Программа "А знаете ли вы?"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Создание данной программы обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство и актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру. Программа “А знаете ли вы?” по содержанию, тематической направленности является художественно-эстетической, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной. Она предназначена для учащихся 5–х классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Содержание программы нацелено на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, а также на формирование культуры личности.

Программа построена таким образом, что учащиеся имеют возможность познакомиться не только с произведениями искусства и памятниками культуры мировой известности, но и культурным наследием нашего города.

Название программы “А знаете ли вы?”, неслучайно. Каждый раздел программы продолжает мысль, заданного вопроса.

Актуальность программы обусловлена и ее практической значимостью. Ребята смогут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектом, при подготовке к олимпиаде, конкурсам.

Каждая тема программы помогает ребенку понять её основную идею, но в своём “ключе”.

- Священное число 7 выражает образ того человека, который сохраняет культуру.

- Театр – это то место, где человек может понять себя.

- Музей – это хранилище ценностей человеческой жизни, где человек узнаёт “цену” окружающих его вещей.

- Библиотека – это хранилище смыслов человеческой жизни, где человек постигает цели своего существования.

- Картинная галерея – это место, где “оттачивается” способность человека к восприятию мира и себя, где он учится смотреть и видеть.

Целью данной программы является формирование духовного мира школьников, его нравственности, кругозора, навыков самообразования.

Задачи:

Обучающие:

  • дать учащимся системные знания об окружающем их мире в соответствии с возрастом;
  • научить применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • способствовать развитию личностной культуры;
  • развивать способность быть читателем, зрителем, слушателем;
  • расширять словарный запас;
  • формировать устойчивый интерес к искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в общении с произведениями искусства;
  • способствовать формированию культуры восприятия произведений искусства;
  • воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной культуре.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (ребенок занимается в кружке только по своему желанию).
  2. Принцип доступности (весь материал на занятии доступен для понимания ребенком).
  3. Принцип взаимоуважения.
  4. Принцип связи обучения с жизнью.
  5. Принцип креативности и самостоятельности.
  6. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  7. Принцип опоры на интерес.
  8. Принцип ориентации на успех.

Предполагаемые результаты:

  • учащиеся приобретут дополнительные знания по историческому и культурному наследию;
  • активизируется познавательная деятельность учащихся;
  • будут созданы творческие проекты.

Программа рассчитана на занятия два раза в месяц, по одному часу, но иногда и по два часа, в связи с посещением музеев, театров, выставок. Всего: 25 часов.

Учебно-методический план

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1.

Семь - число священное

1

1

 

2.

Семь чудес света

1

1

 

3.

Астраханский кремль – памятник архитектуры II половины XVI века

1

1

1

4.

Где хранятся бессмертные творения мастеров искусства? (Музеи)

1

1

2

5.

Архитектура – это музыка и время.

1

 

2

6.

“Место для зрелищ”

1

1

2

7.

Меценатство в России: от Москвы до Астрахани.

1

 

2

8.

Библиотека – хранилище книг.

1

1

1

9.

Итоговое занятие.

 

1

 
 

Всего часов 25

8

7

10

Тема № 1 Семь – число священное

Тайна числа 7. Символическое значение: семь смертных грехов, семь добродетелей, пословицы, поговорки, семь нот, семь цветов радуги, названия литературных произведений. Семь чудес света.

Зрительный ряд: Питер Брейгель “Семь смертных грехов”.

Практическое задание: подобрать пословицы, поговорки, названия литературных произведений.

Тема № 2 Семь чудес света

Первые упоминания о семи чудесах света (II век до н.э.). Что называют первым чудом света? Какие сооружения сделали Вавилон знаменитым? В честь какого бога устраивались Олимпийские игры? Как храм Артемиды превратился в руины? Как выглядел мавзолей царя в Галикарнасе? Колосс Родосский. Александрийский маяк.

Зрительный ряд: видеофильм о пирамидах в Гизе.

Практическое задание: сделать макет пирамид.

Тема № 3

Астраханский кремль - памятник архитектуры II пол. XVI века

Строительство кремля. Стены и башни. Архитектурные памятники кремля: Успенский собор, Троицкий собор, Кирилловская часовня и Архиерейский дом, Консистория и гауптвахта. Петр I и кремль.

Экскурсия по Кремлю.

Практическое задание: подобрать стихи об астраханском кремле, составить кроссворд.

Тема № 4

Где хранятся бессмертные творения мастеров искусства? (Музеи)

Коллекционирование. 18 мая – День музеев. Первый музей. Версаль. Эрмитаж. Третьяковка. Музеи города Астрахани.

Зрительный ряд: видеофильмы, слайды.

Экскурсия в музей. Экскурсия в мастерскую художника.

Практическое задание: составить презентацию по картинной галереи имени П. Догадина.

Тема № 5 Архитектура – это музыка и время.

Архитектор – “главный строитель”. Дворец царя Миноса на Крите. Петродворец. Большой Кремлевский дворец. Храмы и монастыри Астрахани.

Зрительный ряд: видеофильмы, слайды.

Экскурсии по храмам и монастырям Астрахани.

Тема № 6 “Место для зрелищ”

Как начинался театр. Трагедии. Комедии. Русский театр. Единственный в мире детский музыкальный театр. Театры города Астрахани: ТЮЗ, Кукольный, Драматический, музыкальный.

Зрительный ряд: видеофильмы, слайды.

Поход в ТЮЗ на спектакль.

Практическое занятие: изготовление театральных масок, разыгрывание сценок из любимых детских произведений.

Тема № 7 Меценатство в России: от Москвы до Астрахани.

Кто такие меценаты? Братья Третьяковы – московские меценаты. Алексей и Александр Сапожниковы – астраханские. “Мадонна с цветком” Леонардо в Астрахани.

Зрительный ряд: видеофильм о братьях Третьяковых, репродукции картин.

Экскурсия в картинную галерею имени П. Догадина.

Тема № 8 Библиотека – хранилище книг.

Разновидность библиотек. Российская национальная библиотека. (Петербург). Российская государственная библиотека. (Москва). Библиотеки города Астрахани: областная детская библиотека, областная юношеская библиотека, областная научная библиотека им. Крупской.

Экскурсия в областную детскую библиотеку города Астрахани.

Практическое занятие: работа с каталогом.

Итоговое занятие: Пригласить родителей, учителей школы и показать результат работы.

Список литературы для педагога:

  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г./ Внешкольник. - 2004, № 12.
  2. Алексеева В.В. Что такое искусство. - М., 1998 г.
  3. Астрахань и Астраханская область: материалы к своду памятников истории и культуры. – М., 1990.
  4. “Вестник образования”, журнал – официальное издание Минобразования и науки РФ.
  5. “Искусство” - учебно-методическая газета для учителей эстетического цикла (приложение к газете “Первое сентября”).
  6. Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб, 1998 г.
  7. Макаренко Ю.А. История Астраханского края. – Астрахань, 1995 г.

Литература для учащихся:

  1. Астрахань: город и люди / Сост. О.Беломоина, Э.Кугрышева. – Астрахань, 2002 г.
  2. Астрахань. Новое время. Иллюстрированный журнал. – 2002 № 3,4; 2003 № 1,2,3,4.
  3. Богатырев А.И. Астрахань: улицы, годы, судьбы: историко-краеведческий очерк. – Астрахань, 1998 г.
  4. Древние египтяне. Практическое пособие для юного историка. Эгмонт Россия Лтд., 2000.
  5. Марков А.С.Были Астраханского края. – Волгоград, 1976.
  6. Развитие творческой активности школьников. /Под редакцией А.М. Матюшкина. – Москва, 1991.
  7. Сто великих музеев мира. Москва “Вече”, 1999 г.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Культура. Под общей редакцией О.Г. Ханн – М.: АСТ, 1997.