Цели: повторить позиции написания мягкого знака показателя мягкости, разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака, расширить знания учащихся по данной теме, формировать умение писать слова с мягким знаком показателем мягкости, с разделительным мягким знаком и с разделительным твёрдым знаком, способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, речи.
Оборудование: учебник по русскому языку Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой (3 класс,
3 часть), орфографический словарик школьника "Пиши без ошибок" О. Д. Ушаковой, карточки со словарными словами, с текстом, с кроссвордом, карточки-подсказки для орфографической работы и для работы с кроссвордом, х/ф "Чародеи", мультфильм "Незнайка на Луне".
Ход урока
Организационный момент.
- В школу вы пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Чистописание.
- Начинаем урок с минутки чистописания. Догадайтесь, какие буквы вам предстоит написать:
Эти знаки не звучат
И всегда они молчат.
- Проговорите задание по чистописанию.
(Строчная письменная буква мягкий знак с верхним соединением в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой твёрдый знак с нижнем соединением).
Постановка темы урока.
- Кто догадался, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Вы правы. Тема урока: "Буквы, которые не обозначают звуков - мягкий знак и твёрдый знак".
- Звуков не обозначают, а зачем эти буквы нужны. Какую роль они выполняют в русском языке?
(Мягкий знак может быть показателем мягкости предыдущего согласного звука, может быть разделительным, а твёрдый знак бывает только разделительным. Мягкий знак-показатель мягкости показывает мягкость предшествующего согласного, а разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый показывают, что согласный и гласный звуки не сливаются).
- О важности этих двух букв и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Работа по теме урока.
- Послушайте стихи, которые подготовили наши ученики:
(Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак!
Без него не написать
"Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".
Станут "пенками" "пеньки",
"Уголками" - "угольки",
"Банька" в "банку" превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать).
- О каком мягком знаке шла речь? Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?
(Буква мягкий знак - показатель мягкости пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными , чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука).
- Слушаем следующее стихотворение.
(Перед Е, Ё, И, Ю, Я
В корне я стою друзья.
Воробьи, семья, жильё -
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Соловьи, бельё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья).
- А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).
- И ещё одно стихотворение.
(Было - "сели", стало - "съели".
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Этот знак!
Знак такой нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье).
- Что за буква? Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
(Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными Ё, Е, Ю, Я).
Орфографическая работа.
- Правила повторили. А теперь орфографическая минутка. Прочитайте и постарайтесь запомнить слова, записанные на доске.
Татьяна, зашьёт, серенький, объявить, подъёмный, коньки.
(После 10-15 секунд запись закрывается).
- Сколько слов было записано? На сколько групп их можно разделить? На какие группы?
- Запишите слова в указанном порядке. Кому трудно, можно воспользоваться подсказкой, которая лежит на парте. (Подсказка: О-------, с--------, з-----, к-----, п--------, Т------.)
Глагол с разделительным твёрдым знаком.
Прилагательное с мягким знаком - показателем мягкости.
Глагол с разделительным мягким знаком.
Существительное с мягким знаком - показателем мягкости.
Прилагательное с разделительным твёрдым знаком.
Существительное с разделительным мягким знаком.
- Прочитайте слова в нужном порядке. Подчеркните в словах мягкий знак и твёрдый знак. В словах с твёрдым знаком выделите приставки.
- Какое словарное слово встретилось? Какие слова являются словарными?
Словарная работа.
- Знакомимся с новыми словарными словами (Показ фрагмента из х/ф "Чародеи", в котором звучит песня "Три белых коня").
- Какие словарные слова будем сегодня изучать? (Декабрь, январь, февраль). Найдите эти слова в словаре учебника.
- По юлианскому календарю декабрь был десятым месяцем в году, отсюда и его название. Древние римляне назвали месяц январём в честь бога Януса. Януса изображали как человека с двумя лицами: одно - старое, смотрит в прошлое, другое - молодое, смотрит в будущее. По одной из легенд февраль получил своё название в честь римского бога подземного царства Фебруариуса.
- Какую роль выполняет в этих словах буква мягкий знак? (Он является показателем мягкости).
- Образуйте от этих существительных прилагательные мужского рода. Во всех ли сохраниться мягкий знак?
Дополнение к правилу: во всех именах прилагательных, образованных от названий месяцев, в конце которых пишется мягкий знак он сохраняется, кроме слова январский.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Объясните подчёркнутые орфограммы.
(Приглашенья, декабрь, праздник, раздаёт, зовёт, нас, на, и).
- Попробуйте составить из данных слов предложение так, чтобы в нём была рифма.
- Разберите предложение по членам предложения и частям речи.
Физкультминутка.
Работа по теме урока.
- Про мягкий знак - показатель мягкости поговорили, а теперь поговорим про разделительный мягкий знак. Отгадайте загадку:
Что это за грибы? Выросли в подвале,
Света не видали, а к нам суп попали.(Шампиньоны)
- Как пишется это слово? Найдите в орфографическом словарике школьника.
Дополнение к правилу: в некоторых иноязычных (иностранных) словах разделительный мягкий знак пишется перед гласной О.
- Таких слов достаточно много и сейчас три творческие группы учеников попробуют составить вопросы к кроссворду, который потом будут разгадывать все остальные. (Творческие группы получают задание: составить вопросы к кроссворду, ответами которого будут слова с разделительным мягким знаком перед буквой О).
1 Б | У | Л | Ь | О | Н | |||
2 Л | О | С | Ь | О | Н | |||
3 М | Е | Д | А | Л | Ь | О | Н | |
4 П | А | В | И | Л | Ь | О | Н | |
5 Б | А | Т | А | Л | Ь | О | Н | |
6 П | О | Ч | Т | А | Л | Ь | О | Н |
7Ш | А | М | П | И | Н | Ь | О | Н |
- Творческие группы могут воспользоваться подсказками или помощью гостей учителей. (Подсказки на отдельных карточках.
Карточка 1. Бульон - отвар из мяса.
Карточка 2. Лосьон - жидкость для ухода за кожей.
Карточка 3. Медальон - украшение на шею, в форме круглого или овального футляра, в который что-либо вкладывается, вставляется.
Карточка 4. Павильон - лёгкая постройка.
Карточка 5. Батальон - крупная, организованная группа военных.
Карточка 6. Почтальон - разносчик почты по адресам.
Карточка 7. Шампиньон - съедобный серовато-белый гриб).
- Задание остальным ученикам. Составить и записать словосочетания, подобрав к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Подчеркнуть букву мягкий знак.
Куриный ....., торговый ....., золотой ....., сельский ....., надёжный ....., гвардейский ....., освежающий ....., крупный ..... .
(Медальон, бульон, шампиньон, почтальон, компаньон, павильон, лосьон, батальон).
- А теперь отгадываем кроссворд, составленный творческими группами. Одновременно проверяем составленные словосочетания.
- Какая группа составила самые точные формулировки вопросов?
Продолжение работы по теме урока.
- Осталось обобщить знания про? (Разделительный твёрдый знак).
- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
- Прочитайте слова на доске. Объясните значение этих слов.
- Подходят ли они под известное правило? Почему нет?
(Слова на доске: сверхъестественный, двухъядерный, трёхъярусный, четырёхъязычный, трансъевропейский, суперъяблоко, инъекция, адъютант).
Дополнение к правилу: разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах (с двумя корнями), после числительных двух-, трёх-, четырёх-; после латинских слов "транс" (что означает "через") и "супер" (что означает "самое-самое"), после латинских приставок "ад-"(имеющей значение русской приставки "при-") и "ин-"(имеющей значение русской приставки "в-").
Показ фрагмента из мультфильма "Незнайка на Луне".
-Посмотрите, как возмущён компьютер. Он не может допустить Незнайку к управлению ракетой после того, как Незнайка ввёл текст-рассказ о том, как он провёл выходной день. Найдите и исправьте все ошибки, которые допустил Незнайка (работа в парах).
В воскресенъе я был в лесу с друзями мы ставили палатку. Я забивал коля вместе с Гунъкой. Потом мы разъвели костёр и сварили гречьневую кашу. Поньчик съел на пенёк и сел всю кашу. У него заболел живот и Пилюлкин сделал ему иньекцию. Пёс Булка стащил все бульки. Пришлось пить чай с одним варенем из суперяблока. Тьюбик рисовал, а Авосъка вёл сьёмку филъма "Мои друзя в лесу".
- Сколько же ошибок вы нашли?
Итог урока.
- Послушайте басню, которую для вас подготовили ученики нашего класса.
- Не чересчур ли ты добряк? -
Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -
Звуки ты смягчить стремишься.
Нет, в Алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -
Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -
Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора как букву Ять,
Тебя из Азбуки изъять...
- Друзья! Ваш разговор - никчемные слова, -
Услышав этот спор сказала буква А. -
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Какой вывод можно сделать о роли букв мягкий знак и твёрдый знак в русском языке?