Методическая цель: Использование игровой технологии для развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.
Форма проведения: Урок – деловая игра
Цели урока:
- Учебная:
систематизация и обобщение знаний учащихся по темам: “Устройства компьютера”. “Электронные таблицы”, “Публикации”, “Презентации PowerPoint”, “Основы языка Бейсик. Команда присваивания”; - Развивающая:
развитие приемов творческой активности, умений обобщать, анализировать, памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия), алгоритмического стиля мышления; - Воспитательная цель:
развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах;
воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;
создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, программы пакета Microsoft Office, язык программирования Бейсик, принтер, прайс-лист с ценами на комплектующие компьютера, плакат с недорисованными смайликами, таблички с надписями:
“программист”,
“инженер”,
“экономист”,
“Менеджер по рекламе”.
План урока.
- Подготовительный этап – 2 мин.
- Повторение – 5 мин.
- Деловая игра, получение заданий – 10 мин.
- Этап закрепления практических навыков – 15 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Подведение итогов урока – 10 мин.
- Рефлексия – 1 мин.
Ход урока
I. Подготовительный этап.
Учащиеся занимают места за партами.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок. Необычен он тем, что мы проведем его в виде игры, в ходе которой вам необходимо будет продемонстрировать все свои знания по устройству компьютера и программного обеспечения и добиться места в фирме. Сегодня мы завершаем изучение темы: “Устройство компьютера”. И этот заключительный урок мы проведем в виде деловой игры.
Итак, цель нашего урока – следующая: вы должны убедиться в том, что:
- вы знаете схему работы компьютера
- все выучить невозможно, а знать, как работает компьютер – необходимо;
- технические навыки можно развить с помощью информационных технологий;
- знание и творчество – залог успеха.
А теперь условия игры.
Каждый из вас должен занять определенную должность на фирме, занимающейся комплектацией компьютерной техники и установкой программного обеспечения.
II. Повторение.
Учитель. Чтобы получить должность в фирме, вы сначала должны пройти тест на право работать с компьютерной техникой.
(Учащимся выдаются тесты с заданиями, где в результате правильных ответов получается слово “ПОЗДРАВЛЯЮ”)
Учитель. Ребята, получившееся у вас слово говорит о вашей успешной работе с тестом. Первыми у нас были учащиеся (учитель называет 3–4 лучших учащихся), которые получают роль “программистов”, я вручаю им визитки, а они набирают себе в фирму коллег и распределяют остальные роли в нашей игре. Близким помощником программиста является инженер, поэтому при распределении ролей обратите на это внимание.
(“Программисты” раздают визитки: экономист”, “инженер”, “Менеджер по рекламе” остальным участникам , таким образом формируя свои группы – фирмы)
Учитель. Теперь необходимо дать названия своим фирмам и приступить к работе.
(Учащиеся работают в группе и придумывают название фирмы, записывают на листочках и ставят перед собой табличку с названием своей фирмы)
Учитель. И так, мы имеем на сегодня три фирмы, работающие с компьютерами.
(Представители называют свои фирмы)
III. Деловая игра.
Учитель. И так, к вам обратился клиент с просьбой подобрать ему компьютер для работы и дома. Ваша задача показать ему основные комплектующие его будущей покупки, ознакомить с ценами и подсчитать, сколько будет стоить компьютер, подготовить для клиента рекламу фирмы, чтобы поднять ее рейтинг и продемонстрировать возможности программирования.
Я хочу узнать у каждого из вас, понятна ли вам ваша роль в фирме?
(Учащиеся отвечают, что инженер поможет скомплектовать компьютер, экономист ведет подсчет затрат на покупку, менеджер занимается рекламой фирмы, программист создаст программу для клиента)
Каждой группе – фирме необходимо сдать в конце урока 4 файла и рассказать о своей работе, демонстрируя созданные в Microsoft Office мультимедийные продукты. Менеджер – создает рекламу в программе Microsoft Publisher, экономист – ведет подсчет затрат в электронной таблице, используя выданный прайс-лист на комплектующие компьютера, инженер – создает презентацию об устройстве компьютера, а программист, используя среду языка программирования Бейсик создает программу подсчета среднего значения стоимости компьютера.
IV. Этап закрепления практических навыков.
Учитель выдает прайс-лист экономистам.
(Ученики занимают места за компьютерами и работают в офисных программах Microsoft Office) .
V. Физкультминутка. И так, программы готовы. Чтобы быть в форме и подготовить достойный отчет, мы с вами проведем физкультминутку.
(Учащиеся выполняют упражнения – энергизаторы для глаз и снятия общей усталости)
VI. Подведение итогов.
Учитель. Я попрошу первую фирму провести отчет о работе с клиентом.
(Первая группа учащихся выходит к доске, через проектор демонстрируется презентация, которая сопровождается рассказом программиста, а экономист, программист и менеджер показывают распечатки полученных ими результатов)
Затем отчет проводят вторая и третья группы.
Учитель. Все три фирмы успешно справились с работой, и мы убедились в том, что знание и творчество – залог успеха!
(Учитель ставит оценку каждому ученику за выполненную работу и выделяет лучшую фирму по итогам отчета).
VII. Рефлексия.
Учитель. Урок окончен. Выходя из класса, нарисуйте, пожалуйста, смайлик с улыбкой, если вам понравился урок, и грустный – если что-то вам не понравилось. Спасибо, до свидания.