Пояснительная записка.
Викторина может использоваться при проведении развивающей игры в 6-ых классах, после изучения раздела «Гидросфера».
Задания отобраны из различных источников, некоторые придуманы автором, а также использованы лучшие вопросы из ученических работ.
Некоторые развивающие задания отличаются повышенным уровнем сложности и направлены не столько на контроль знаний, сколько на развитие логического мышления и развитие интереса к географии. Многие задания носят интегрированный характер в силу специфики самого предмета и поэтому требуют определённых знаний по другим дисциплинам, широкой эрудиции. Для развития зрительной памяти и наглядного мышления учащихся необходимо постоянное обращение и изучение разных видов географических карт – основного источника географической информации.
В данной викторине совершенствуются умения и навыки по работе обучающихся с картографической базой данных.
В мультимедийном сопровождении викторины для иллюстраций использованы фотографии из путешествий автора. Музыкальное сопровождение можно использовать как вариант фонового оформления - регулируя громкость подборки мелодий.
Викторина будет полезна не только учителям географии, но и организаторам по воспитательной работе, а также классным руководителям.
Цели:
- расширить кругозор и представления учащихся о гидросфере Земли, о частях Мирового океана, о многообразии географических объектов;
- развить умение обобщать, классифицировать, делать выводы;
- повысить познавательный интерес к предметам географии, биологии, истории.
Оборудование:
- физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы,
- листы бумаги формата А4 или крупнее, фломастеры,
- мультимедийный проектор с презентацией, аудиоколонки,
- призовые жетоны «Кораблики».
Возраст участников:
Время проведения:
Ход занятия
слайд № 1.
I. Организационный момент.
В викторине участвуют две команды:
«Штиль» и «Шторм», а также группа болельщиков и жюри.
Команды получили домашнее задание – подготовить несколько пантомим на морскую тематику. Болельщики также выполнили задание – придумали небольшой кроссворд «Реки» или «Озёра» или вопросы – загадки.
музыкальное сопровождение: В. Бутусов «На море танки грохотали»
II. Проведение игры.
1 тур. Морской.
слайды № 2,3,4.
Учитель: В первом туре команды по очереди отвечают на вопросы. Если у команды нет ответа, то возможность ответить (и заработать балл) получает другая команда.
Итак, назовите и покажите на карте эти моря.
- Самое большое море Земли. (Филиппинское)
- Самое малое море. (Мраморное)
- Какое море России в древности называли Янтарным? (Балтийское. По причине огромных запасов янтаря на его побережье)
- Море России, называемое « Ледяным погребом» (Карское. 9 месяцев в году оно покрыто льдами)
- Какое море древние греки называли « внутренним»? (Средиземное)
- Самое мелководное море. (Азовское.)
- Самое солёное море Земли. (Мёртвое. Его солёность ‰)
- Самое пресноводное море. (Балтийское. Его солёность ‰)
- Самое тёплое море? (Красное)
- Какие вы знаете « цветные» моря? (Жёлтое, Красное, Белое, Чёрное)
- Назовите моря, которые омывают « итальянский сапожок». (Адриатическое, Ионическое,Тирренское, Лигурийское)
музыкальное сопровождение: В. Сюткин «Как провожают пароходы…»
2 тур. Пантомима.
слайд № 5.
1 вариант:
Учитель: Дома каждая команда подготовила несколько пантомим на морскую тему. Сейчас представители от каждой команды изобразят любой водный объект: остров, океан, море, залив, полуостров, реку и др. Ребята из другой команды должны назвать загаданный географический объект и показать его на карте.
Например, ребята с интересом подготовят пантомиму на тему: «море Лаптевых», «полуостров Лабрадор», «Южно-Китайское море», «Тихий океан» и т.д.
2 вариант (облегченный):
Можно предложить изобразить объекты со слайда.
слайд № 6.
музыкальное сопровождение: Н.Расторгуев и группа ЛЮБЭ «Песня о друге»
3 тур. Юнга.
слайд № 7.
Учитель: В этом конкурсе участвуют капитаны команд. За правильный ответ команды получают по 2 балла. В случае, если капитан затрудняется, ему может помочь команда – 1 балл. Если у команды нет ответа, вопрос переходит к другому капитану и команде.
слайды № 8 и 9.
- Какой напиток чаще всего подают на обед морякам? (Компот)
- Какой флаг развевается на всех военных российских судах ВМФ? (Андреевский)
- Какой объект располагается за дверью с надписью «00»? (Гальюн)
- Что такое секстант? (Прибор для определения местоположения корабля относительно звёзд, луны, сторон горизонта)
- В каком проливе проложен автомобильный и железнодорожный тоннель между двумя странами? (пролив Ла-Манш. Сообщение между Францией и Великобританией)
- Как называются суда для перевозки нефти? (Танкеры)
- Чем прославился крейсер « Аврора»? ( 25 октября 1917 года, или 7 ноября по-новому стилю с него прогремел выстрел, предвещавший восстание рабочих и крестьян – начало Великой Октябрьской Социалистической Революции.)
- Близ какого полуострова выдержал свой последний бой легендарный русский крейсер «Варяг» в 1912 году? (близ полуострова Корея, в порте Чимульпо, во время Русско-Японской войны)
- Назовите крупнейшие российские порты на:
- Японском море (Владивосток)
- Балтийском море (Калининград)
- Чёрном море (Новороссийск)
- Все вы, наверняка, читали роман Ж. Верна « Пятнадцатилетний капитан». Вспомните, с помощью какого инструмента злодей Негоро сбил корабль с правильного курса? (С помощью топора. Он был подложен под компас у штурвала)
- Как называются судна для перевозки крупных видов транспорта: ж/д вагонов, машин, тракторов и др. техники. (Паромы)
- Что означает выражение « Семь футов под килем»? (Не сесть на мель. По англ. «фут» - длина стопы человека)
музыкальное сопровождение: Г.Отс «Чёрное море»
4 тур. «Найди меня на карте».
слайд № 10.
Учитель: В этом конкурсе участвуют художники. За несколько минут команды готовят соперникам по 3 карточки – очертания известных географических объектов (островов, заливов, полуостровов и др.) За узнаваемые болельщиками объекты команде будут начисляться дополнительные баллы.
музыкальное сопровождение: Н.Расторгуев и группа ЛЮБЭ «Там за туманами»
5 тур. игра «Что лишнее?»
слайд № 11.
Учитель: В этом туре участвуют не только команды, но и болельщики. Игра заключается в том, что нужно как можно быстрее определить, какой географический объект в представленной цепочке названий лишний, т. е. не имеет ничего общего с остальными названиями. Свой ответ нужно обосновать.
слайд № 12.
Гибралтарский, Берингов, Бенгальский. (Это залив, другие – проливы)
Панамский, Мексиканский, Суэцкий. (Это залив, другие – каналы)
Исландия, Куба, Япония, Индия. (Эта страна расположена на полуострове, а другие – на островах)
Виктория, Нил, Байкал, Каспийское. (Это река, другие - озёра)
Аравийский, Камчатка, Сахалин, Индокитай. (Это остров, остальные – полуострова)
Карибское, Персидский, Лаптевых, Северное. (Это залив, а другие – моря)
музыкальное сопровождение: Л.Филатов «Пиратская лирическая»
6 тур. «Отгадай».
слайд № 13.
Учитель: Этот конкурс заключительный. Вопросы в нём будут задавать болельщики. (в другом варианте можно использовать вопросы со слайда)
Варианты вопросов:
слайды № 14 и 15.
- У кого в море рот на брюхе? (у акулы)
- Кто краснеет, увидев обед? (Кальмар)
- Какая птица высиживает яйца на весу? (Пингвин)
- У кого одна нога дом перевозит? (у брюхоногого моллюска: прудовика, виноградной улитки и др. варианты ответов)
- Кто назвал острова Огненными? (Фернан Магеллан во время кругосветного плавания)
- Что такое Лаперуза? (пролив между островом Сахалином и Японскими островами)
- Что такое Бофорта? (море у берегов Северной Америки)
- С. Есенин говорил: «Никогда я не был на Босфоре. Я тебе придумаю о нём» Какое государство находится на берегах Босфора? (Турция. Босфор – это пролив из Чёрного моря)
- Назовите самый широкий пролив. (пролив Дрейка, он соединяет Атлантический и Тихий океаны)
- Назовите самый мелкий пролив, недоступный для крупных судов. (Керченский – из Азовского в Чёрное море)
- Какой пролив самый протяжённый? (Мозамбикский – между Африкой и Мадагаскаром)
- Какой полуостров нашей страны омывается двумя океанами? (Чукотский: Тихим и Северным Ледовитым)
музыкальное сопровождение: Ю.Антонов «Море-море»
III. Подведение итогов. слайд № 17.Жюри подводит итоги игры.
По большему количеству заработанных баллов (жетонов-корабликов) определяется лучшая команда и лучший участник.
Награждение.