«Истина не рождается
в голове отдельного человека,
она рождается между людьми,
совместно ищущими, в процессе их
диалогического общения»
Бахтин М. М.
Цель урока:
- Продолжить формирование понятия «скорость химической реакции.
- Рассмотреть и доступно объяснить влияние различных факторов на скорость химических реакций.
- Продолжить развитие умения работать в группе.
- Развить умения учащихся доказывать зависимость скорости химической реакции от различных факторов, проводя химический эксперимент.
- Продолжить формировать умения учащихся презентовать свою работу (презентационная схема).
Ход урока
Вызов:
1. Парная мозговая атака. Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по теме «Скорость химических реакций». На это дается пять минут.
Затем используется стратегия «знаю – желаю узнать - узнал» (ЗЖУ)
Знаю |
Желаю знать |
Узнал (а) |
|
|
|
Учащиеся фиксируют результаты в первой колонке.
2. Заполняя вторую колонку, сформулируйте вопросы, что вы хотите узнать по данной теме.
Важно: помочь сгруппировать написанную ими информацию и вопросы по нескольким категориям.
Осмысление:
1. Класс делится на рабочие группы – экспертов.
На этом этапе учащимся необходимо напомнить правила работы в группе:
- Свободный обмен мнениями (каждый имеет право вносить свои мнения, предлагать свои варианты, выдвигать гипотезы и идеи, каждому предоставляется право на ошибку, на первом этапе работы вводится запрет на критику);
- Уважение к мнению каждого участника (мнение, высказанное участником дискуссии, не должно остаться без внимания, должно быть услышано);
- Терпимость к критике (поощрять критику, касающуюся существа дела, но не критику личности).
2. Группы объединяют учащихся, которым дан для изучения один и тот же материал. В группах школьники читают тексты, выделяют главное, составляют опорный конспект и находят ответы на поставленные вопросы. Обмен полученной информацией в малых группах, обсуждение этой информации.
3. Организация составления кластера по разделам этой темы (групповая работа). Подготовка к презентации
- Зависимость скорости реакции от природы реагирующих вещесТВ (приложение 3)
- От температуры (приложение 5)
- От концентрации реагирующих веществ (приложение 1)
- Действие катализаторов (приложение 2)
- Поверхности соприкосновения реагирующих веществ (приложение 4)
3. Эксперты возвращаются в свои первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Эксперт знакомит всех учащихся группы со своей темой, пользуясь презентационной схемой. В каждой группе складывается общее представление об изучаемой теме.
Рефлексия:
- Информация по каждой категории собирается в один «узел» и составляет кластер по всей теме (презентационная работа – рисунок 1)
- После этой работы, учащиеся заполняют третью колонку – «Узнал».
Важно: помочь выделить категории в новой информации. - Если во второй колонке остались вопросы, на которые не были найдены ответы, их можно использовать для организации самостоятельной работы школьников дома.
Дополнительная литература:
- О.С. Габриелян, Т.Е. Деглина, Ф. Н.Маскаев. Общая химия. Методическое пособие.11 класс.- М.: Просвещение, 2006
- О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Химия 11 класс.- М.: Дрофа, 2006