Цель урока:
Сформировать умение интерпретировать затронутую в тексте проблему.
Примечание: интерпретировать - значит растолковывать, раскрывать смысл чего-либо.
Задачи урока:
Образовательные:
- определить тему и идею текста;
- определить стиль и тип текста;
- сформировать проблему текста;
- выявить позицию автора данного текста;
- обосновать собственную точку зрения, привести примеры;
Сопутствующие задачи:
- использовать художественные средства выразительности языка;
- развивать орфографические и пунктуационные навыки;
развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать культуру речи;
воспитывающие:
- воспитывать любовь к ближнему;
- прививать чувство милосердия, сострадания, человеколюбия, прощения;
- воспитывать любовь к русскому языку.
I. Оргмомент.
1. Готовность к уроку.
2. Оснащение урока (три листа):
а) текст для аналитического разбора;
б) аналитический разбор текста;
в) речевые
г) карточки и индивидуальными заданиями.
3. Тип урока - аналитическая беседа.
II. Этап целеполагания.
Учитель формирует цель и задачи урока, записанные на доске.
III. Основная часть. Работа по теме урока.
1) Краткая справка о писателе, авторе данного текста.
Даниил Александрович Гранин (Герман) родился в 1919 году. Русский писатель, он поднимал нравственно - психологические проблемы научной интеллигенции. Его романы : “Искатели”, “Иду на грозу”, “Зубр”, “Картина”, “Бегство в Россию” и др.
2) Актуализация знаний.
Что такое тема текста?
- Тема текста - это то, о чём идёт речь в тексте.
Чтобы определить тему текста, нужно его прочитать.
Учитель читает текст.
О чём идёт речь в этом тексте?
- В этом тексте речь идёт о милосердии, т.е. тема этого текста - милосердие.
(запись на доске и в рабочих листах)
Что такое идея текста?
- Идея текста - это то, с какой целью автор предлагает нам эту тему, над чем заставляет задуматься.
(записать на доске и в рабочих листах)
Над чем же заставляет задуматься автор?
- Автор заставляет нас задуматься над тем, что такое милосердие и какова его значимость в современном мире.
Что такое милосердие?
1. Записать слово на доске и в рабочих листах.
2. Разбор слова по составу.
Милосердие - сложное слово.
3. Каким способом оно образовано?
- Слово образовано сложением : милость сердца.
Какое определение слову милосердия даётся в толковом словаре С.И. Ожегова?
- Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.
(записать на доске и в рабочих листах).
Что такое милость?
- Милость - это доброе, человеколюбивое отношение.
(см. толковый словарь С. И. Ожегова).
Какие мы можем вспомнить однокоренные слова (словосочетания) к слову милость?
- Милостивый государь, милости просим, сестра милосердия, милостыня, “смилуйся государыня рыбка” (сказка А. С. Пушкина).
Вспомним стихотворение А.С. Пушкина “Памятник”, в котором есть такие строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждая,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как мы понимаем последнюю строку этого четверостишия?
- Пушкин призывал к состраданию, прощению, великодушию, т.е. к милосердию по отношению к тем, кто оступился, совершил ошибку или даже согрешил; пострадал.
Ответ на карточку №1.
“Милость к падшим призывал…”
Найдите в 5-ом абзаце предложение, в котором утверждение Д. Гранина созвучно пушкинским стихом.
- Это предложение №12 (…милость к поверженным и пострадавшим).
В этом же предложении мы встречаем словосочетание “животное сообщество” - как мы его понимаем?
- “Животное сообщество” - это все живые существа на Земле: люди, звери, птицы. И всем им свойственно чувство милосердия.
(к этой мысли мы ещё вернёмся).
А сейчас обратимся к самому началу текста. В первых трёх предложениях автор говорит о милосердии как о чувстве, относящемся к нравственной категории.
Вопрос: в каком стиле написан текст: научном, публицистическом, художественном, официально - деловом?
Ответ: в публицистическом.
Что такое публицистический стиль?
- Публицистический стиль - это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки.
(записать на доске: публицистический).
Какой тип речи использовал автор этого текста: описание, повествование, рассуждение?
Автор использовал тип речи рассуждение.
Что предполагает такой тип речи, как рассуждение?
- Этот тип речи предполагает наличие тезиса, доказательств и вывода.
Примечание (комментарий учителя):
Рассуждение бывает трёх типов: рассуждение - доказательство, рассуждение - объяснение, рассуждение - размышление.
Вопрос: к какому типу рассуждения относится этот текст?
- Это рассуждение - размышление, т.к. автор, размышляя, отстаивает свою позицию и стремится убедить в ней читателя с помощью примеров.
Ответ на карточку № 2.
Запись на доске и на рабочих листах стиля и типа речи.
3) Проблема текста.
Итак, автор, размышляя, отстаивает свою позицию. Но для того чтобы понять позицию автора, нужно сначала сформулировать проблему, которую затрачивает автор в этом тексте.
Мы не случайно начали урок с понятия, которое определяет тему текста - это милосердие.
Автор задаёт вопрос: что оно не - модно? Не нужно?
Найдите продолжение этой мысли в 5 абзаце.
- (см. предложение №13): Как так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
Какой художественный приём (ХСВЯ) использует здесь автор?
- Автор использует ХСВЯ - контекстные синонимы.
Что такое контекстные синонимы?
- Контекстные синонимы - это слова, которые в тексте близки по смыслу.
Ответ на карточку №3.
Вернёмся к предложению №13.
Каким словом можно объединить этот ряд однородных сказуемых, чтобы убедиться, что это контекстные синонимы?
- Чувство милосердия утратилось.
Что мы ощущаем в связи с этим?
Какая мысль является ключевой?
- (см. предложение №15): “…отлив милосердия из нашей жизни”.
Это и есть проблема, которую автор поднимает в тексте.
(записать эту часть предложения на доске и на листочках в графе “проблема текста”).
Отлив - тоже художественное средство выразительности языка.
Подберите антоним к слову “отлив”.
- Отлив - прилив.
1)прямое значение (на море);
2)переносное значение (чувств, сил, энергии).
Как мы можем прокомментировать эту проблему? Что волнует автора?
- Автор волнуется за судьбу одного из важнейших проявлений нравственности - милосердия.
4) Позиция автора.
Как автор отстаивает свою позицию?
1)Что он утверждает?
(см. 5 абзац, предложение №12).
- “Это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу”.
(запись на доске и на листах).
2)В чём уверен автор?
(см. 8 абзац, предложение №23, №24).
- Автор “уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль”.
(запись на доске и на листах).
3)К чему автор относится с глубочайшим уважением?
(см. 6 абзац, предложение № 19).
- Народное милосердие “всегда было свойственно нашему народу”.
(запись на доске и на листах).
Что имеет в виду автор?
- Автор имеет в виду, что народ всегда живо откликался на случаи бедствий: неурожай, голод, катастрофа.
Какие художественные средства выразительности языка использует автор, характеризуя народное милосердие?
(см. предложение №17, №18).
1) - Автор использует распространённую метафору (предложение №17): “трагедия всколыхнула душу”.
Подберите синоним к слову “всколыхнула”.
- Всколыхнула - сильно взволновала;
2) (предложение №18): “бедствие проявило чувства” (метафора).
Подберите синоним к слову “проявило”.
- Проявило - обнажило, показало.
3) (предложение № 18): автор использует эпитеты: “добрые, горячие чувства”.
4)В чём убеждён автор?
(см. 7абзац, предложение №21)
- Милосердие требуется человеку и в будничной жизни.
(запись на доске и на листах).
Какими синтаксическими средствами пользуется автор, чтобы пояснить свою мысль? (устно)
(см. предложение №22)
Автор использует однородные члены предложения, выраженные дополнениями; причастный оборот; вводное слово.
Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.
5)К чему призывает и от чего предостерегает нас Д. Гранин?
(см. 8 абзац, предложение №25, №22)
- Автор призывает и предостерегает: “Чувство милосердия нужно упражнять, развивать, воспитывать, иначе оно ослабеет и атрофируется”.
(запись на доске и на листах)
Ответ на карточку №4.
Опираясь на данные тезисы, постройте связное монологическое высказывание о позиции автора. Используйте, если нужно, речевые клише.
Ответ на карточку №5 (письменно на доске)
5) Обоснование учащимся собственной точки зрения.
1)Согласны ли вы с позицией автора? Если да, то в чём? Нет - в чём?
**2)Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на свой жизненный опыт или читательский опыт (приведите примеры из художественной литературы).
*1)Используя речевые клише + тезисы на доске.
Предполагаемый ответ (тезисы):
1. Милосердие присуще всему живому.
2. Актуальность проблемы.
3. Нужно стремиться быть милосерднее.
**2)Проверка ДЗ: заслушать примеры из художественной литературы.
Предполагаемый ответ:
1)А.С. Пушкин “Капитанская дочка”:
а) Маша Миронова ухаживает за Петром Гринёвым, раненным на дуэли со Швабриным;
б) Пугачёв проявляет милосердие к сироте Маше Мироновой.
2)Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”:
а) Соня Мармеладова идёт на панель, чтобы прокормить семью;
б) Родион Раскольников оставляет последние гроши семье Мармеладовых.
3)Л.Н. Толстой “Война и мир”:
а) Наташа Ростова ухаживает за смертельно больным Андреем Болконским;
б) княжна Марья любит своего отца и всё прощает ему, несмотря на его несносный характер;
в) Пьер Безухов спасает на пожаре чужую девочку;
г) русские солдаты сочувственно относятся к пленным французам.
4)Л.Н. Толстой “Хождение по мукам”:
Даша Булавина работает в госпитале сестрой милосердия.
5)Л.Н. Толстой “Анна Каренина”:
Каренин прощает Анне измену, учитывая её болезнь после тяжёлых родов.
6)Н.С. Лесков “Человек на часах”:
Часовой спасает утопающего, зная, что его ждёт наказание за то, что он покинул пост.
7) М.А. Шолохов “Судьба человека”:
Андрей Соколов усыновил мальчика - сироту.
Далее: заслушать точку зрения ученика (см. 1*)
6) Вывод.
1)Какой можно сделать вывод, подытоживая сказанное?
(использовать, если нужно, речевые клише).
Предполагаемый ответ:
Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что автор заставляет нас задуматься над тем, что нужно делать, чтобы чувство милосердия в нас не атрофировалось. Нужно помнить о ближнем.
2)Заключительное слово учителя по обсуждаемой проблеме.
Итак, сегодня мы говорили о милосердии, о том, что это чувство не должно в нас притупляться, чтобы не исчезнуть совсем.
Мы вспомнили примеры милосердия из художественной литературы. И это тоже очень важно, потому что, читая художественное произведение, мы сопереживаем с героями, сочувствуем им, и сами становимся чище, лучше, добрее.
За будничной суетой нельзя забывать, что в милосердии нуждаются абсолютно все: больные и здоровые, богатые и бедные, старики, инвалиды, дети - сироты - словом, каждый человек.
И если мы будем, как учит Д. Гранин, “употреблять” и “упражнять” это чувство, то всем и каждому будет теплее жить на свете.
7) Подведение итогов урока.
1) - Чему учились сегодня на уроке?
- Анализированию текста, чтобы написать сочинение.
- Что получилось?
- Определили проблему и позицию автора текста.
- Над чем нужно поработать более детально?
- Над изложением собственной точки зрения, т.к. она у каждого своя.
2) ДЗ: написать сочинение
(см. рекомендации учителя и памятку).
3) Оценки за урок.
Примечание: Текст Д.А. Гранина взят из книги “Русский язык. ЕГЭ”, издательство “Экзамен”, Москва, 2005 год.