Задачи:
- прознакомить с частью речи местоимением;
- познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в речи;
- азвитие внимания, мышления.
1. Организационный момент |
Урок русского языка. Девиз нашего урока: «Грамоте учиться - всегда пригодиться». |
2. Мобилизующий момент |
Чтобы определить тему и цели урока, мы должны выполнить следующее задание: - Слова, записанные на доске, распределите на знакомые группы: Прекрасный, библиотека, я, интересный, молоко, электрический, ты, вокзал, они, библиотечные. - Что мы знаем об имени существительном? (изм. по числам и падежам) - Вспомним об имени прилагательном? (изм. по числам, в ед. ч. по родам, по падежам) - Как называются слова 3 группы? - Сформулируйте тему и цели урока. Тема: Местоимение. Цели: знакомство с новой частью речи, узнать о роли местоимений в нашей речи. |
3. Чистописание |
Нашу тему мы попробуем красиво написать в тетради, но необычным способом. Следите за моей рукой. Обведите в воздухе и попробуйте написать в тетради. - Назовите слог, в котором есть мягкий согласный звук ( -ме-, ни-, е). - Запишем их на следующей строке. - А если прочитать справа налево. Какие слоги получатся? (ем, им, е). - Запишите. |
4. Работа над темой |
I) - Прочитайте запись на доске: Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья. - Что это? (текст) - Докажите. - О какой птице прочитали? Все ли понравилось в тексте? - Как быть? - Прочитайте. - Назовите слово, которое заменили и то слово, которым заменили? кто? дятел - кто? он у кого? у дятла - у кого? у него - Какие вопросы? (одинаковые). - Значит, то слово, которое использовали, отвечает на такие же вопросы. - Какие слова в 1 столбике? (существительные). - Что обозначают? (предмет) - А что обозначают слова второго столбика? (указывают предмет) - Чьё место занимают? (место имени существительного). II) Вам предложены пары предложений. Все ли вас устраивает? Замените, где нужно слова. 1) Мама - самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня добру. 2) У школы растут красивые берёзы. Берёзы широко раскинули свои ветви. 3) Посадили мы в саду ясень. Ясень стоял на тонкой ножке и заглядывал в окошко. 4) Детёныши росомахи были толстые, неуклюжие. Детёныши были похожи не тона щенят, не то на медвежат. - Выпишите слово и местоимение, которым это слово заменили. - Какие предложения получились? Читаем пары. - Связаны ли эти предложения по смыслу? - С помощью чего? - Значит, для чего нужны местоимения? |
Физкультминутка |
|
Закрепление |
- А теперь замените существительные местоимениями? - Можно ли так? Почему? III) - Определи цель задания: 1. Позвольте представиться: Афанасий, младший домовой. …живу в книге «Маленькая дверь в большой мир». 2. Ну что за помощник! Сынок, когда … успел всё убрать? 3. На ветке сидел воробей. … чистил свои пёрышки. 4. На соседнюю ветку села ворона. … громко закаркала. 5. Выглянуло из-за тучи солнце. … осветило землю. 6. Я, Петя и Саша -друзья. … живем в одном доме. 7. Молодцы, дети! … очень старались на уроке. 8. Я люблю читать книги. … помогают мне хорошо учиться. - Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я) - Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и других, включая себя в их число? (мы) - Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты) - А к нескольким лицам? (вы) - Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем - либо или о ком-либо? (он, она, оно, они) - Это личные местоимения. Запишите в тетрадь. - Делаем вывод с помощью подсказок. - Знакомимся с выводом в учебнике на стр. 163. 1. Учебник, страница 163. упражнение 372. - Найдите местоимения и запишите в тетради. Ты - обращаемся к другому лицу, Я - о себе, мы - говорим о себе и о брате, Он - о брате, она - игра. - Составьте вопросительное или повествовательное предложение с любым местоимением и запишите в тетради. - Что же мы узнали о местоимениях? |
Физкультминутка |
Если я называю личные местоимения , то - топаете, а если нет, то хлопаете. Я, весь, всякий, мы, ты, каждый, вы, самый, он, сам, она, иной, оно, любой, они. |
2. Самостоятельная работа |
1вариант: Замени выделенные существительные местоимениями и запиши: По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь. Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша. 2 вариант: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В (Б,б)олгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в (К,к)итае варят лилии в молоке. …придают блюду особый аромат. В (И,и)ндии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. …идет на изготовление цукатов. |
3. Словарная работа |
- Собери слоги и запиши слова в тетради. До зяй га Хо мо ство Кол ро тив Са лек лет Аг го да По ро ном Вок фер Шо зал - Что объединяет? - Раздели на 2 группы. - Дополнительно: замени местоимениями. |
4. Творческая работа в группах |
- Текст рассыпался. Собери и объясни, что помогло. Медвежата рады теплу. Вышла она из берлоги. Весело малышам. Пригрело весеннее солнце. Они были маленькие. Проснулась медведица. За ней выбежали медвежата. - Что же вам помогло? |
ИТОГ |
- С какой частью речи познакомились? - Что узнали? - Используя схемы, выскажитесь об уроке… |
Домашнее задание |
1. Продолжить текст. 2. С. 164, правило, упр.374. |