Цели:
- способствовать воспитанию доброты,
- формированию правильного представления о доброте и добрых делах.
Задачи:
- Просветительская - расширение кругозора, связанного с понятием добра.
- Ориентирующая - формирование толерантного отношения к окружающему миру, доброжелательных отношений в классном коллективе.
- Направляющая - перевод понятия доброты в рамки реального опыта учащихся.
- Формирующая - совершенствование навыка обдумывания и оценки своих поступков, самих себя.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
(учащиеся рассаживаются по группам, заранее сформированным).
2. Учебная задача:
На доске два рисунка: Бараш (злой) и Бараш (добрый) - герой мультсериала "Смешарики".
Учитель: - Какой из Барашей располагает к беседе? Почему?
Учащиеся: С добрым приятнее общаться, а злой может побить
Учитель: - Как вы догадались, что Бараш злой? Добрый?
Как встретив человека можно догадаться о его настроении, о его намерениях?
Учащиеся: По мимике (сдвинутые брови, улыбка);
жесты (кулаки, ладони);
речь (вежливые слова, грубые слова).
Учитель: Какова тема нашего классного часа? (Про добро и зло?)
Верно, формула добра.
Девиз: Добрым будь не на словах, а в поступках и делах.
3. Определение понятий.
Давайте все-таки для начала договоримся, что будем понимать под словом "добро, доброта", а что под словом "зло, злость". Ответы учащихся фиксируются на доске.
А теперь заглянем в словарь Ожегова (по возможности иметь для каждой команды): Добро-это всё положительное, хорошее, полезное.
Зло - это отрицательное, дурное, вредное.
4. Формула добра.
- В каждом человеке живет доброе начало и злое.
(На доске появляется черно-белый человечек)
- Почему такой?
(Символизирует добро и зло).
- Как же наша жизнь зависит от каждого.
(Если на то зло, которое окружает человека, он будет отвечать злом, то получится зло. Если на зло отреагировать равнодушием, то зло и останется. Если на зло ответить добром, то победит добро.)
- Вот такая формула добра у нас получилась.
Есть одна притча (т. е. история) про Солнце и Ветер.
Солнце и ветер.
Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее.
- Я докажу, что я сильнее, воскликнул ветер.
- Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику и согрело его своими лучами. Вскоре старик сам снял свой плащ.
Каков смысл этой притчи?
- Доброта и дружелюбие всегда побеждают ярость, злость, грубость и принуждение.
- Как важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке.
К сожалению, не все люди стремятся к этому. Гораздо проще обругать, сделать замечание, усмехнуться, чем похвалить другого. Всегда ли мы благодарим водителя автобуса или трамвая, который дождался нас на остановке, пока мы бежали к автобусу или трамваю; часто ли благодарим кассира магазина за быстрое обслуживание. Даже просто сказать маме, как хорошо она выглядит сегодня, мы не всегда успеваем.
Но я глубоко уверена в том, что, говоря и поступая по-доброму, мы увеличиваем добро в мире.
5. Мои добрые дела.
В конвертах на ваших столах приготовлены голубки - птица, которая является символом мира и добра. Она ждет ваших добрых дел. Подумайте и напишите, какие добрые дела вы совершили вчера или сегодня по отношению к своим одноклассникам, друзьям, учителям, родителям.
6. А теперь я предлагаю вам упражнение, которое называется "Пять добрых слов":
Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передается соседу справа, а сам учащийся получает "ладошку" от соседа. В одном из "пальчиков" полученной "ладошки" ученик пишет какое - нибудь привлекательное, на его взгляд, качество ее обладателя. Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т.д., пока "ладошка" не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, зачитываются "комплименты".
Учитель: Если плохое настроение настигнет вас, достаньте "ладошку" и прочитайте, что думают о вас ваши одноклассники. Быть может не все так плохо, как вам кажется.
7. Следующее задание: "собери пословицу".
Из двух половинок нужно собрать пословицу по теме нашего занятия.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Уважая человека - | добро творит в молчании |
Путём зла | славен человек |
Доброта - язык, на котором | уважаешь себя. |
Кто добр поистине, | что весенний день |
Добрыми делами, | что дождь в засуху |
Доброе слово, | не доходят до добра |
Доброе слово человеку, | могут говорить немые и который глухие могут слышать. |
Ветер головы разрушает | в добро |
Враньё не ведёт | несказанное - золотое. |
Доброму слову- | язык не отсохнет |
Сказанное слово серебряное, | прибавят чести. |
От приветливых слов | добрый ответ |
Доброе слово | а слово - народы поднимает. |
Добрые вести | лучше мягкого пирога |
Цветное платье на плечи, | а добрый - от радости |
Злой плачет от зависти, | добро и делай |
Добро - не лихо | без награды не останется |
Добра желаешь - | ходит тихо |
Доброе дело | что дождь в засуху |
Доброе смолчится, | а добрая мысль - к сердцу. |
Доброе слово человеку, | худое молвиться |
Доброму и сухарь в пользу, | и чужая болезнь к сердцу |
Доброму человеку | ищи доброты |
Не ищи красоты, | а зло пропадёт |
Доброе дело | когда люди похвалят |
Доброе дело | а зло забывай |
Добро тогда будет добро, | а злому и мясное не впрок |
Добро помни, | два века живёт |
Добро не умрёт, | само себя хвалит |
8. Итог подводит учитель:
С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: "Что такое - хорошо и что такое плохо?". Хорошее или плохое - это прежде всего - доброе или злое. Понятия "добра и зла" рассматриваются, прежде всего, в свете отношений между людьми. Поэтому те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек - существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.
9. Рефлексия:
- Чему был посвящен классный час? (добру, доброте)
- В чем заключается формула добра? (На зло отвечать добром)
10. Тренинг
У каждой команды на столе находится синий конвертик, а в нем круги: красный, желтый и зеленый.
Если на сегодняшнем занятии вам все было понятно и хотите встретиться еще, то выбираете зеленый круг.
Если просто понятно, то - жёлтый.
Если непонятно, то - красный.
Определитесь с выбором.
Спасибо за работу!
11. На память о нашей беседе я хочу вам подарить "добринки" - сердечки, чтобы не забывали о добрых делах.
Удачи!