Тип урока: Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.).
Форма: Работа в группах и парах статичного состава.
Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность.
Учебная задача: Формирование и совершенствование фонетико-графических знаний и умений учащихся в обозначении мягкости согласного звука мягким знаком.
Цели:
- Обучающие:
- уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове.
- воспроизвести знания об изученных правилах письма.
- Развивающие:
- способствовать развитию орфографического навыка.
- активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Оборудование.
- Учебник «Русский язык» - 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2006г.
- «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2007г.
- Таблица для определения уровня эмоционального комфорта учащихся.
- Таблица букв для минутки чистописания.
- Картинный словарь (видеоряд, ИКТ)
- Индивидуальные листы с заданиями тестового характера.
- Знаки равенства и неравенства.
- Игра «Грамматический хоккей».
- Игра «Генералы»
Место в разделе: седьмой урок (из 16 уроков) по теме «Согласные звуки и буквы для их обозначения».
Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам и результат опыта работы на данном уроке.
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Мне с вами в прятки:
Пусть ручка плавно поплывёт
В тетрадке по реке бумажной,
Сегодня в классе у ребят
Урок ответственный и важный.
В добрый путь, друзья!
Рефлексия (на партах у каждого ученика цветные кружки)
Учитель: - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (Учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе). (Приложение № 1)
Сюжетная линия урока (с применением ИКТ):
(Звучит музыка, на экране идёт космическая заставка)
Рассказ учителя: Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие по звёздному небу. У древних народов самым главным было созвездие Тельца, так как Новый год начинался весной. Среди всех знаков зодиака Телец – самое древнее созвездие. В жизни древних народов скотоводство играло огромную роль, а Телец – это бык. Многие древние народы почитали это животное, считали его священным. Самая яркая звезда в созвездии Тельца носит название Альдебаран. Именно с этой далёкой звезды приземлился к нам на урок Робот, который привёз с собой несколько заданий для вас. Итак, друзья, за работу! (Приложение № 2)
Актуализация знаний.
(Работа по группам – рядам)
Учитель: Ребята, отгадайте загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, а называется всё …(АЛФАВИТ).
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько согласных?
- На какие две группы можно разделить все согласные звуки? (твёрдые и мягкие).
- Назовите среди гласных только те буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука? (е,ё,и,ю,я).
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Согласные звуки и буквы для их обозначения».
На партах у вас листы со словами. Ваша задача изменить слова так, чтобы первыё твёрдый согласный стал мягким. Для этого вам необходимо вспомнить, какими гласными буквами обозначается мягкость согласного звука на письме.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
лук - |
рад - |
воз - |
ток - |
мыл - |
был - |
нос - |
пыл - |
рука - |
лото - |
мышка - |
мор - |
Проверка:
Учитель: Какие слова у вас получились?
- Какие гласные буквы помогли вам превратить твёрдый согласный в мягкий? (е,ё,ю,и,я)
Вывод: Буквы я, е, ё, и, я указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
II. Чистописание. (Работа в парах постоянного состава)
Учитель: А теперь задание для чистописания.
У вас на партах листы с набором букв. (Приложение № 3) Внимательно посмотрите на лист и определите, какую букву мы будем сегодня писать. Подсказка: она встречается в каждой строке данного набора.
- Что это за буква? (мягкий знак).
- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)
Откройте тетрадочки и запишите в них по образцу:
ььь ььь ььь
- Эта буква гласная или согласная?
- Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука)
А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? ( Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
III. Словарная работа (с применением ИКТ)
1. Картинный диктант. (Приложение № 4)
Учитель: А теперь внимание, на экран. Из космоса мы получили снимки, которые инопланетяне не могут объяснить. Робот просит нас помочь назвать каждый снимок одним словом и выполнить запись этого слова в тетрадях.
- тёплая верхняя одежда (пальто)
- профессия человека (учитель)
- школьная принадлежность (тетрадь)
- зимняя птица с красной грудкой (снегирь)
- время года с листопадом и дождями (осень)
- любитель долгого зимнего сна (медведь)
- обувь для игры в хоккей (коньки)
- Что это за слова? (словарные) - Почему их так называют? (Они с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями) – Как не допустить ошибки в их написании? (Их нужно запомнить или проверить по словарю) Давайте проверим, как вы умеете записывать словарные слова. Смотрите на экран и соотносите слово со своей записью. (Комментирование слов по образцу: в слове « пальто» - 2-ой слог ударный, нужно запомнить безударную гласную букву «а»)
Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю.
2. Конкретизация темы урока.
Учитель: Что общего во всех этих словах? (Буква мягкий знак)
- На какие две группы можно разделить эти слова по местоположению мягкого знака? (Мягкий знак в середине слова и мягкий знак на конце слова)
- Прочитайте слова первой группы (пальто, коньки)
- Прочитайте слова второй группы (учитель, тетрадь, снегирь, осень, медведь)
- Какую работу выполняет мягкий знак? (Указывает на мягкость предшествующего согласного)
Вывод: Сегодня на уроке мы будем с вами развивать умения слышать мягкие согласные звуки в словах и писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова.
IV. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
Учитель: Прочитайте тему урока в учебнике на стр.3. (Работа с учебником с.3.) Чтение темы урока:
Мягкий знак. Чтение главного вопроса: Как обозначить мягкость согласного звука на письме в конце и в середине слова?
2. Воспроизведение знаний о мягком знаке (12мин)
1) Выполнение упр. №1 с.3. (Работа в постоянных группах – рядах).
Прочитайте пословицы.
- Скромность всякому к лицу.
- Бережливость – не скупость.
- Совесть – верный советчик.
Объясните их смысл. Какие качества в людях цените вы?
- Спишите по одной пословице и подчеркните букву, которая не обозначает звука?
- Какую букву вы подчеркнули? (мягкий знак)
2) Определение роли мягкого знака.Чтение сведений о языке с. 3. (Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука: день, пень).
3) Соотнесение количественного состава звуков и букв в словах. (3 мин)
А) Игра «Кто быстрее считает?».
(Работа в группах постоянного состава. У каждого ученика на парте лежит комплект, состоящий из знаков «=» и «>» )
Учитель: Я буду называть слова, а вы должны быстро сосчитать сколько в слове звуков слышится и сколько букв потребуется для его написания. Если количество звуков и букв совпадёт, то вы показываете знак равно, а если не совпадёт – знак неравенства.
Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, письмо, стол, мост, соль.
- Почему в некоторых словах звуков было меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает)
Физкультминутка (в форме игры «Генералы»). (Приложение № 5)
(Двум «Генералам» выдаются таблички, на которых написано: «Указывают на мягкость предшествующего согласного» и «Указывают на твёрдость предшествующего согласного». «Солдатам» - карточки с гласные буквами и буквой мягкий знак).
Правила проведения: по команде учителя каждый «солдат» должен найти своего «генерала».
Б) Упражнение в чтении и написании слов с мягким знаком. (Работа в тетрадях на печатной основе с. 46 упр. № 2)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить новое задание. Пришельцы из космоса успели побывать и в ваших тетрадочках, поэтому в словах исчезли последние буквы. Ваша задача: эти буквы вернуть.
Текст упражнения:
Сире__, тюле__, ладо__, грус__, зве__, те__, оку__, де__, шко__ник, колоко__чик, тю__пан, васи__ки ию__, скатер__ .
Вывод. Какая буква не обозначает звука? (Ответы детей).
- На что указывает мягкий знак? (На мягкость предшествующего согласного).3. Грамматический хоккей.
Учитель: Ребята, а вы любите спорт? А для чего спорт нужен человеку? Какие зимние виды спорта вы знаете? Я предлагаю вам сыграть в хоккей, но не в обычный, а в грамматический. Правила игры таковы: игроки 1-ой команды должны придумать и записать слова с мягким знаком в середине, а игроки 2-ой команды – с мягким знаком на конце. Каждое правильно записанное слово приближает вас на один ход к воротам соперника. Выигрывает та команда, которая первой забьёт гол в ворота. А в это время все оставшиеся на местах ребята в качестве болельщиков работают в своих тетрадочках с участниками той команды, за которую они болеют.
4. Работа с правилом: с. 4.
Учитель: Прочтите ещё раз главный вопрос нашего урока. Вы можете на него ответить? (Ответы детей). Давайте сравним ваши ответы с правилом в учебнике с. 4.:
Правило: Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (ь): коньки, декабрь.
V. Обобщение работы. (с применением ИКТ) (Приложение № 6)
Работа с тестом.
Учитель: Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке. (Самостоятельная работа учащихся).
Фамилия, имя: |
Оцени себя сам |
1. Какая буква звука не
обозначает?
|
|
2. Какое слово будет
лишним?
|
|
3. Подбери пару к слову
конь.
|
|
4. Какую букву нужно
написать в этих словах вместо пропусков
пис…мо, пал…то, ден… .
|
|
5. Какие буквы обозначают
на письме мягкость согласных звуков?
|
Самопроверка теста.
Учитель: Взгляните на экран, найдите ключ к тесту. Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+». Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец! Если 4 – очень хорошо! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!
VI. Итог урока.
Учитель: - Что познавательного было в сегодняшнем уроке? - А чем запомнится вам наш урок?
Завершение сюжетной линии урока.
Учитель: Вы замечательно потрудились! И я думаю, что Робот остался доволен знакомством с вами. А сейчас ему пора домой на свою родину звезду Альдебаран в созвездии Тельца. А на память о сегодняшнем уроке Робот дарит вам в класс картину, на которой изображена его родина и космические послания для каждого из вас.
Мы – жители планеты Земля. Наша Родина – Россия. Мы живём в самом сердце России и владеем несметным богатством: великим, могучим, красивым и певучим родным русским языком. А в Солнечной системе много разных планет и больших и малых. И кто знает, может быть, из неведомых космических далей кто-нибудь наблюдает за нами…
Определение уровня эмоционального комфорта учащихся
Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).
VII. Домашнее задание по уровням: (Приложение № 7)
Репродуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 46 упр. № 1. «Вставь пропущенную букву».
Продуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 47 упр. № 3. Игра «Придумай словечко».