Решение задач с помощью изученных формул (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: рассмотреть использование формул для решения задач, отработка навыков устных и письменных вычислений.

Оборудование: тетрадь-учебник «Математика» Л.Г. Петерсон, формулы, карточки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания №14, стр.94

ΙΙ. Актуализация знаний. 

Работа на карточке.

1) Тест. Выбрать правильный ответ:

  1. Геометрическая фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые, называется ...
    а) прямоугольник;
    б) равносторонний треугольник;
    в) квадрат.
  2. Сумма длин всех сторон – это ...
    а) объём;
    б) площадь;
    в) периметр.
  3. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо …
    а) к длине прибавить ширину;
    б) длину умножить на ширину;
    в) найти сумму длин всех сторон.
  4. Единицами измерения объёма являются ...
    а) кв. см, кв. м, кв. мм, кв. дм;
    б) куб. см, куб. м, куб. дм;
    в) см, м, дм.

Взаимопроверка. (Выставление отметок и их комментирование)

Ответы: 1в; 2в; 3б; 4б. ( на доске)

2) Решение уравнений.

Повторение правил: нахождение неизвестного вычитаемого, делителя, делимого, слагаемого, множителя в результате решения уравнений.

Комментирование у доски (2 ученика).

14-81: х = 5
81: х = 14-5
81: х = 9
х = 81:9
х = 9
         (m ∙ 4+ 6) : 9= 2
(m ∙ 4+ 6) =9∙ 2
m ∙ 4+ 6 = 18
m ∙ 4 = 18 - 6
m ∙ 4 = 12
m= 12 : 4
m= 3

3) На доске представлены формулы.

S= а ∙ б          V= а ∙ б ∙с
S = а ∙ а   Р = (а + б) ∙ 2
а = б ∙ с + r   r _ б

У. – Какие формулы вы видите на доске? Назовите. Ответы детей:

– Площадь прямоугольника - S= а ∙ б

– Площадь квадрата – S = а ∙ а

– Объём прямоугольного параллелепипеда – V = а ∙ б ∙с

– Формула деления с остатком – а = б ∙ с + r

– Какой знак нужно поставить в r _ б и почему? (Остаток меньше делителя)

ΙΙΙ. Постановка проблемы.

У. – Для чего нужны эти формулы? (Ответы детей)

(Учитель обращается внимание на то, что полученные равенства -формулы как бы зашифровывают алгоритм решения задач, дают его в свёрнутом виде).

У. – Что же мы будем делать на уроке?

Д. – Учиться применять эти формулы в решении задач.

У. – Задача нашего урока в этом и состоит.

У. – Так какая тема урока математики?

«Решение задач с использованием формул» 

ΙV. «Открытие» новых знаний.

У. 1) – У вас на парте лежат карточки с задачами. Прочитайте их.

Как вы думаете, что нужно знать для решения задач? (Формулы).

– Рассмотрим, как можно использовать формулу для решения задач.

а) периметр прямоугольника равен 48 см, а его ширина – 6 см. Найди вторую сторону прямоугольника.

– Есть ли на доске формула для решения задачи? (Дети называют).

– Р = (а + б) ∙ 2

– Но ведь у нас есть ещё две формулы для нахождения периметра? (Ученик записывает на доске ещё две формулы и в ходе рассуждений находит более рациональный путь.)

– Что же делать дальше?

Ученики выделяют два способа:

1) Из формулы Р прямоугольника выражают длину

б = Р : 2 – а и находят значение выражения, подставляя данные.
б = 48 : 2 - 6
б = 24 – 6
б = 18 (см)

Ответ: длина прямоугольника 18 см.

Второй способ:

б = Р : 2 – а, подставляют известные величины в формулу
6 = 48 : 2 – а, а затем решают уравнение, упростив его
6 = 24 – а, находят неизвестное вычитаемое по правилу.
б = 18 (см)

Ответ: длина прямоугольника 18 см

– Помогла формула в решении задачи? (Выводы детей)

– Откройте наш урок и проверьте, правильно ли вы рассуждали?

(Ответы детей).

V. Самоконтроль с самопроверкой.

Перед вами задачи, выберите для себя любую и решите, используя формулу.

б) Стороны прямоугольника равны 8 см и 7 см. Найдите периметр.

в) Стороны прямоугольника равны 9 см и 5 см. Найдите периметр и площадь

г) Площадь прямоугольника равна 54 кв.см, длина равна 9 см. Найдите ширину прямоугольника.

д) Найдите объём прямоугольного параллелепипеда с измерениями 4 дм, 3 дм и 5 дм.

Самопроверка задач по контрольным карточкам, подведение итога по решению задач.

– Какую формулу использовали для решения задачи?

– Есть ли формула этой задачи на доске?

– Что вам помогало решать задачи? (Ответы детей) 

VΙ. Физминутка.

Задача №3 стр. 96.

Работа в группе:

Обсудите условие задачи в группе.

Запишите решение задачи.

Оцени свою работу в группе самостоятельно.

VII.Отработка навыков устных и письменных вычислений. С. 96, з. 7.

Работа в парах.

У. – Какие знания потребуются в решении примеров? (Ответы детей)

У. – После решения вы сравните работу с карточкой самопроверки, если есть ошибки, объясните и выполните работу над ошибками. Оцените работу соседа.

(Анализ работы над примерами.)

VΙII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Чем занимались на уроке?

– Какие знания нам понадобились?

– Кого из ребят нам надо поблагодарить за помощь?

– Кто доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание: по выбору

  1. Измерьте длину, ширину и высоту вашей комнаты. Найдите объём.
  2. С. 96, задание по выбору.
  3. Придумайте задачи с использованием формул.