Педагогический совет-дискуссия "Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования"

Разделы: Администрирование школы


Школа хороша, если в ней хорошо
каждому ребенку и взрослому.

Цели: выявить основные проблемы и противоречия при организации дифференцированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования и предложить пути их решения, учитывая возможности и потенциал МОУ СОШ № 5.

Задачи:

  1. Актуализировать проблемы модернизации образования;
  2. Проанализировать и обобщить причины неуспеваемости учащихся в МОУ СОШ № 5;
  3. Обсуждение проблем и перспектив повышения качества знаний учащихся с позиции дифференцированного обучения;
  4. Наметить конкретные пути по совершенствованию методики дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока.

Участники: педагогический коллектив МОУ СОШ № 5.

Оборудование:

  • Графики качества обученности учащихся школы за четверть.
  • Мультимедиа с таблицами
  • Пакет документов по обсуждаемой теме педсовета для каждого учителя.
  • Пакет документов по решению педсовета для МО.

Предварительная подготовка педсовета:

  • Анонс предстоящего педагогического совета;
  • Создание двух инициативных групп-команд педагогов по обсуждению положительных и отрицательных аспектов;
  • Подготовка домашнего задания - распределение вопросов по МО учителей для обсуждения на педсовете.

План проведения.

1. Организационный момент.

- Уважаемые коллеги сегодня педагогический совет будет проведен в форме дискуссии:

Блиц-опрос в начале педсовета "Дифференциация обучения в школе - "за" или "против".(ответственный учитель)

Доклад "Дифференцированное обучение - одно из направлений в использовании личностно-ориентированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования" (Зам директора по УВР Патрахина Н.А.)

Дискуссия "Дифференцированное обучение - это безусловно положительное явление?" (обсуждение данной темы по вопросам домашнего задания) (Руководитель МО учителей Вязовцева В.Г.)

Практикум "Защита положительных и отрицательных аспектов дифференцированного обучения (ответственный учитель)

Доклад "Психолого-педагогическая диагностика учащихся - залог успеха дифференцированного обучения" (Педагог - психолог Талалаевская Л.В.)

Повторный блиц-опрос "Дифференциация обучения в школе - "за" или "против".

Принятие решения педсовета - (Зам директора по УВР Патрахина Н.А.)

2. Блиц-опрос.

Предлагаем вам ответить на вопрос "Нужно ли дифференцированное обучение в школе?". Вам предлагаются бланки, на которых вам нужно написать одно слово: да или нет. Счетная группа подведет итоги в ходе проведения педсовета в процентной составляющей

В конце педсовета будет проведен повторный блиц-опрос, с целью выяснения изменилось ли ваше мнение.

3. Доклад.

Слово для доклада предлагается зам. директора по УВР Патрахиной Н.А. по теме: "Дифференцированное обучение - одно из направлений в использовании личностно-ориентированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования"

Показ итогов блиц-опроса

Председатель педсовета (руководитель МО Вязовцева В.Г.):

Несмотря на то, что дифференцированное обучение в настоящее время широко распространено в практике общеобразовательной школы, отношение педагогов к нему остается неоднозначным.

С одной стороны, признается ценность дифференцированного обучения, так как оно позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников и ориентацией процесса обучения на "среднего" ученика, которая неизбежно возникла в условиях классно-урочной системы.

С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать. Тем более, что способы и методы, определяющие возможности ученика, далеко не совершенны.

Но каждый из нас вынужден признать, что дети отличаются не только обучаемостью, а соответственно и обученностью. Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Но, дифференцируя учебный материал, мы тем самым разделяем учащихся на группы, так как различный учебный материал предназначен для разных групп учащихся.

С этой целью предлагаем командам подготовиться к защите положительных и отрицательных аспектов дифференцированного подхода к обучению учащихся.

4. Дискуссия "Дифференцированное обучение - это, безусловно, положительное явление?"

Пока команды готовятся к защите, мы обсудим данную проблему по вопросам домашнего задания. Познакомимся с законами проведения диспута (дискуссии).

(мультимедиа)

ЗАКОНЫ ДИСПУТА (ДИСКУССИИ).

  1. Диспут - свободный обмен мнениями.
  2. На диспуте все активны. В споре все равны.
  3. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
  4. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
  5. Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
  6. Имей мужество выслушать правду, не обижайся!
  7. Каждый, кто в зале, - активный участник разговора.
  8. Перешептывание, неуместные шутки запрещаются.

Прошу обратить внимание на критерии ответов.

(мультимедиа)

КРИТЕРИИ ОТВЕТА.

  • Аргументированность
  • Полнота ответа
  • Реалистичность.
  • Проявление творчества.
  • Перспективность.
  • Возможность практической реализации.

Предварительно вам были предложены вопросы домашнего задания по обсуждаемой теме.

(мультимедиа)

"ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ"

  • Дифференциация обучения - это, безусловно, положительное явление?
  • Домашние задания всегда должны быть для всех одинаковыми?
  • Касается ли дифференциация оценки знаний учащихся?
  • Всегда ли можно и нужно дифференцировать проверочные работы?
  • Стандартизация образования - это отход от дифференцированного подхода к обучению?
  • Используете ли вы дифференцированный подход в преподавании своего предмета?
  • Какими принципами при этом руководствуетесь?
  • Считаете ли вы оправданной тактику перехода к образованию внутришкольных параллелей разноуровневых классов?
  • Лично Вам проще работать в классе с углубленным изучением предмета или в классе компенсирующего обучения? Почему?
  • Ваши ориентации в отношении дифференцированного обучения как одного из главных методических приемов в условиях стандартизации образования: изучить, опробовать, внедрить.
  • Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?
  • Как влияет дифференцированный процесс в обучение на одаренных детей, учащихся с низкой мотивацией к обучению, среднего ученика?

Приступаем к обсуждению.

5. "Защита аспектов".

По первому вопросу Дифференциация обучения - негуманный способ деления учащихся на разноуровневые группы, основанный только на дифференциации учебного материала.

Приглашается команда защиты отрицательных аспектов.

По второму вопросу Дифференциация обучения - способ раскрытия индивидуальных способностей учащихся в условиях классно-урочной системы приглашается команда защиты положительных аспектов.

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации.

  • Деление по уровню учащихся негуманно.
  • Отсутствие возможности тянуться за более сильным учеником.
  • Социально-экономическое неравенство.
  • Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.
  • Несовершенство диагностик.
  • Понижение уровня "я" концепции.
  • Иллюзия исключительности (звездная болезнь).
  • Понижение мотивации слабых учеников к обучению.
  • Разрушение коллектива класса

Положительные аспекты уровневой дифференциации.

  • Исключается уравниловка и усреднение учащихся.
  • Появление возможности помогать и сильному ученику и слабому ученику.
  • Возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения.
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
  • Повышается уровень "я" концепции (состояние успеха у слабых учеников).
  • Повышается уровень мотивации учения.

6. Доклад "Психолого-педагогическая диагностика учащихся - залог успеха дифференцированного обучения".

Без знаний методик психолого-педагогической диагностики учащихся невозможно использование дифференцированного обучения в школе.

Послушаем доклад педагога-психолога.

7. Проект решения педсовета:

1. Всем членам педагогического коллектива школы с целью повышения качества знаний учащихся продолжить работу над решением таких задач урока, как:

  • совершенствование методики индивидуальной работы с учащимися,
  • использование дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока,
  • организация на уроке работы в разных режимах (коллективная, групповая, парами, индивидуальная),
  • систематическая и целенаправленная работа со слабоуспевающими.

(Ответственные зам директора по УВР, в течение учебного года)

Методическим объединениям продолжить работу по оптимизации педагогической деятельности в современных условиях. А именно: адаптировать собранную информацию на педсовете к особенностям преподаваемого предмета и подготовить материал для обобщения опыта работы по данной теме на заседаниях МО школы.

(Ответственные руководители МО, в течение учебного года)

Создать базу технологий психолого-педагогических диагностик, применяемых в условиях дифференцированного обучения учащихся, с целью дальнейшего их применения в работе педагогического коллектива школы.

(Ответственный педагог-психолог Талалаевская Л.В., в течение учебного года)

8. Итоги педсовета - повторный блиц-опрос.

Мы заслушали защиту аспектов обеих команд, ознакомились с различными методиками психолого-педагогической диагностики учащихся.

Подведем итоги. Как данная аргументация "за" или "против" дифференцированного обучения в школе, помогла вам, уважаемые педагоги, определиться в выборе своего мнения.

Проведем повторный блиц-опрос.

Показ итогов повторного блиц-опроса, сравнение и выводы.

Литература:

  1. Дифференциация обучения в педагогической литературе: (внутриклассная дифференциация)
  2. И. Унт. Задания для ликвидации пробелов в знаниях; для дополнения и углубления программы соответственно интересам и возможностям учащихся.
  3. Е.С.Рабунский. Задания, воспитывающие действенный интерес к учению, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
  4. Г.Д.Глейзер. Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозировки помощи, объем которой может варьироваться.
  5. И.Унт. Задания, назначенные учителем, альтернативные задания, задания для добровольного выполнения, задания, содержание которых найдено учеником.