Цели и задачи:
- развитие пространственных и временных представлений;
- развитие фонематического слуха, звукового, слогового анализа и синтеза;
- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления;
- развитие и обогащение словаря;
- уточнение понятий “звук”, “слог”, “слово”;
- развитие речи (умение доказывать правильность своего ответа).
Оборудование:
- схемы звуков;
- таблица с изображением предметных картинок (Приложение № 1)
- наборы предметных картинок овощи, фрукты;
- иллюстрации сада и огорода;
- зайчик (мягкая игрушка) с лукошком.
Ход занятия
I. Повторение пройденного материала.
Цель: повторить звуки русского языка, учить различать их по характерным признакам.
1) Беседа:
Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки русского языка?
Приведите примеры гласных звуков.
Докажите, что это гласные звуки.
Обобщение учителя: гласный звук состоит из голоса, поётся, не встречает преграды. Образует слог.
2) Развитие речевого дыхания: (буквы изображены на доске)
Произнести на выходе:
а – о – у;
у – ы – а - о;
э – и – о - а.
Какие звуки мы произнесли? Докажите. (Дать характеристику гласному звуку)
Обобщение учителя: гласный звук состоит из голоса, при произношении не встречает преграды, образует слог.
Учитель: Приведите примеры согласных звуков и докажите.
Обобщение учителя: согласный звук состоит из шума или из голоса и шума, встречает преграду (губки, зубки, язычок), не образует слог.
3) Задания на дифференциацию согласных и гласных звуков.
Цель: учить соотносить звук с его изображением на схеме.
Учитель хаотично называет звук – ребенок показывает колокольчик соответствующего цвета.
Колокольчик красного цвета. Какой звук обозначает?
Колокольчик синего цвета обозначает… (согласный, твердый).
Колокольчик зеленого цвета обозначает… (согласный, мягкий).
4) Задания на дифференциацию согласных по твердому – мягкому звучанию.
Па – это звук или слог? Составьте звуковую схему.
Пя – составьте звуковую схему.
Чем отличаются эти слоги (в 1-м слоге согласный звучит твердо, во 2-м мягко).
5) Игра “Внимательные ушки”.
Цель: развитие фонематического слуха, направленного на дифференциацию согласного звука по мягкости и твердости.
Задание: отражено за логопедом повторить слоговые дорожки:
та – тя – та ка – кя - кя
зы – зи – зы си – сы – си
му – мю – му фо – фё – фо
дэ – де – дэ во – вё – во
6) Игра “Внимательные ушки”.
Цель: дифференциация звука и слога, развитие слухового внимания.
Учитель вразбивку называет звуки и открытые слоги. Дети поднимают 1 руку, если услышат отдельный звук и обе руки со сплетенными пальцами, если прозвучал слог.
II. Новый материал.
1) Беседа о временах года.
Цель: Обобщение знаний временных понятий; развитие речи, мышления, слухового внимания.
Учитель: - Какое время года сейчас идет? (Осень)
- Докажите.
- Назовите осенние месяцы.
- Повторим хором.
- Что общего в произношении этих слов? (Заканчиваются одинаково: ..ябрь).
2) Задания на развитие пространственного ориентирования на листе бумаги.
Цель: умение правильно выполнять инструкцию, вспомнить изображение геометрических фигур; развитие внимания, зрительного восприятия.
(У каждого ученика карточки с изображением предметов. Учитель вывешивает предметные картинки по ходу выполнения задания на доске).
а) – Что находится в самом центре листа (огурец).
б) – Обведите его в овал.
б) – От центра 2 клетки вверх, 2 влево (груша) – нарисуйте в той клетке треугольник.
в) – Нижний ряд 4-я клетка (яблоко) – обведите в кружок.
г) – Второй столбик, вторая клетка снизу (репа) – обведите в квадрат.
д) – Что находится слева от репки? (морковь) – обведите в прямоугольник.
- Что нам дарит осень?
3) Задания на развитие зрительной памяти. “Внимательные глазки”.
На доске появились предметные картинки: огурец, груша, яблоко, репа, морковь.
Внимательно посмотрите, произнесите хором.
Закройте глазки. В это время учитель меняет предметы местами. Откройте глаза.
- Что изменилось?
4) Беседа.
Цель: развитие умения классифицировать предметы.
- На какие 2 группы можно разделить эти предметы? (Учащиеся раскладывают предметы по группам овощи, фрукты)
- Где растут фрукты? (Иллюстрация сада)
- Где растут овощи (Иллюстрация огорода)
5) Игра “Отгадай”.
Цель: развитие слогового синтеза и классификации предметов.
1) Отгадайте, какое слово я задумала. Для этого буду произносить слово по слогам с интервалом 3-5 секунд. Вы должны соединить слоги и произнести полученное слово.
Ви – но – град. Что это? (Фрукт). Картинку вывешиваем на доске и группируем.
Ба – нан.
Ка – ба – чок.
А – пель – син.
Бак – ла – жан.
Цель: Развитие звукового синтеза, слухового внимания.
2) Учитель произносит слово по звукам с интервалом 3-5 секунд. Звуки соединить и получить слово.
Л – у – к. Что это? (Овощ). Картинку вывешиваем на доску к группе овощей.
Л – и – м – о – н.
3) Задания на развитие словарного запаса.
Цель: уточнение и обогащение словаря, учить образовывать прилагательные от существительных.
Сок – что это?
Обобщение: сок – жидкость, содержащаяся в растениях, например, березовый сок. Сок – это напиток, приготовленный из плодов.
- Как называется сок из яблок? (Яблочный)
- Как называется сок из апельсинов (Апельсиновый)
- Как называется сок из моркови? (Морковный)
- Как называется сок из винограда (Виноградный)
- Как называется сок из груши? (Грушевый)
- Как называется сок из огурцов? (Огуречный)
Учитель: Как думаете, почему надо употреблять фрукты и овощи круглый год?
Обобщение: Так как в них содержится много витаминов, нужных для развития, укрепления и роста человека).
6) Задания на развитие слогового анализа.
На доске предметы с изображением фруктов: виноград, банан, апельсин, яблоко, лимон, груша.
Учитель: К нам в гости пришел зайчик. Что он любит больше всего? Для этого нам надо определить, подобрав к схеме в его лукошке, названия фруктов. Ваша задача: найти фрукты, названия которых состоят из 2-х слогов. (Лимон, груша, банан – кладем в лукошко зайчику)
Лимон – очень кислый фрукт, едят его по чуть-чуть. Давайте разложим его на звуки и составим схему (1 ученик у доски, остальные на местах).
III. Итог.
- Что нам дарит осень? (Осень нам дарит огромное разнообразие овощей и фруктов, ягод и грибов)