Школа хороша, если в ней хорошо
каждому ребенку и взрослому.
Цели: выявить основные проблемы и противоречия при организации дифференцированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования и предложить пути их решения, учитывая возможности и потенциал МОУ СОШ № 5.
Задачи:
- Актуализировать проблемы модернизации образования;
- Проанализировать и обобщить причины неуспеваемости учащихся в МОУ СОШ № 5;
- Обсуждение проблем и перспектив повышения качества знаний учащихся с позиции дифференцированного обучения;
- Наметить конкретные пути по совершенствованию методики дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока.
Участники: педагогический коллектив МОУ СОШ № 5.
Оборудование:
- Графики качества обученности учащихся школы за четверть.
- Мультимедиа с таблицами
- Пакет документов по обсуждаемой теме педсовета для каждого учителя.
- Пакет документов по решению педсовета для МО.
Предварительная подготовка педсовета:
- Анонс предстоящего педагогического совета;
- Создание двух инициативных групп-команд педагогов по обсуждению положительных и отрицательных аспектов;
- Подготовка домашнего задания - распределение вопросов по МО учителей для обсуждения на педсовете.
План проведения.
1. Организационный момент.
- Уважаемые коллеги сегодня педагогический совет будет проведен в форме дискуссии:
Блиц-опрос в начале педсовета "Дифференциация обучения в школе - "за" или "против".(ответственный учитель)
Доклад "Дифференцированное обучение - одно из направлений в использовании личностно-ориентированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования" (Зам директора по УВР Патрахина Н.А.)
Дискуссия "Дифференцированное обучение - это безусловно положительное явление?" (обсуждение данной темы по вопросам домашнего задания) (Руководитель МО учителей Вязовцева В.Г.)
Практикум "Защита положительных и отрицательных аспектов дифференцированного обучения (ответственный учитель)
Доклад "Психолого-педагогическая диагностика учащихся - залог успеха дифференцированного обучения" (Педагог - психолог Талалаевская Л.В.)
Повторный блиц-опрос "Дифференциация обучения в школе - "за" или "против".
Принятие решения педсовета - (Зам директора по УВР Патрахина Н.А.)
2. Блиц-опрос.
Предлагаем вам ответить на вопрос "Нужно ли дифференцированное обучение в школе?". Вам предлагаются бланки, на которых вам нужно написать одно слово: да или нет. Счетная группа подведет итоги в ходе проведения педсовета в процентной составляющей
В конце педсовета будет проведен повторный блиц-опрос, с целью выяснения изменилось ли ваше мнение.
3. Доклад.
Слово для доклада предлагается зам. директора по УВР Патрахиной Н.А. по теме: "Дифференцированное обучение - одно из направлений в использовании личностно-ориентированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования"
Показ итогов блиц-опроса
Председатель педсовета (руководитель МО Вязовцева В.Г.):
Несмотря на то, что дифференцированное обучение в настоящее время широко распространено в практике общеобразовательной школы, отношение педагогов к нему остается неоднозначным.
С одной стороны, признается ценность дифференцированного обучения, так как оно позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников и ориентацией процесса обучения на "среднего" ученика, которая неизбежно возникла в условиях классно-урочной системы.
С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать. Тем более, что способы и методы, определяющие возможности ученика, далеко не совершенны.
Но каждый из нас вынужден признать, что дети отличаются не только обучаемостью, а соответственно и обученностью. Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Но, дифференцируя учебный материал, мы тем самым разделяем учащихся на группы, так как различный учебный материал предназначен для разных групп учащихся.
С этой целью предлагаем командам подготовиться к защите положительных и отрицательных аспектов дифференцированного подхода к обучению учащихся.
4. Дискуссия "Дифференцированное обучение - это, безусловно, положительное явление?"
Пока команды готовятся к защите, мы обсудим данную проблему по вопросам домашнего задания. Познакомимся с законами проведения диспута (дискуссии).
(мультимедиа)
ЗАКОНЫ ДИСПУТА (ДИСКУССИИ).
- Диспут - свободный обмен мнениями.
- На диспуте все активны. В споре все равны.
- Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
- Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
- Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
- Имей мужество выслушать правду, не обижайся!
- Каждый, кто в зале, - активный участник разговора.
- Перешептывание, неуместные шутки запрещаются.
Прошу обратить внимание на критерии ответов.
(мультимедиа)
КРИТЕРИИ ОТВЕТА.
- Аргументированность
- Полнота ответа
- Реалистичность.
- Проявление творчества.
- Перспективность.
- Возможность практической реализации.
Предварительно вам были предложены вопросы домашнего задания по обсуждаемой теме.
(мультимедиа)
"ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ"
- Дифференциация обучения - это, безусловно, положительное явление?
- Домашние задания всегда должны быть для всех одинаковыми?
- Касается ли дифференциация оценки знаний учащихся?
- Всегда ли можно и нужно дифференцировать проверочные работы?
- Стандартизация образования - это отход от дифференцированного подхода к обучению?
- Используете ли вы дифференцированный подход в преподавании своего предмета?
- Какими принципами при этом руководствуетесь?
- Считаете ли вы оправданной тактику перехода к образованию внутришкольных параллелей разноуровневых классов?
- Лично Вам проще работать в классе с углубленным изучением предмета или в классе компенсирующего обучения? Почему?
- Ваши ориентации в отношении дифференцированного обучения как одного из главных методических приемов в условиях стандартизации образования: изучить, опробовать, внедрить.
- Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?
- Как влияет дифференцированный процесс в обучение на одаренных детей, учащихся с низкой мотивацией к обучению, среднего ученика?
Приступаем к обсуждению.
5. "Защита аспектов".
По первому вопросу Дифференциация обучения - негуманный способ деления учащихся на разноуровневые группы, основанный только на дифференциации учебного материала.
Приглашается команда защиты отрицательных аспектов.
По второму вопросу Дифференциация обучения - способ раскрытия индивидуальных способностей учащихся в условиях классно-урочной системы приглашается команда защиты положительных аспектов.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации.
- Деление по уровню учащихся негуманно.
- Отсутствие возможности тянуться за более сильным учеником.
- Социально-экономическое неравенство.
- Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.
- Несовершенство диагностик.
- Понижение уровня "я" концепции.
- Иллюзия исключительности (звездная болезнь).
- Понижение мотивации слабых учеников к обучению.
- Разрушение коллектива класса
Положительные аспекты уровневой дифференциации.
- Исключается уравниловка и усреднение учащихся.
- Появление возможности помогать и сильному ученику и слабому ученику.
- Возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения.
- Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
- Повышается уровень "я" концепции (состояние успеха у слабых учеников).
- Повышается уровень мотивации учения.
6. Доклад "Психолого-педагогическая диагностика учащихся - залог успеха дифференцированного обучения".
Без знаний методик психолого-педагогической диагностики учащихся невозможно использование дифференцированного обучения в школе.
Послушаем доклад педагога-психолога.
7. Проект решения педсовета:
1. Всем членам педагогического коллектива школы с целью повышения качества знаний учащихся продолжить работу над решением таких задач урока, как:
- совершенствование методики индивидуальной работы с учащимися,
- использование дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока,
- организация на уроке работы в разных режимах (коллективная, групповая, парами, индивидуальная),
- систематическая и целенаправленная работа со слабоуспевающими.
(Ответственные зам директора по УВР, в течение учебного года)
Методическим объединениям продолжить работу по оптимизации педагогической деятельности в современных условиях. А именно: адаптировать собранную информацию на педсовете к особенностям преподаваемого предмета и подготовить материал для обобщения опыта работы по данной теме на заседаниях МО школы.
(Ответственные руководители МО, в течение учебного года)
Создать базу технологий психолого-педагогических диагностик, применяемых в условиях дифференцированного обучения учащихся, с целью дальнейшего их применения в работе педагогического коллектива школы.
(Ответственный педагог-психолог Талалаевская Л.В., в течение учебного года)
8. Итоги педсовета - повторный блиц-опрос.
Мы заслушали защиту аспектов обеих команд, ознакомились с различными методиками психолого-педагогической диагностики учащихся.
Подведем итоги. Как данная аргументация "за" или "против" дифференцированного обучения в школе, помогла вам, уважаемые педагоги, определиться в выборе своего мнения.
Проведем повторный блиц-опрос.
Показ итогов повторного блиц-опроса, сравнение и выводы.
Литература:
- Дифференциация обучения в педагогической литературе: (внутриклассная дифференциация)
- И. Унт. Задания для ликвидации пробелов в знаниях; для дополнения и углубления программы соответственно интересам и возможностям учащихся.
- Е.С.Рабунский. Задания, воспитывающие действенный интерес к учению, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
- Г.Д.Глейзер. Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозировки помощи, объем которой может варьироваться.
- И.Унт. Задания, назначенные учителем, альтернативные задания, задания для добровольного выполнения, задания, содержание которых найдено учеником.