КТД: "Космические дали"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: сформировать первичное представление о космосе и об освоении космоса человеком.

Задачи:

  1. развитие интереса к познавательной деятельности;
  2. раскрытие творческого потенциала участников КТД;
  3. развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
  4. развитие информационных умений (умения пользоваться различными источниками информации, умения анализировать информацию, умения выделять главное-существенное);
  5. формирование управленческих умений (умения понимать поставленную задачу, понимать последовательность действий для выполнения поставленной задачи, планировать свою работу);
  6. формирование социального опыта (навыков организации КТД, оценки своей работы, ознакомление с профессиями - космонавт, конструктор, воспитание ответственности за порученное дело, осуществление сотрудничества в процессе совместной работы)

КТД - это дело, которое предполагает непрерывный поиск лучших решений для достижения поставленной цели, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. В деле принимают участие все ученики, классный руководитель, помощь в организации оказывают родители.

Схема организации КТД:

  1. Предварительная работа.
  2. Коллективное планирование.
  3. Коллективная подготовка к делу.
  4. Проведение КТД.
  5. Коллективное подведение итогов.
  6. Важнейшее последствие.

Ход урока

1. Предварительная работа.

Мобилизующий момент.

- Ребята, учителя других классов узнали, что мы часто проводим КТД и попросили поделиться опытом. Как вы относитесь к предложению провести КТД?

Посмотрите по календарю у нас 7 апреля - это День Здоровья и 12 апреля - День Космонавтики. Какую тему выберем?

(День Космонавтики.)

- Как будем планировать свою работу? (Нужно выяснить, что знают дети о космосе)

- Каким образом? (Проведем опрос)

Опрос (Был составлен тест из 5 вопросов по теме - космос)

В течение 3 дней были опрошены 3-а, 3-б, 3-в, 3-д, 4-б, 4-в классы и родители 3-в.

В проведении опроса приняли участие все ученики класса. Результаты подсчитывала счетная комиссия, состоящая из 5 человек.

Классный руководитель по результатам сделал диаграммы.

По результатам стало понятно, какой информацией о космосе дети владеют не в полной мере.

Формирование групп классным руководителем, исходя из способностей детей.

Были сформированы 3 группы, Каждой группе была предложена инструкция как организовать работу в своей группе (Приложение 1):

  • 1 группа - «Великий спор в географии» (Собрать информацию о том, что знали люди о Солнце, звездах и планетах в древности).
  • 2 группа - «Путешествие по музею космонавтики» (собрать информацию о пионерах космоса).
  • 3 группа - «Полет в космос» (Найти стихи, песни, музыку по данной теме).

2. Коллективное планирование.

После сбора информации - сбор каждой группы отдельно, для составления своего сценария.

Анализ собранной информации, выделение существенного-главного и на основе этого - составление сценария.

3. Коллективная подготовка к делу.

Репетиции.

Оформление и изготовление реквизита.

Поиск костюмов, изготовление костюмов.

Изготовление стенгазет о космосе.

Работа каждой группы ведётся втайне от других групп.

4. Проведение КТД.

1) Мобилизующий момент.

- Сегодня мы показываем наши выступления. Этому предшествовала большая работа. Началось все с идеи - провести КТД о космосе. Чтобы выяснить, что рассказывать о космосе, мы провели опрос среди учащихся 3-4 классов и родителей. Выяснили, что именно дети и взрослые не знают о космосе, и, исходя из этого, определились в выборе тем для каждой из групп. Затем последовал сбор информации по плану, предложенному классным руководителем. После того, как накопилась информации - сбор каждой из групп для написания сценария. Немаловажно, что работа каждой группы велась втайне от других групп и сегодня каждое выступление будет сюрпризом. Желаю всем группам успеха!

- Приглашаю 1 группу.

2) Выступление 1 группы (Приложение 2).

- Ваши впечатления?

- Интересно? Что понравилось? Не понравилось? Что узнали?

- Мне тоже было интересно.

- Благодарим вас за выступление. Похлопаем нашим артистам.

3) Выступление 2 группы (Приложение 3).

Слайды (Приложение 4)

- Что узнали? Что еще хотели бы узнать?

- Поблагодарим ребят за выступление.

4) Выступление 3 группы (Приложение 5).

- Спасибо вам за праздничное яркое выступление.

- А вам, ребята, понравилось? Какое настроение? Почему?

- Что-то узнали о космосе?

5. Коллективное подведение итогов.

- Чему вы научились? Не что узнали, а чему научились?

- Без чего не получилось бы выступление вашей группы?

- С чего все начиналось? Как шла работа? Что получилось? Не получилось?

6. Важнейшее последствие.

Кадры с первого урока в школе.

- Посмотрите на экран. О чем напоминают вам эти кадры? (Первый класс, 1 урок, «Дерево Желаний»)

(Приложение 6)

- Совершенно верно.

- Посмотрите, что написано? («КАСМАНАФТ»)

- Знаете, когда я была маленькой, все мальчишки в нашем классе мечтали быть космонавтами, да и девчонки тоже. И я почему-то думала, что сегодня об этом дети уже не мечтают. Исчез интерес к этой профессии, она стала какой-то самой обычной, обыденной. Но оказалось, что я не права. В нашем классе есть дети, которые мечтают быть космонавтами. Я желаю, чтобы их мечта сбылась. Это так здорово о чем-то мечтать и стремиться к исполнению своей мечты.

Не только нашим будущим космонавтам, всем вам я желаю, чтобы вы ставили перед собой цели и добивались их. Сегодня, я считаю, вы сделали маленький шажок к этому. А «Ягодка по ягодке и наберется кузовок».

- Как вы думаете, можем ли мы свои выступления показать другим ребятам и родителям?

- Почему?

- Что нужно изменить в выступлении?

- Я с вами согласна. Немного переделаем, исправим недочеты и будем выступать перед третьеклассниками и родителями.

Выступление перед родителями и детьми из других классов.

Выступление было показано через неделю, после небольшой корректировки сценариев.

Используемая литература

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. / Д.Холланд. - М.: Издательство «Махаон», 2003.- 487с.
  2. Энциклопедия для детей. Т.23 Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. / Глав.ред. Е.А.Хлебалина, отв.ред. Д.И.Люри.-М.: Аванта+, 2003.-688с.: ил.
  3. Газета для учителей начальной школы «Педсовет»
  4. № 1, 2004. / Н.П.Шумилова. Пресс-конференция «Мы - дети Галактики»
  5. Газета для учителей начальной школы «Педсовет»
  6. № 5, 1998. / КТД
  7. Наши праздники. Книга для детей и взрослых. / Л.Ю.Болдырева. - ООО» Издательский центр «У-Фактория», 2000
  8. Энциклопедия праздников. / Авт.-сост. Н.В.Чудакова. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 256 с.: ил.
  9. И учеба, и игра: русский язык. Пособие для родителей и педагогов. / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с.
  10. Веселые праздники в школе. Сценарии праздников для младших школьников. / А. Трусий. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 222 с.
  11. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя. / Сост. В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
  12. 100 великих имен в математике, физике и географии: научно-популярн. изд. / О.А. Смирнов, Т.С. Майорова, ИГ. Власова, научн. ред. В.В. Славкин. – М.: Филол. о-во «Слово», АСТ, 1998. – 496 с.
  13. Интернет- ресурсы.