Цель:
- Обобщить знания об основных правах ребёнка, закреплённых в Конвенции;
- Закрепить полученные знания с помощью виртуальной экскурсии к памятнику на Болотной площади города Москвы (по материалам газеты «Библиотека в школе» № 10, 2003 г)
Оборудование:
- таблички с названиями правовых документов,
- «Календарь правовых дат»,
- фотомонтаж экспозиции памятника М. Шемякина на Болотной площади в г. Москве.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Посмотрим на «Календарь правовых дат»:
- 2001 – 2010гг – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
- 1 июня – Международный день защиты детей.
- 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
- 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
- 2 декабря – День борьбы за отмену рабства.
- 10 декабря – День прав человека.
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Права человека принадлежат всем людям, в любых ситуациях, в любых странах. Они принадлежат каждому человеку от рождения. Невозможно лишить кого-либо права, так же, как невозможен добровольный отказ от них. Права человека – это наш щит, который защищает нас от несправедливого вмешательства других.
II. Беседа.
- Какие документы, защищающие права ребёнка, вы уже знаете и когда эти документы были приняты? (Таблички)
Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г |
Декларация прав ребёнка 20 ноября 1959 г |
Конвенция о правах ребёнка 20 ноября 1989 г |
Конституция РФ 12 декабря 1993 г |
20-го ноября – Всемирный день прав ребёнка, потому что в этот день 50 лет назад Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (ООН) приняла Декларацию прав ребёнка. Потом в этот же день, но в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В России она действует с 1990 года.
- Основной документ, защищающий права детей, - Конвенция о правах ребёнка.
Что такое Конвенция?
(Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.)
- Конвенция закрепляет общие для всего мира права детей, гарантии защиты детей от насилия, эксплуатации и равнодушия.
Кто в нашей стране считается ребёнком?
(каждый человек с рождения и до 18-и лет)
- Статьи Конвенции детализируют права каждого ребёнка. А сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?
(всего 54 статьи)
Конвенция о правах ребёнка – объёмный и достаточно сложный документ. Поэтому и знакомимся мы с ней постепенно.
Какие статьи вы уже знаете? (Ответы детей)
Прошло уже много лет. Меняются времена, люди. А проблема защиты прав детей остаётся.
- Как вы думаете, от кого надо защищать детей? (Ответы учеников)
Взрослые должны защищать детей, но они и сами же являются нарушителями законов.
III. Виртуальная экскурсия на Болотную площадь в городе Москве.
В самом центре Москвы, недалеко от Кремля есть странный памятник. От него холодеет внутри, рядом с ним жутко находиться. В то же время его очень внимательно хочется рассмотреть, вдумываться в каждую деталь…
15-фигурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» задумана автором как аллегория борьбы с мировым злом.
Она установлена в Москве в 2001 году в сквере на Болотной площади. Место для памятника символично: именно на Болоте в средневековой Москве совершались казни, а в пору борьбы с ересями (XVI – XVII вв.) жгли неугодные богу книги, а заодно дудки, гусли и прочие скоморошьи инструменты – атрибуты, уходящие корнями в древнее язычество.
Композиция эта – напоминание человечеству о том, сколь беззащитно и слепо дитя в мире жестокости, черствости и насилия.
Автор этой композиции Михаил Михайлович Шемякин (р. 1943 г), художник, график, скульптор. Автор экспрессивных работ в смешанной технике. (Памятник Петру I в Санкт- Петербурге).
Обращаясь к будущим зрителям М.М. Шемякин написал: «Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшних и будущих поколений.
Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: «Дети – наше будущее!» Однако для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России».
Кто же такие – эти представители пороков взрослых?
Перед нами полукольцо из 12 фигур–мутантов, уродов, монстров. Поражает то, как точно мог определить автор тот или иной порок человечества.
Вот, в позе угодливого лакея со шприцем наготове, застыла Наркомания.
Рядом с нею - Проституция с головой жабы тянет к вам руки, обвитые змеями.
Они ждут вас, готовы принять в свою компанию.
За ними – Воровство со свиной головой, демонстративно, позвякивает украденным кошельком.
Дальше мы видим отупевшее Пьянство, как на троне, бесстыдно сидящее на винной бочке.
А что это за осёл с шутовским жезлом лихо отплясывает танец? Это – Глупость.
Рядом стоит Монах-инквизитор с марионетками в одной руке и скрижалями в другой. Он олицетворяет Лженауку. На скрижалях начертаны слова: «Мирный атом: Чернобыль. Военный атом: Хиросима, Нагасаки. Генная инженерия растений. Клонирование человека».
Пропаганда насилия не расстаётся с томиком своего кумира (Адольфа Гитлера) – «Майн кампф», из-под фрака торчит хвост, на ноге – копыто.
Рядом, с головой носорога - Садизм. Он отвратителен в своём похотливом жесте.
Эксплуатация детского труда смахивает на Карабаса-Барабаса, зазывающего в шарманку-фабрику свои жертвы.
Шагает с посохом измождённая старуха – Нищета, единственная, пожалуй, не утратившая человеческого облика.
Рыцарь в латах и противогазе – Война, - словно младенца, поддерживает в руках бомбу с мордочкой Микки-Мауса. За спиной, подобно крыльям чудовищных насекомых, косы – атрибут смерти.
В центре, на возвышении, - Равнодушие с фигурой, напоминающей гроб, – основа всех пороков. Оно отвернулось и заткнуло руками уши, видна лишь маска, надетая на затылок.
А дополняет этот безумный карнавал Гильотина, напоминающая бритву, которой только что перерезали вены.
В этот сжимающийся порочный круг устремлены две золотистые фигурки мальчика и девочки с завязанными глазами. Быть может, они играют в жмурки, пытаясь поймать друг друга? Но вектор движения нарушен, они слепо бегут в объятия пороков. А рядом брошены «Сочинения А.С.Пушкина», «Русские народные сказки».
Композиция напоминает нам, взрослым:
Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы их травим наркотиками?Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы истребляем окружающую среду?Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы так часто равнодушны к их интересам?Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же так много у нас детей-сирот при живых родителях?Мы не хотим вреда нашим детям –
И всё же убиваем их на войне.
IV. Закрепление.
1. На доске анаграммы:
НОКЕВНИЦЯ
РДОТИЕИЛ, ГОУСАРДТСОВ
ИЖЗНЬ, РБОАЗОАВИНЕ
Вопросы:
- Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
- Какие основные права ребёнка вам известны?
- В каком международном документе записаны права детей.
2. Нарушены ли права ребёнка в следующих ситуациях? Если да, то какие?
а) ребёнка заставляют мыть руки перед едой;
б) ребёнка заставили убрать в своей комнате;
в) ребёнка заставили просить милостыню в подземном переходе;
г) ребёнка заставили делать уроки;
д) ребёнку отказали в медицинской помощи, потому что ему уже 17 лет, и он сам в состоянии о себе позаботиться.
Литература.
- Буклет «Мои права – шаг в будущее» Центр развития гражданских инициатив. Владивосток, 2004
- Газета «Библиотека в школе» № 10, 2003.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Шабельник Е.С. Права ребёнка. Учебник для начальных классов. М. 1998.