Цель: познакомить учащихся с новой буквой и её звуками
Задачи:
образовательные:
- познакомить со звуками [Х], [Х`], с буквой Х;
- учить распознавать эти звуки, закреплять навык чтения слов с изученными буквами;
- закреплять умение звуко-буквенного разбора
- формировать фонематический слух
воспитательные:
- содействовать нравственному воспитанию учащихся
- совершенствовать умение работать в парах, группах
- воспитывать правила поведения в коллективе
развивающие:
- развивать речь, память, внимание, мышление учащихся.
- развивать познавательную активность
Оборудование: таблица “Лабиринт”, таблица “Буквоград”, карточки с изображением предметов, мультимедийная презентация, карточки-шарики, карточки с изображением Знайчика, магнитная касса.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
– Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Вы удивились этому? Покажите как.
– А вы рады гостям? А как это показать? (приветливо улыбнуться).
– А что помогло выразить вам своё настроение? (мимика).
– А как мы узнаем настроение других людей? (по выражению лица). А люди могут своим настроением управлять?
– Сегодня у нас в гостях приборчик, который знает секреты хорошего настроения. И зовут его Знайчик (Приложение 1, слайд 1)
И если эти секреты откроете Вы, то Знайчик от радости подпрыгнет до небес. А помогут ему воздушные шарики, которые лежат на ваших партах (у каждого не раскрашенные рисунки шаров) Но это тоже пока секрет.
– Знайчик приглашает нас в страну Настроения, в которую мы попадем с помощью лабиринта. (Приложение 1, слайд 2)
– Кто знает, что такое лабиринт? (ответы детей)
– Лабиринт – это сооружение со сложно расположенными и запутанными ходами. Двигаться по нашему лабиринту вам помогут стрелки – указатели. В каждом окошке спрятан секрет. Разгадать секреты поможет активная работа на уроке.
II. Актуализация знаний.
– Возьмём с собой алфавитную песенку и отправимся в город Буквоград (исполняется песня с движениями). Пока мы рассказываем о жителях этого города, 4 ученика работают со схемами у доски, а 2 ученика в своих блокнотиках, 4 ученика готовятся прочитать нам загадки
(Слова на доске для составления схем: мячик, кукла, юла, машина)
(слова на карточках для работы в печатных блокнотиках: мелки, Яша, ёлка)
– Итак, перед нами Буквоград.(Рисунок 1)
– Что вы можете рассказать о жителях этой улицы? (Буквы о,а,у,ы,э –обозначают твёрдость согласных звуков) Буквы я, е, ё, и, ю –обозначают мягкость согласных звуков, буквы е, ё, я, ю – хитрые, потому что обозначают 2 звука в начале слова и после гласных ; буквы М, Н, Р, Л ,Й имеют звонкие звуки.
– Что вы можете рассказать о букве Й? Почему она у вас такая весёлая? (проходит проверка домашнего задания: дети выходят с нарисованными “веселыми” буквами и рассказывают причину веселья буквы Й (Рисунок 2)
– С заданием справились. Давайте поработаем ветром (работа над дыханием) и откроем первое окошко. Прочитайте первый секрет хорошего настроения: ВСЕГДА ГОВОРИТЬ ДОБРЫЕ СЛОВА
– А Вы знаете их? Скажите каждый по словечку тихонько вслух. Молодцы! Вот видите, сколько их много. Стало радостнее, когда вы их произносили?
III. Формулировка темы и задач урока.
– Послушайте загадки и догадайтесь, о каких звуках пойдет речь на уроке.
(Дети читают загадки)
***
Отгадать легко и быстро.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (ХЛЕБ)
***
В нашей кухне круглый год
Дед Мороз в шкафу живёт. (ХОЛОДИЛЬНИК)
***
Лёгкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (ХЛОПОК)
– А теперь сформулируем задачи нашего урока с помощью памятки.(Приложение1, слайд 3)
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ…..
- УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ….
- УЗНАТЬ НОВОЕ……
(Дети рассказывают с помощью памятки, что они познакомятся с новыми звуками и буквой, научатся различать новые звуки, откроют новые сведения о грамоте)
– Молодцы, давайте поработаем ветром (работаем над дыханием) и откроем ещё одно окошко с секретом: СЛУШАТЬСЯ ВЗРОСЛЫХ
– Что это значит? (ответы детей)
– А у кого это получается? Молодцы!
IV. Выделение новых звуков в словах, обогащение словаря детей.
– А сейчас наш путь в город Играй-ка. (Приложение 1, слайд 4)
Знайчик знает, что все любят играть в различные игры. У него для вас сегодня все игры со словами.
- Группа детей будет играть в игру звуковой Конструктор. На карточке изображены предметы, нужно взять первый звук у каждого слова, соединить их и получатся новые слова. А у кого получится – мы увидим (работа в парах)
- Другая группа детей будет играть в игру “Телевизор” (на экране телевизора) все слова рассыпались и спрятались. Нужно их собрать. Работаем в парах (записать
получившиеся слова в блокнотике).
кар |
ло |
ши |
та |
мы |
ти |
на |
ряд |
ни |
ре |
ка |
ша |
(Картина, тина, мыло, мыши, шина, каша, наряд, карта)
– А остальные дети играют со мной в игру “Магнитик”.
– Что умеют делать магнитики? (притягивать металлические предметы).
– Работаем по вариантам. 1 вариант притягивает слова со звуком [Х], а 2 вариант со звуком [Х`].
МОРЯК, ПЕТУХ, ЧЕРЕПАХА, ХЛОПУШКИ, ТИГР, КУРИЦА, ХОМЯК
– Почему вы притянули эти слова? (ПЕТУХ, ХЛОПУШКИ, ХОМЯК,ЧЕРЕПАХА)
(в них есть звуки [Х], [Х`]). А ещё чем они похожи? (обозначают название предметов)
– Составьте предложения с этими словами.
– А давайте и с ними поиграем, ум свой поточим.
– Попробуйте распределить их на 2 группы по каким-либо признакам.
(Возможные варианты)
– Проверим, как играли со словами другие дети.(Проверяется выполнение работы в парах) Покажите это сигналом (проверка составленных слов).
– Откроем ещё окошко с секретом: УМЕТЬ ИГРАТЬ С ДРУЗЬЯМИ
– А как вы понимаете этот секрет? Всегда это у вас получается? (ответы детей)
V. Обогащение словаря детей
– А теперь наш путь в город Алфавитск. (Приложение 1, слайд 5)
– Но что же здесь произошло? Злой волшебник окутал туманом букву Х и она никак не может из него выбраться. А что же произойдет если мы не сможем ее выручить? (ответ детей).
– Давайте позовём на помощь сыщиков. Пусть они отыщут все слова со звуками, которые обозначает буква Х.
(от каждого ряда приглашается ребёнок, надевает тёмные очки и дети шёпотом называют ему слова). Выясняется, кто из сыщиков собрал слов больше.
– Молодцы, помогли букве Х. Откроем ещё одно окошко с секретом: ВСЕГДА ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО ПРАВДУ
А как это помогает настроению? (ответы детей)
VI. Знакомство с междометиями.
– Вот видите, как хорошо поработали сыщики, но нам ещё предстоит что-то узнать, чтобы открыть новый секрет (Приложение 1, слайд 6)
– Прочитайте слоги. Что вы заметили?
ХА, ХО, ХИ, ХУ, АХ, ОХ, ИХ, УХ
(слоги АХ, ОХ, УХ можно встретить в предложениях)
– Что же это за слова? Они особенные! Потому что ничего не обозначают, а только выражают человеческие эмоции.
– Попробуйте озвучить эти картинки (Приложение 1, слайд 7)
УХ! (дух захватывает, с горки санки едут).
АХ! (страх).
ОХ! (что-то не получается, устали очень).
– Послушайте ребята, какие стихотворения я нашла про междометия.
– А кто знает ещё какие-нибудь междометия? (АЙ, ОЙ) (рассказ домашних стихов)
– Откроем последнее окошко с секретом: ДОВОДИТЬ НАЧАТОЕ ДЕЛО ДО КОНЦА
VII. Итог урока.
– А теперь давайте посмотрим, что помогло нам открыть секреты хорошего настроения
- ПОЗНАКОМИЛИСЬ…..(с новыми звуками и буквой, междометиями)
- НАУЧИЛИСЬ (читать слова с новой буквой)…..
- УЗНАЛИ НОВОЕ…(о секретах хорошего настроения)..
– А какие секреты хорошего настроения мы узнали? (перечислить) (Рисунок 3)
VIII. Рефлексия.
– А какое настроение сейчас у вас? Если радостное, то раскрасьте шарик красным карандашом. Если вы считаете, что хорошо трудились на уроке, раскрасьте другой шарик красным карандашом, если не очень что-то получилось, то синим. У кого получилось 2 красных шарика?
– Вот ваш Знайчик подпрыгнул до небес от радости за вас. Но у других ребят есть возможность постараться завтра и получить красный шарик. (Приложение 1, слайд 8)
Домашнее задание:
- Читать страницы Азбуки с буквой Х.
- Нарисовать веселую букву Х.