У каждого учителя есть достижения, работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать?
На сегодняшний день придумано всему этому применение: завезти методическое портфолио.
Форма аттестации в виде презентации методического портфолио получила широкое распространение. Однако при его составлении у учителей возникают вопросы:
- а нужно ли помещать копии документов, подтверждающих прохождение курсовой подготовки?
- подготовить портфолио на бумажном носителе или электронное портфолио?...
Но ясно лишь одно, презентацию методического портфолио как форму представления системы работы в процессе аттестации может избрать педагог, который имеет
- навыки и опыт работы с персональным компьютером;
- опыт его интересен и разнообразен.
Для того что бы не допускать ошибок и не испытывать затруднений, у учителя «на руках» должно быть Положение о портфолио учителя. Это значительно облегчит труд.
Предлагаю вашему вниманию вариант Положения о портфолио учителя и электронное портфолио.
Примерное положение о портфолио учителя.
I. Общие положения
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки педагогической деятельности учителя, один из современных методов его профессионального развития.
Портфолио позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную траекторию, становится доказательством роста его профессионального уровня, является основанием для аттестации педагогического работника.
Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога, для объективной оценки его профессионального уровня
II. Структура и содержание портфолио
Общие сведения об учителе
- Титульная страница (ФИО учителя, число, месяц и год рождения, фотография).
- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении.
- Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов).
- Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
- Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
- Дипломы различных конкурсов.
- Другие документы по усмотрению учителя.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Результаты педагогической деятельности
- Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
- Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
- тестов обученности;
- контрольных срезов знаний;
- участия воспитанников в школьных, районных (городских), республиканских, всероссийских олимпиадах, конкурсах и т.д.
- Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
- Наличие медалистов.
- Поступление в вузы по специальности и т.п.
Научно-методическая деятельность
- Материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
- Материалы, в которых обосновывается выбор учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
- Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных,технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.
- Работа в методическом объединении, экспертных советах, сотрудничество с методическим центром, другими учреждениями.
- Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
- Участие в методических и предметных неделях.
- Организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов, предметных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п.
Внеурочная деятельность по предмету
- Творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты,выполненные учащимися по предмету.
- Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.
- Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты(диски) с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.).
- Программы кружков и факультативов, элективных курсов.
- Другие документы.
Учебно-материальная база
- В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).
- Список словарей и другой справочной литературы по предмету.
- Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.).
- Наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.).
- Наличие компьютера и компьютерных средств обучения
- (программы виртуального эксперимента, контроля знаний,
- мультимедийные электронные учебники и т.п.).
- Наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.
- Измерители качества обученности учащихся.
- Другие документы по желанию учителя.
- Публикации, отзывы
- Статьи, напечатанные в профессиональных периодических изданиях,
- сборниках и т.п.
- Тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях,
- семинарах, заседаниях методического объединения.
- Отзывы коллег, администрации, возможно, родителей, учащихся.
- Представляются в виде текстов заключений, рецензий, резюме,
- рекомендательных писем.
III. Деятельность учителя по созданию портфолио
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Портфолио учителя служит основанием для участия в различных конкурсах, для аттестации на квалификационную категорию, для распределения стимулирующей части оплаты труда.
IV. Защита портфолио
4.1. Форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый учитель
представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио.
Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других.