Нравственные уроки произведения "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с нравственными представлениями русского народа, воплощенными в сказке А.С.Пушкина; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь уч-ся; развивать творческие способности уч-ся; воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово

Оборудование: учебник "Литературное чтение 2 класс" 2ч, В.А.Лазаревой, “Толковый словарь” под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, рисунки Б. Дегтярева, видео материал “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина(недостающие ролики вы можете спросить у автора статьи)

Ход урока.

1. Орг.момент

2. Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям (см. Приложение 1)

У: Что необычного заметили?

3. Постановка проблемного вопроса?

У: Почему старуха осталась у разбитого корыта?

4. Анализ поступков героев. В ходе работы на доске появляется схема “система образов” (см. Приложение 2)

- Назовите героев сказки

- Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.

- Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?

- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма.

- Как ведет себя рыбка?

- Объясните значение слова “откуп”, пользуясь словарем.

Из “Толкового словаря” под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой

ОТКУП, –а, мн. –а, –ов, м.

1. см. откупиться.

2. Предоставляемое государством (за денежный взнос в казну) исключительное право на пользование чем–н., на получение каких–н. доходов или на продажу товаров (устар.). Винный о. Взять или отдать на о. что–н. (также перен.: в полное распоряжение).

прил. откупной, –ая, –ое.

ОТКУПИТЬСЯ, –уплюсь, –упишься; сов.

1. от кого-чего. Заплатив или дав взятку, освободить себя от чего. О. от шантажиста. О. от солдатчины.

2. перен., от кого-чего. Пожертвовав чем–н., пойдя на уступку, освободить себя от каких–н. обязательств, обязанностей (разг.).

несов. откупаться, –аюсь, –аешься.

  сущ. откуп, –а, м. (к 1 знач.)

- Почему откупалась рыбка?

- Почему старик отпустил рыбку без откупа?

- Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказ старухе?

- Каким видим здесь старика по характеру?

- Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения “старуха забранила

Из “Толкового словаря” под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой

БРАНИТЬ, –ню, –нишь; несов., кого-что.

1. Порицать, выражать своё недовольство бранными словами. Б. за шалость

2. перен. Подвергать осуждающей критике. Статью бранят в журналах.

сов. выбранить, –ню, –нишь; –ненный (к 1 знач.).

БРАНИТЬСЯ, –нюсь, –нишься; несов.

1. с кем. Бранить друг друга, ссориться.

2. Выражать своё недовольство в грубых, резких словах.

  сов. побраниться, –нюсь, –нишься (к 1 знач.) и выбраниться, –нюсь, –нишься (ко 2 знач.).

- Как ведет себя рыбка?

- Почему она помогает старику?

- Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу “дать новое корыто”?

- Как показывает это автор сказки? Расскажите.

- Просмотр фрагмента мультфильма. Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем?

- Кто из них решил не потворствовать старухе?

- Как это видно?

- Найдите строки, которые указывают, что рыбка сердится на старуху.

- Как ведет себя море? Почему?

- Давайте вспомним, чем заканчивается сказка? Просмотр фрагмента мультфильма.

- Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Как бы высоко не вознеслась старуха, но как во всех сказках “добро побеждает зло”, так и здесь, завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы в крестьянку. Это связано с наказанием за ее самодурство и жадность.

- Опишите отношение автора к своим героям.

- В чем главная мысль сказки?

5. Работа над названием сказки

- Почему А.С.Пушкин назвал свою сказку “Сказка о рыбаке и рыбке”, а о старухе ни слова?

Доброта, верность обещанному слову, щедрость – вот истинные качества, которые ценит народ, а вслед за ним и А.С.Пушкин. Это он и подтверждает названием сказки “Сказка о рыбаке и рыбке ”

6. Сравнительный анализ характера героя и его внешнего вида.

7. Итог.

- Чему научила вас сказка А.С.Пушкина?

8. Домашнее задание (по выбору учащихся):

- Подобрать пословицы, характеризующие характер героев

- Написать сочинение по пословице, характеризующий характер героев

Презентация