Урок алгебры в 8-м классе по теме "Преобразование рациональных выражений"

Разделы: Математика


Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели урока:

  • образовательная - совершенствовать навыки действий с рациональными дробями; формировать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • воспитательная - воспитывать у школьников любознательность, чувство национальной гордости, патриотизма; создание положительного эмоционального фона на уроке;
  • развивающая – развивать интерес к математике и её истории, развивать внимание, учить проводить доказательные рассуждения, используя математическую речь; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности (развивать самоконтроль); развивать творчество учеников.

Этапы урока

1. Организация начала занятия. Сообщение темы и постановка цели.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся.

3. Закрепление знаний и способов действий.

4. Информация о домашнем задании,  инструкция о его выполнении. (вариативное).

5. Подведение итогов урока.

6.Рефлексия.

7. Физкультурная минутка (развитие двигательной сферы, гимнастика для глаз).

Ход урока

1. Организация начала занятия

Сообщение темы и постановка цели. (Слайд № 1)

Если мы откроем Большой Энциклопедический словарь, то сможем прочитать, что обозначает слово «преобразование». Итак,  «Преобразование - замена одного математического объекта  аналогичным объектом, получаемым из первого по определенным правилам».

В Толковом Словаре Ожегова  читаем: «преобразовать -   совершенно переделать, превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую…, изменить к лучшему».

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужна замена одного математического объекта  аналогичным ему объектом?

(Выслушиваются ответы детей.)

Т.о. тождественные преобразования алгебраических выражений представляют собой набор методов, позволяющих быстро и легко упростить сложное выражение и привести его к более компактному. Целью тождественных преобразований может быть приведение выражения к виду, более удобному для численных расчетов или дальнейших преобразований.

Итак, сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять их тождественные преобразования.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

Ребята, давайте вспомним, какие тождественные преобразования мы  знаем.

К тождественным преобразованиям относятся:

  • приведение подобных членов;
  • раскрытие скобок;
  • разложение на множители;
  • приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

(На этапе актуализации предложен кроссворд на повторение теоретических фактов, необходимых на уроке.) 

Приложение2.

У каждого из вас на парте лежит кроссворд. Такой же кроссворд вы видите на экране.  Угадав все слова и записав их в клеточки по горизонтали, в выделенном вертикальном столбце вы прочтете одно замечательное слово. (Слайд № 2)

(Разгадав кроссворд, в выделенном вертикальном столбце ученики читают слово «истина»)

Почему мне захотелось выделить это слово? Потому что мы сегодня познакомимся с фрагментами биографии одной известной женщины-математика, у которой девизом всей жизни было: «служить истине, служить справедливости». Но знакомиться мы будем в результате выполнения учебных  заданий по теме сегодняшнего урока.

3. Закрепление знаний и способов действий

1) (Слайд № 3)

Кто же эта женщина? Выберите её имя из четырёх имён известных женщин, каждому из которых соответствует набор из единиц и нулей. Правильному ответу на вопрос соответствует набор, имеющий некоторое отличительное свойство  по сравнению с другими наборами.

Ответ: С.В.Ковалевская. Набор (10111) отличается от трёх других тем, что состоит из четырёх единиц и нуля, а другие – из трёх единиц и двух нулей. (Слайд № 4)

Отметим кратко, чьи портреты, помимо С.В.Ковалевской, представлены на слайде.

(Справка учителя)

Приложение4

2) (Слайд № 5)

Число, записанное под годом рождения С.В.Ковалевской, равно количеству верных равенств среди следующих:

У каждого из вас на партах лежат карточки зелёного и красного цвета. Если вы считаете, что равенство верное, то поднимите карточку зелёного цвета, если – неверное, то красного.

Ответ: Верных равенств четыре, равенство под буквой г) неверное, нарушено правило возведения дроби в степень.

(Слайд № 6)

(Справка учителя)

3) Рассмотрим примеры, включающие в себя все действия с дробями. Порядок их выполнения  - такой же, как и с числовыми дробями. Существует два способа записи таких примеров:

1) «цепочкой» - для несложных примеров;

2) по действиям – для более сложных. (Слайд № 7)

Чтобы узнать название имения Крюковских, найдите значение выражения при х = 2, у = 5 и представьте ответ в виде десятичной дроби:

(Один ученик у доски выполняет задание и записывает пример «цепочкой»)

Решение:

(Справка учителя)

(Слайд № 8)

4) (Слайд № 9)

Чтобы узнать фамилию первого учителя Софьи Ковалевской, упростите выражение.

(Один ученик у доски выполняет задание и записывает пример «цепочкой». Остальные  выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой.)

Решение:

(Справка учителя)

(Слайд № 10)

5) (Слайд № 11)

Чтобы узнать имя петербургского учителя Софьи Ковалевской, упростите выражение и найдите его значение при х = -5 и у = 3.

(Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.)

Ответ: 10

(Слайд № 12)

(Справка учителя)

Физкультурная минутка (развитие двигательной сферы, гимнастика для глаз)

(Слайд № 13)

6) (Слайд № 14)

Сравните значения выражений А и В при р = -3,75, и вы узнаете имя знаменитого немецкого математика, ставшего научным руководителем С. Ковалевской.

(Учащиеся решают задания по вариантам: 1 вариант находит значение выражения А, 2 вариант – выражения В. Два ученика  у доски выполняют задания, записывая решение по действиям. Затем сравнивают получившиеся ответы.)

Ответ: значения  выражений А и В равны.

(Справка учителя)

(Слайд № 15)

7) (Слайд № 16)

Знаете ли вы, в каком университете читала лекции и заведовала кафедрой С.В.Ковалевская?
Чтобы узнать это, решите уравнение:

(с комментированием с места).

Ответ: х =10, х = -10.

(Справка учителя).

8) (Слайд № 17)

Подберите числа и запишите их в квадратных скобках так, чтобы получилось тождество. Вы сможете узнать, в какой области   С. В. Ковалевская была так же талантлива, как и в математике.

Решение:

(Справка учителя)

(Слайд № 18)

4. Информация о домашнем (вариативном) задании,  инструкция о его выполнении

Даны 3 различных варианта домашнего задания, каждому из вас предлагается решить один из них по выбору (задания имеют «подсказку» - сложность задания).

Приложение3.

5. Подведение итогов урока

6. Рефлексия

Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что  тема урока была интересна, что хорошо и с пользой потрудились на уроке, узнали что-то новое, то нарисуйте себя на вершине высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.

Хочется закончить наш урок стихами Софьи Ковалевской.

Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, и с верной спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.

Спасибо за работу!

(Слайд № 19)

К уроку имеется презентация и справка для учителя.