Цели урока:
- Отрабатывать умения разбирать слова по составу;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;
- узнать признаки отличия правописания приставок и предлогов;
- развивать умение различать приставки и предлоги;
- учить применять изученное правило на практике;
- воспитывать дружеские отношения между детьми (взаимопомощь, сплочение коллектива);
- расширять словарный запас слов;
- вырабатывать объективную самооценку знаний
Ход урока
I. Организационный момент.Организация внимания. Хлопни в ладоши в момент, когда предмет окажется за пределами рамки (по принципу графического диктанта).
II. Актуализация знаний необходимых для работы над новым материалом.-Над какой большой темой работали на протяжении последних уроков?
-Что знаете и умеете по данной теме?
( По мере получения ответов заполняется следующая таблица)
- Молодцы! Очень много умеете и знаете.
Приём «мозговой атаки»
Задание на доске:
- Попробуйте объяснить значение слов!
Наряд, на ряд, запечь, за печь, пробор, про бор, пополю, по полю
Ответы детей:
- Что интересного вы заметили?
- Одни слова пишутся вместе, а другие раздельно!
-Почему?
В классе наступает тишина.
-Попробуйте предложить своё задание к этим словам!
- можно разделить по парам;
- можно на группы: пишу слитно, пишу раздельно;
-Давайте, разделим на две группы: пишу слитно, пишу раздельно
Наряд Запечь Пробор Занос Пополю |
на ряд
за печь про бор за нос по полю |
Дети замечают:
- Во втором столбике предлог, а он пишется со словом раздельно.
-А что тогда в первом столбике?
В классе наступает снова тишина.
- Это наверно приставка
-Найдём приставки в этих словах!
- Вспомните и назовите порядок разбора слова по составу.
- Сначала находим окончание, затем выделяем основу, в основе находим корень, затем суффикс и приставку.
- Замечательно, найдите приставки в этих словах.
Наряд Запечь Пробор Занос Пополю |
на ряд
за печь про бор за нос по полю |
Без проблем выделяются приставки во всех словах.
- Попробуйте определить тему урока!
Дети сами определяют тему урока.
- Приставка и предлог.
Учитель конкретизирует:
Тема: Приставка и предлог.
III. Постановка учебной задачи.-Предлагаю разобраться с вопросом «Почему нужно различать приставки и предлоги » Это проблемный вопрос урока. ?
- Ваши действия? Что для этого нужно сделать?
- Пронаблюдать, сравнить.
- Сделать вывод.
- Сличить результат самостоятельной работы с правилом в учебнике.
- Уметь применять при письме.
Метод исследования
1. Наблюдения, сравнения
- Что знаете о приставке?
- Часть слова;
- Служит для образования новых слов;
- Пишется слитно;
- Молодцы!
На доске появляется запись. Дети пишут в справочник.
Приставка
- Часть слова;
- Служит для образования новых слов;
- Пишется слитно;
- А что знаете о предлоге?
- Часть речи;
- Служит для связи слов в предложении;
- Пишется раздельно
- Молодцы!
На доске появляется запись. Дети пишут в справочник.
Предлог
- Часть речи;
- Служит для связи слов в предложении;
- Пишется раздельно
- Попробуйте между слов за нос поставить слово, например, большой.
А в слово занос.
-Сделайте вывод.
- Между предлогом и словом можно вставить слово, а между приставкой и корнем - нет!
- Дополним нашу таблицу ещё одним пунктом.
2. Сделай вывод.
приставка |
предлог |
|
1 |
часть слова |
часть речи |
2 |
Служит для образования новых слов |
Служит для связи слов в предложении |
3 |
Пишется слитно |
Пишется раздельно |
4 |
нельзя вставить слово |
можно вставить слово |
3. Сличи результат самостоятельной работы с правилом в учебнике (стр. 62-63)
Физминутка.
V. Первичное закрепление.
- Умницы! Много знаете и умеете. Я предлагаю выполнить вам небольшое задание по данной теме. Раскрой правильно скобки.
(С)крыши (с)катился ком снега. Мальчик (в)бежал (в)комнату. (На)дворе (на)мело сугробы.
В процессе первичного закрепления использую приём комментирования: дети проговаривают новое правило в громкой речи.
4. Упражнения на применение.
Упражнение №110.
- Самостоятельная работа учащихся типовых заданий.
Часть упражнения выполняется в классе, а другая часть – дома. В ходе работы поясняется домашнее задание.
- Самостоятельная проверка детьми своей работы.
При проверке работы каждый должен себя проверить – всё ли он понял, запомнил ли новое правило, если нет, то определяет для себя следующий пункт домашнего задания – выучить правило дома. На этом этапе урока стараюсь создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Дети с высоким уровнем развития, раньше других справившиеся с упражнением, работают консультантами (по необходимости) или выполняют дополнительное задание (чаще всего - олимпиадные)
- Самооценка.
На данном этапе при затруднении возможна работа в парах.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Контроль и оценка знаний.
VII. Итог урока.
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Какую цель ставили для себя? Достигли поставленной цели?
- Узнать признаки отличия +
- Научиться применять правило +
- Быть внимательными и наблюдательными +
- Писать грамотно +/-
- Правильно оформлять работу в тетради +
Рефлексия.
-Что можете сказать об уроке:
- Мне было трудно, но интересно
- Мне было трудно, поэтому неинтересно
- Мне было легко и интересно
-Что нужно обязательно запомнить?
-Над чем нужно ещё поработать?
Литература:
- А. В. Полякова. Учебник русского языка для 3 класса (1 часть) Москва «Просвещение» 2006
- С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. Толковый словарь русского языка. Москва 2002
- О. Д. Дмитриева, Е. П. Фефилова. Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по русскому языку». Москва «Просвещение» 2005
- О. Д. Ушакова. Словообразовательный словарь русского языка. Издательский Дом «Литера», 2008