальцами, если прозвучал слог.

II. Новый материал.

1) Беседа о временах года.

Цель: Обобщение знаний временных понятий; развитие речи, мышления, слухового внимания.

Учитель: - Какое время года сейчас идет? (Осень)

- Докажите.

- Назовите осенние месяцы.

- Повторим хором.

- Что общего в произношении этих слов? (Заканчиваются одинаково: ..ябрь).

2) Задания на развитие пространственного ориентирования на листе бумаги.

Цель: умение правильно выполнять инструкцию, вспомнить изображение геометрических фигур; развитие внимания, зрительного восприятия.

(У каждого ученика карточки с изображением предметов. Учитель вывешивает предметные картинки по ходу выполнения задания на доске).

Приложение № 1.

а) – Что находится в самом центре листа (огурец).

б) – Обведите его в овал.

б) – От центра 2 клетки вверх, 2 влево (груша) – нарисуйте в той клетке треугольник.

в) – Нижний ряд 4-я клетка (яблоко) – обведите в кружок.

г) – Второй столбик, вторая клетка снизу (репа) – обведите в квадрат.

д) – Что находится слева от репки? (морковь) – обведите в прямоугольник.

- Что нам дарит осень?

3) Задания на развитие зрительной памяти. “Внимательные глазки”.

На доске появились предметные картинки: огурец, груша, яблоко, репа, морковь.

Внимательно посмотрите, произнесите хором.

Закройте глазки. В это время учитель меняет предметы местами. Откройте глаза.

- Что изменилось?

4) Беседа.

Цель: развитие умения классифицировать предметы.

- На какие 2 группы можно разделить эти предметы? (Учащиеся раскладывают предметы по группам овощи, фрукты)

- Где растут фрукты? (Иллюстрация сада)

- Где растут овощи (Иллюстрация огорода)

5) Игра “Отгадай”.

Цель: развитие слогового синтеза и классификации предметов.

1) Отгадайте, какое слово я задумала. Для этого буду произносить слово по слогам с интервалом 3-5 секунд. Вы должны соединить слоги и произнести полученное слово.

Ви – но – град. Что это? (Фрукт). Картинку вывешиваем на доске и группируем.

Ба – нан.

Ка – ба – чок.

А – пель – син.

Бак – ла – жан.

Цель: Развитие звукового синтеза, слухового внимания.

2) Учитель произносит слово по звукам с интервалом 3-5 секунд. Звуки соединить и получить слово.

Л – у – к. Что это? (Овощ). Картинку вывешиваем на доску к группе овощей.

Л – и – м – о – н.

3) Задания на развитие словарного запаса.

Цель: уточнение и обогащение словаря, учить образовывать прилагательные от существительных.

Сок – что это?

Обобщение: сок – жидкость, содержащаяся в растениях, например, березовый сок. Сок – это напиток, приготовленный из плодов.

- Как называется сок из яблок? (Яблочный)

- Как называется сок из апельсинов (Апельсиновый)

- Как называется сок из моркови? (Морковный)

- Как называется сок из винограда (Виноградный)

- Как называется сок из груши? (Грушевый)

- Как называется сок из огурцов? (Огуречный)

Учитель: Как думаете, почему надо употреблять фрукты и овощи круглый год?

Обобщение: Так как в них содержится много витаминов, нужных для развития, укрепления и роста человека).

6) Задания на развитие слогового анализа.

На доске предметы с изображением фруктов: виноград, банан, апельсин, яблоко, лимон, груша.

Учитель: К нам в гости пришел зайчик. Что он любит больше всего? Для этого нам надо определить, подобрав к схеме в его лукошке, названия фруктов. Ваша задача: найти фрукты, названия которых состоят из 2-х слогов. (Лимон, груша, банан – кладем в лукошко зайчику)

Лимон – очень кислый фрукт, едят его по чуть-чуть. Давайте разложим его на звуки и составим схему (1 ученик у доски, остальные на местах).

III. Итог.

- Что нам дарит осень? (Осень нам дарит огромное разнообразие овощей и фруктов, ягод и грибов)