Ненецкие женские сумки

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: дать представление о народном декоративно-прикладном искусстве Крайнего Севера.

Задачи:

  • познакомить с традиционными ненецкими сумками
  • вызвать интерес к народному искусству
  • учить декоративному оформлению сумок
  • развивать творческие способности и инициативу

Оборудование: шаблоны пад, туця, карточки с названием частей сумок (на ненецком языке), пад Терентьевой М.А., фотографии, кисти, краски, альбом, плакат со словами М.Горького.

Литература: каталог «Ненецкие женские сумки» в собрании ненецкого окружного краеведческого музея.

План.

1. Оргмомент.

-Готовность к уроку.

2. Вводная беседа.

«Красивые вещи воспитывают творческое воображение и уважение к их труду.»
М.Горький

Сегодня эти слова будут эпиграфом нашего урока, так как мы будем говорить о красивых вещах, и, конечно, о тех, кто их может сделать.

«Если ты женщина – знай свою сумку» поется в старой ненецкой песне и речь на уроке пойдет о сумках. Сумка – так звучит название этого предмета, если я вам ее покажу, вас это не удивит. А вот такую сумку вы видели? (показ сумки) Пад – так называют ее на ненецком языке (вывещивается карточка со словом – пад )

Эту сумку – пад сшила замечательная женщина, труженица тундры Терентьева Мария Алексеевна. Ей уже 76 лет, а она до сих пор живет в чуме и кочует по тундре. Посмотрите ее фотографию. Тетя Маша, так ее все зовут, настоящая мастерица, она умело шьет не только сумки, но и другие вещи, которые так нужны для жизни в тундре.

«Я ее знаю, она живет в чуме с моей бабушкой Марусей. Тетя Маша умеет шить все: тобоки, малицы, шапки, совики. Золотые руки у нее. Моя бабушка говорит: «У нее в руках игла бегает.»
(воспоминания ученика)

Спасибо, Коля, за добрые слова. При встрече с тетей Машей я обязательно расскажу ей об этом. Эта сумка служит для хранения и перевозки вещей, может быть разных размеров и всегда чуть вытянута. Каждая сумка – пад украшалась по своему, такой сумкой пользовались и пользуются в чуме женщины ненки и коми.

У каждой группы ненцев был свой узор. Одни украшали пад только с одной стороны, это была меховая аппликация, но могла быть не только из оленьей шкуры, но и из шкуры нерпы
(показ иллюстраций)

А вот эта сумка – пад из большеземельской тундры. На ней ленточки, кисточки и орнамент .
(показ иллюстрации)

Для закрывания сумки есть специальные ремешки.

-А как думаете, как используется пад?

Да, для хранения вещей мужских и женских не очень больших размеров: перо птицы, камусы, готовые к шитью, выкройки, шкурки животных.

При рассмотрении пад видно, что она состоит из двух частей – передней и задней. Причем задними есть меховая вставка, полоска. Она придает объем сумке. Нижняя часть пад закруглена.

А вот другая сумка. Она называется туця. Туця - небольшая сумка, вытянута вертикально. В ней женщины хранят принадлежности для шитья – иголки, наперсток, сухожилия, которые используют вместо ниток (показ сухожилий ), мелкие кусочки меха и другие вещи.

Туця более декоративные, имеют больше различных украшений, не только мех, сукно, но и нижнюю часть оленьих копыт. Они издают очень приятный звук, поэтому туця используют при исполнении национальных танцев, ими хорошо отбивать ритм.

Посмотрите на фотографию. На ней танцевальный коллектив пединститута имени Герцена. В этом ансамбле, который назывался «Северное сияние» и руководила им «Заслуженная артистка РСФСР» Петрова-Бытова, занималась и я. При исполнении танцевальной сюиты «После охоты» мы использовали тучейки. Вот здесь хорошо видно туця.

Вы познакомились с двумя видами сумок. Обе сумки состоят из трех частей:

  • верхняя часть - устье
  • нижняя часть – основная
  • боковая часть (объяснение с показом)

- Как называются сумки?

- Сегодня на уроке мы и будем их рисовать.

3. Работа над рисунком.

- Вы можете выбрать и рисовать ту сумку, которая вам понравилась – пад или туця.

- Давайте сравним эти сумки по форме.

Пад туця
больше по размеру меньше в размерах
верх уже, низ шире верх уже, низ шире
вытянута горизонтально              вытянута вертикально

- Покажем это на альбомном листе.

C:\Documents and Settings\Личутин Вениамин\Рабочий стол\Безымянный.bmp C:\Documents and Settings\Личутин Вениамин\Рабочий стол\Безымянный.bmp 

- Сумки состоят из трех частей. Как они называются? Боковую часть на рисунке, если трудно, можно и не показывать. А вот как они произносятся на ненецком языке (учитель читает и прикрепляет таблички возле частей сумки)

верхняя часть – устье --------туця тю уй

нижняя часть – основная -------туця ер

боковая часть ---------туця хэвды

- Давайте и мы попробуем сказать их на ненецком языке.

- Теперь покажем эти части на своем рисунке.
(индивидуальная работа)

Очень часто для изготовления сумок использовали шкуру, снятую с головы оленя. Ее называют лоб (показ шкуры ).

- Раз шкура снята с головы, то на ней должны быть отверстия от чего? (от глаз)

- Вот они, посмотрите. А чтобы этих отверстий не было видно, мастерицы вставляют в нихкусочки разноцветного сукна и сшивают. Так появились боковые разрезы на основной части сумки.

- На своем рисунке мы их изобразим вот так (показ). Сделайте это и вы.
(индивидуальная работа)

Физминутка.

Дети поют и выполняют танцевальные движения под песню «В нашей тундре». Слова В. Ледкова, перевод с ненецкого А. Пичкова, музыка С.Чернобая

В нашей тундре, в нашей тундре стало краше и светлей.
Пусть олени рано утром на простор идут смелей.
Эй, пастух, смотри на землю, на озерах ветер дремлет,
Скоро вместе с лебедями он поднимется над нами.

А теперь осталось украсить сумку. Это было не простым делом. Какой материал использовался для этого? (мех, сукно) Узор составляет сама мастерица. Из меха и сукна вырезала различные геометрические узоры, полоски, «рога» оленя и аккуратно пришивала.

- В этом каталоге, который выпустил наш окружной краеведческий музей, собран огромный материал о ненецких женских сумках. Это ценный материал, по нему можно изучать культуру народов Севера, а иллюстрации каталога можно использовать при оформлении ваших нарисованных сумок.
(показ иллюстраций из каталога пад и туця, можно провести краткий цветовой анализ)

- Некоторые элементы и детали узоров можете позаимствовать для украшения ваших сумок.

- Оформление туця и пад (правила работы - карандаш, кисть, акварель, гуашь, фломастер)
(работа в парах)

4. Итоги урока.

- Анализ работ учащихся, оценивание.

- Выставка рисунков.

- Прав был М. Горький, когда сказал эти слова «Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду». Посмотрите какие замечательные работы у вас получились. Если вы сошьете и подарите такие сумочки мамам, думаю, они останутся довольны. У кого есть желание сшить туця, можете это сделать по выкройке, которая есть у меня.

- Чем же запомнился урок?

Тезисы к уроку изобразительного искусства «Ненецкие женские сумки – пад, туця»

Тема народного искусства становится все более востребованной. Целью данного урока является приобщение учащихся к культуре своего народа посредством изучения прикладного искусства, которое хранит и передает национальные традиции из поколения в поколение и зажигает в детях творческую искорку.