В структуру занятия входят 5 блоков:
- Разминка
- Гимнастика
- Общение
- Поведение
- Завершение
Занятие проводят совместно педагог-психолог и инструктор по физической культуре. Воспитатель проводит предварительную работу с детьми по знакомству с конкретным произведением.
Задачи:
- Привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом;
- Дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем повторения движений и действий педагога;
- Познакомить с активными способами поведения в незнакомой обстановке;
- Овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой;
- Закрепить положительный эффект, улучшить самочувствие и настроение детей.
Ход занятия
1. Разминка (педагог-психолог)
Ребята, сегодня мы отправимся в гости к дяде Фёдору и его друзьям. Вспомните, где они жили? (в Простоквашино).
А теперь, давайте вспомним друзей дяди Фёдора. Только мы их не будем называть, а будем изображать движениями. Кто-то из детей изображает животных (кот Матроскин, пёс Шарик, корова Мурка, галчонок Хватайка), а другие дети отгадывают.
Каких еще животных можно встретить в деревне, как вы думаете? (коза, свинья, петух, гусь, индюк, лошадь). Как их можно назвать одним словом? (домашние).
Чтобы не сбиться с пути, надо быть очень внимательными.
Я хочу проверить, все ли вы внимательные. Задание будет не простое. Надо с закрытыми глазами угадать, кто из детей подал голос. Только голос надо подавать кого-нибудь из домашних животных.
Молодцы, вы все очень внимательные, никто не запутался в определении голоса.
Я принесла волшебный клубочек, который нам подскажет верный путь.
Сила этого волшебного клубочка увеличивается от добрых и ласковых слов.
Вставайте в наш круг добра. Сначала я намотаю нитку на палец и скажу ласковое слово, а теперь передам клубок дальше, и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе слово, комплимент. Вот и опять клубок дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми.
Пока мы с вами творили добро, и не заметили, как очутились в Простоквашино.
Вот, оказывается, какая сила волшебного клубочка!
2. Гимнастика (инструктор по физической культуре)
Гуси Напряжение |
Первыми мы встретили гусей. Гуси начали шипеть, когда увидели нас. Шею вытянули, плечи подняли, крылья отвели назад и зашипели – ш-ш-ш, шея напряжена. Злятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как расшипелись: какие злюки. |
Расслабление | Давайте мы их покормим, и они успокоятся. Рассыпаем зерно – движениями рук. Гуси успокоились, стали свободно махать крыльями, шея прямая, не напряжена, мягкая. |
Корова | А что нужно было для счастья Матроскину? Корова Мурка. А какая она была? Рыжая, мордатая и важная такая. |
Напряжение | Встаньте на ладони и ступни и превратитесь в Мурок. Походите, травку пощипайте и выпрямитесь. Хвостиком от мух отмахнитесь, солнышку приветливо улыбнитесь. |
Расслабление | Устали, легли отдохнуть. |
Галчонок | Узнали люди, что дядя Фёдор зверей любит и стали ему разных зверюшек приносить. А он их лечил и на волю отпускал. Однажды появился галчонок. |
Напряжение | Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый, сердитый. Сразу крылья в стороны, шипит, клюется. Весь напрягается. |
Расслабление | Матроскин и Шарик научили его говорить: «Кто там?». Вот и стал он добрее, стал пользу приносить. Летает по дому, и когда никого нет, спрашивает: «Кто там?». |
Зайка | Однажды к дяде Фёдору принесли зайчонка. У него была больная лапка. |
Напряжение | Покажите, как зайка прыгал на одной ноге. Прыгал, прыгал и устал, тяжело же на одной ноге. |
Расслабление | Лег он на травку, лапки вытянул, расслабился, отдыхает. |
Напряжение | И дальше стал прыгать. Попробовал на другой ножке. |
Расслабление | Дядя Фёдор подлечил зайчонка, и он от него убежал в лес. |
Бобренок | Шарик на охоте бобрёнка нашёл. Зверь маленький, пушистый, глаза грустные и хвост лопатой. |
Напряжение | Лапы к телу прижал. Всё тело напряжённое, стал с ноги на ногу переваливаться. Ноги тяжёлые, как будто к полу прилипли. |
Расслабление | «Где же мы его спать уложим?» - спрашивает дядя Фёдор. Нашел коробку из-под обуви и в неё бобрёнка положил. А бобрёнок свернулся клубочком, носом в пушистую шерсть уткнулся и заснул. Ему тепло и приятно. |
3. Общение (педагог-психолог)
Эмоции страха, робости, сочувствия. Снятие напряжения в незнакомой обстановке.
Послушайте, ребята, кто-то плачет (Мяу-мяу, жалобным голосом).
Это маленький котёнок – он бездомный. Как вы думаете, как будет вести себя котёнок в незнакомой обстановке? Он осторожно обнюхивает и осматривает всё. Ступает мягко на лапки (робко, боязливо). Потом может подойти к кому-то и потереться, хочет, чтобы его приласкали. Стал мурлыкать от удовольствия. Давайте покажем этого испуганного, робкого котенка, который оказался в незнакомой обстановке – движениями, мимикой, позами.
Возьмём котенка и приласкаем его, пожалеем, погладим, прижмём к себе (имитация).
Эмоция радости, выражения смелости, открытости.
А теперь, послушайте, ребята, кто-то звонко лает. А вот и весёлый щенок. Интересно, а как же он будет вести себя в незнакомой обстановке, увидев нас?
Он радуется, виляет хвостом, быстро и с лаем бежит навстречу к нам, как будто хочет прыгнуть от радости. Покажите, как он радуется (изображение собаки позами, движениями, мимикой).
4. Поведение (педагог-психолог)
Эмоция вины, стыда. Дружелюбие.
Пока мы с вами бездомного котёнка жалели и с веселым щенком играли, совсем забыли про главных героев – Матроскина и Шарика, которые как всегда ссорятся и не могут что-то поделить. Вот и сейчас они ругаются и не могут прийти к единому мнению, как же назвать корову. И никто друг у друга не хочет просить прощения и мириться друг с другом.
А может они просто это не умеют делать, не знают хороших слов?
Давайте их научим (тренинг в парах, где один ребёнок Матроскин, а другой Шарик). Покажите, какие слова надо говорить, как обратиться, как посмотреть, какие интонации использовать, чтобы друг другу было хорошо и приятно.
5.Завершение (педагог-психолог и инструктор по физической культуре)
Поругаемся потом, а пока не будем,
Входит дружба в каждый дом
И к зверям и к людям.
В наши двери тоже дружба постучится,
Простоквашинский народ будет веселиться!
А нам пора уже возвращаться обратно в детский сад. Все вы добрые друзья. Давайте вместе споём песенку про дружбу.
Дети делятся на 2 команды: одни - «кошки», другие – «собаки». «Кошки» поют по-кошачьи: «мяу, мяу» на мотив «Когда мои друзья со мной…» (В.Шаинский). «Собаки» по команде тоже вступают в хор, но на своем языке – «гав, гав».
Список литературы:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. – 144 с.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 – 304 с.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: «Академия развития», 2000. – 176 с.