Пояснительная записка.
Создание данной программы обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство и актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру. Программа “А знаете ли вы?” по содержанию, тематической направленности является художественно-эстетической, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной. Она предназначена для учащихся 5–х классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.
Содержание программы нацелено на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, а также на формирование культуры личности.
Программа построена таким образом, что учащиеся имеют возможность познакомиться не только с произведениями искусства и памятниками культуры мировой известности, но и культурным наследием нашего города.
Название программы “А знаете ли вы?”, неслучайно. Каждый раздел программы продолжает мысль, заданного вопроса.
Актуальность программы обусловлена и ее практической значимостью. Ребята смогут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектом, при подготовке к олимпиаде, конкурсам.
Каждая тема программы помогает ребенку понять её основную идею, но в своём “ключе”.
- Священное число 7 выражает образ того человека, который сохраняет культуру.
- Театр – это то место, где человек может понять себя.
- Музей – это хранилище ценностей человеческой жизни, где человек узнаёт “цену” окружающих его вещей.
- Библиотека – это хранилище смыслов человеческой жизни, где человек постигает цели своего существования.
- Картинная галерея – это место, где “оттачивается” способность человека к восприятию мира и себя, где он учится смотреть и видеть.
Целью данной программы является формирование духовного мира школьников, его нравственности, кругозора, навыков самообразования.
Задачи:
Обучающие:
- дать учащимся системные знания об окружающем их мире в соответствии с возрастом;
- научить применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- способствовать развитию личностной культуры;
- развивать способность быть читателем, зрителем, слушателем;
- расширять словарный запас;
- формировать устойчивый интерес к искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в общении с произведениями искусства;
- способствовать формированию культуры восприятия произведений искусства;
- воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной культуре.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
- Принцип добровольности (ребенок занимается в кружке только по своему желанию).
- Принцип доступности (весь материал на занятии доступен для понимания ребенком).
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип креативности и самостоятельности.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес.
- Принцип ориентации на успех.
Предполагаемые результаты:
- учащиеся приобретут дополнительные знания по историческому и культурному наследию;
- активизируется познавательная деятельность учащихся;
- будут созданы творческие проекты.
Программа рассчитана на занятия два раза в месяц, по одному часу, но иногда и по два часа, в связи с посещением музеев, театров, выставок. Всего: 25 часов.
Учебно-методический план
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
||
теория |
практика |
экскурсии |
||
1. |
Семь - число священное |
1 |
1 |
|
2. |
Семь чудес света |
1 |
1 |
|
3. |
Астраханский кремль – памятник архитектуры II половины XVI века |
1 |
1 |
1 |
4. |
Где хранятся бессмертные творения мастеров искусства? (Музеи) |
1 |
1 |
2 |
5. |
Архитектура – это музыка и время. |
1 |
2 |
|
6. |
“Место для зрелищ” |
1 |
1 |
2 |
7. |
Меценатство в России: от Москвы до Астрахани. |
1 |
2 |
|
8. |
Библиотека – хранилище книг. |
1 |
1 |
1 |
9. |
Итоговое занятие. |
1 |
||
Всего часов 25 |
8 |
7 |
10 |
Тема № 1 Семь – число священное
Тайна числа 7. Символическое значение: семь смертных грехов, семь добродетелей, пословицы, поговорки, семь нот, семь цветов радуги, названия литературных произведений. Семь чудес света.
Зрительный ряд: Питер Брейгель “Семь смертных грехов”.
Практическое задание: подобрать пословицы, поговорки, названия литературных произведений.
Тема № 2 Семь чудес света
Первые упоминания о семи чудесах света (II век до н.э.). Что называют первым чудом света? Какие сооружения сделали Вавилон знаменитым? В честь какого бога устраивались Олимпийские игры? Как храм Артемиды превратился в руины? Как выглядел мавзолей царя в Галикарнасе? Колосс Родосский. Александрийский маяк.
Зрительный ряд: видеофильм о пирамидах в Гизе.
Практическое задание: сделать макет пирамид.
Тема № 3
Астраханский кремль - памятник архитектуры II пол. XVI века
Строительство кремля. Стены и башни. Архитектурные памятники кремля: Успенский собор, Троицкий собор, Кирилловская часовня и Архиерейский дом, Консистория и гауптвахта. Петр I и кремль.
Экскурсия по Кремлю.
Практическое задание: подобрать стихи об астраханском кремле, составить кроссворд.
Тема № 4
Где хранятся бессмертные творения мастеров искусства? (Музеи)
Коллекционирование. 18 мая – День музеев. Первый музей. Версаль. Эрмитаж. Третьяковка. Музеи города Астрахани.
Зрительный ряд: видеофильмы, слайды.
Экскурсия в музей. Экскурсия в мастерскую художника.
Практическое задание: составить презентацию по картинной галереи имени П. Догадина.
Тема № 5 Архитектура – это музыка и время.
Архитектор – “главный строитель”. Дворец царя Миноса на Крите. Петродворец. Большой Кремлевский дворец. Храмы и монастыри Астрахани.
Зрительный ряд: видеофильмы, слайды.
Экскурсии по храмам и монастырям Астрахани.
Тема № 6 “Место для зрелищ”
Как начинался театр. Трагедии. Комедии. Русский театр. Единственный в мире детский музыкальный театр. Театры города Астрахани: ТЮЗ, Кукольный, Драматический, музыкальный.
Зрительный ряд: видеофильмы, слайды.
Поход в ТЮЗ на спектакль.
Практическое занятие: изготовление театральных масок, разыгрывание сценок из любимых детских произведений.
Тема № 7 Меценатство в России: от Москвы до Астрахани.
Кто такие меценаты? Братья Третьяковы – московские меценаты. Алексей и Александр Сапожниковы – астраханские. “Мадонна с цветком” Леонардо в Астрахани.
Зрительный ряд: видеофильм о братьях Третьяковых, репродукции картин.
Экскурсия в картинную галерею имени П. Догадина.
Тема № 8 Библиотека – хранилище книг.
Разновидность библиотек. Российская национальная библиотека. (Петербург). Российская государственная библиотека. (Москва). Библиотеки города Астрахани: областная детская библиотека, областная юношеская библиотека, областная научная библиотека им. Крупской.
Экскурсия в областную детскую библиотеку города Астрахани.
Практическое занятие: работа с каталогом.
Итоговое занятие: Пригласить родителей, учителей школы и показать результат работы.
Список литературы для педагога:
- Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г./ Внешкольник. - 2004, № 12.
- Алексеева В.В. Что такое искусство. - М., 1998 г.
- Астрахань и Астраханская область: материалы к своду памятников истории и культуры. – М., 1990.
- “Вестник образования”, журнал – официальное издание Минобразования и науки РФ.
- “Искусство” - учебно-методическая газета для учителей эстетического цикла (приложение к газете “Первое сентября”).
- Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб, 1998 г.
- Макаренко Ю.А. История Астраханского края. – Астрахань, 1995 г.
Литература для учащихся:
- Астрахань: город и люди / Сост. О.Беломоина, Э.Кугрышева. – Астрахань, 2002 г.
- Астрахань. Новое время. Иллюстрированный журнал. – 2002 № 3,4; 2003 № 1,2,3,4.
- Богатырев А.И. Астрахань: улицы, годы, судьбы: историко-краеведческий очерк. – Астрахань, 1998 г.
- Древние египтяне. Практическое пособие для юного историка. Эгмонт Россия Лтд., 2000.
- Марков А.С.Были Астраханского края. – Волгоград, 1976.
- Развитие творческой активности школьников. /Под редакцией А.М. Матюшкина. – Москва, 1991.
- Сто великих музеев мира. Москва “Вече”, 1999 г.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: Культура. Под общей редакцией О.Г. Ханн – М.: АСТ, 1997.