Роль учителя в данной игре, отводится как руководителю творческой мастерской, он консультирует, наблюдает за ходом практической деятельности и корректирует действия участников. Когда группы изготовят все изделия, учитель выставляет их на трех столах. Теперь каждая группа выполняет роль экспертов, оценивая качество выполнения работы своих товарищей и выставляет отметку (3-я группа оценивает работы 2-й, 2-я группа оценивает работы 1-й, а 1-я группа оценивает работы 3-й ).
Цели:
- Образовательная: Научить владению приемов и выработать умения выпиливания лобзиком.
- Развивающая: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: планировать, анализировать, сравнивать, оценивать.
- Воспитательная: Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических и других качеств личности.
Тип урока: урок обучения умениям работы лобзиком
Формы организации учащихся на уроке: Деловая игра по группам.
Методы обучения: практическая работа.
Методическое оснащение урока:
- Наглядные пособия: презентация «Творческая мастерская»;
- Раздаточный материал: эскизы изделий, копировальная бумага.
Оборудование: Верстаки универсальные, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком, электровыжигатель, ноутбук, проектор.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство.
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть (3 мин.)
- Приветствие учащихся
- Проверка посещаемости и готовности к уроку.
- Организация рабочего места: распределение по группам
(с учетом возможностей и способностей учащихся).
II. Мотивация учебной деятельности (Сообщение темы и цели урока) (2 мин.)
На предыдущих уроках вы познакомились с технологией выжигания, выпиливания лобзиком, научились настраивать инструменты, получили навыки работы с этими инструментами. А сегодня, чтобы освоить приемы выпиливания и декоративного украшения, вам нужно будет принять участие в творческой мастерской и самостоятельно изготовить изделие, которое в последствии можно будет использовать в быту.
Но прежде чем прейти к творческой работе. Давайте полистаем странички журнала
«Творческая мастерская» и вспомним:
III. Теоретическая часть (10 мин.)
1. Повторение пройденного материала.Демонстрация презентации «Творческая мастерская» (Слайд 1-6).
- Основой инструмент, которым вам сегодня придется работать изображен на экране, посмотрите, пожалуйста, и скажите, как он называется и из каких деталей состоит?
- Как проверить, правильно ли установлена пилочка в лобзике?
- Как проверить, что пилка закреплена с натяжением, и для чего это нужно?
- Какой материал используют для выпиливания лобзиком?
- Какие необходимы приспособления для настройки лобзика?
- Какие еще необходимы приспособления для работы лобзиком?
- Как правильно нужно сидеть, при выпиливании лобзиком?
- Как добиться четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения?
- Как правильно нужно держать заготовку?
- Как надо держать лобзик при выпиливании?
- Как нужно работать лобзиком при поворотах?
- Когда при работе бывает заедание пилки в детали, и что необходимо сделать?
- Как выпилить внутренний узор рисунка?
- Что происходит с пилочкой при продолжительной работе?
- Чего нельзя допускать при работе лобзиком?
- Основное правило техники безопасности при работе лобзиком?
- Основное правило при работе электровыжигателем?
Ответы:
- Лобзик состоит из рамки с ручкой, верхнего и нижнего зажима, между ними крепится тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.
- Зубья пилки всегда должны быть направлены своими углами вниз к ручке.
- Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе ее в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.
- Для работы лобзиком основным материалом является – фанера?
- Эксцентриковый зажим, который применяют для стягивания рамки перед креплением пилки. Можно использовать тиски, зажав в них лобзик и сжимать левой рукой рамку, а правой закрепить пилку зажимным винтом.
- Еще для выпиливания лобзиком используют выпиловочный столик, который крепят к столу или к верстаку струбцинами.
- При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы правое плечо находилось против треугольного выреза в выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положение тела при выпиливании, столик должен располагаться на высоте середины плеча.
- Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину
- Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному столику так, чтобы большой палец с указательным образовывал прямой угол, в котором производится движение пилки при пилении.
- При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка.
- При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким, особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик.
- При заедание пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.
- Для выпиливания внутренних контуров рисунка в фанере просверливается отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо закрепить одну дугу лобзика в тисках, затем конец пилки пропустить в отверстие детали, и сжимая дуги лобзика, закрепить пилку зажимом. Делают это осторожно, чтобы не сломать пилочку. Выпилив отверстие, пилочку таким же образом вынимают.
- При продолжительной работе пилочка сильно нагревается, быстро тупится и легко ломается, поэтому ее время от времени следует охлаждать, делая перерыв в работе.
- При работе нельзя допускать вибрирования фанеры, так как оно может вызвать отколы слоя древесины и поломку.
- Нельзя при пилении наклонять пилку в стороны, ее надо держать строго в вертикальном положении, а движение ее должно быть равномерным, без усилий, лишь при движении ее вниз допускается приложение некоторого усилия, так как в этот момент происходит резание.
- Включать электровыжигатель только с разрешения учителя, не наклоняться близко к месту выжигания, не оставлять прибор включенным.
2. Объяснение нового материала (10 мин.)
Продолжение демонстрации презентации «Творческая мастерская».
- Выпиливание лобзиком
ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ
Выпиливание лобзиком – один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. (Слайд 7) Выпиливанием можно изготовить самые разнообразные красивые и полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, чернильные приборы, абажуры, карандашницы вазочки и т. п. Выпиленными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, двери и другие предметы ( слайд 8).
Мастер-выпиловщики, (Слайд 9, 10) создают художественно оформленные изделия декоративно прикладного искусства, а также замечательные узоры и рисунки для любителей выпиливания лобзиком (Слайд 11). В рисунках изготовляемых предметов могут быть использованы узоры и мотивы из истории народа, народных сказок, а также тематические рисунки с отображением событий и бытовых сцен.
Творческая мастерская, (Слайд 12) которая существует в нашей школе, дает возможность учащимся не только получить навыки обработки различных материалов, но и научиться делать своим руками различные вещи:
- Игрушки;
- Стендовые модели технического творчества;
- Предметы быта (Слайд 13) ;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (Слайд 14, 15 ) .
Многие дети и взрослые (Слайд 16-18) с большим увлечением занимаются выпиливанием лобзиком. Для них это занятие является культурным развлечением в свободное время, заполняет досуг. Они изготавливают различные декоративные изделия, которыми украшают свой быт.
Вы видели, какие работы можно сделать своими руками с помощью лобзика, что вы можете сказать об этом? Конечно красивые. А вы хотите, так научиться выпиливать? Тогда начнем занятие нашей творческой мастерской.
Сегодня вы попробуете, по рисунку изготовить изделие, а затем его украсить. Поэтому знания и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках технологии, вам помогут решить поставленные задачи. А начинать учиться надо всегда с не очень сложного задания.
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, которые вывешены на доске (Приложение 1). Скажите можно ли их использовать для творческой работы? Каким образом? Какое изделие можно сделать, используя эти рисунки? Разделочная доска? А как остальные смотрят на эту идею?
Что ж, мне тоже эта идее нравиться, но прежде давайте составим план работы на изготовление разделочной доски.
Далее следуют вопросы: (По ходу беседы, учитель записывает на доске план работы)
- И так у нас есть рисунок размером с альбомный лист, который можно использовать как шаблон. С чего начнем нашу творческую работу? Что по этому поводу думает 1-я группа?
- Что будете делать после того, когда вы получите рисунок на заготовке? Отвечает 2-я группа.
- Что же необходимо сделать, когда выпилите изделие? Послушаем 3-ю группу.
По ходу беседы на доске учитель записывает:
ПЛАН РАБОТЫ
- Перевести рисунок на материал.
- Выпилить по наружному контуру
- Выпилить внутренний контур.
- Зачистить изделие.
Распределение рисунков по группам(Рис. 1-2 - для 3-й группы; Рис. 3-4 – для 1-й; Рис. 5-6 для 2-й группы), но при желании дети могут взять любой рисунок.
IV. Практическая работа
Выпиливание декоративной разделочной доски из фанеры – 35 мин. Вводный инструктаж учителя:
КОПИРОВАНИЕ И РАЗМЕТКА РИСУНКА
Работу начинают с перевода рисунка на фанеру. На листе бумаги рисуют контуры предмета, который хотят выпилить. Затем материал покрывают копировальной бумагой, на которую накладывают рисунок и закрепляют скотчем. Далее рисунок обводят по контуру карандашом средней твердости. Твердый или остро отточенный карандаш при копировании рисунка применять не следует, так как при этом портится переводимый рисунок, особенно при неоднократном его копировании. После того как будет переведен рисунок на фанеру, его нужно сверить с оригиналом и выправить возможные пропуски и неточности.
Практическая работа учащихся:
- Перевод рисунка на материал
- Выпиливание декоративной разделочной доски из фанеры
- Зачистка изделия
- Декоративное украшение изделия выжиганием
Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.
Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью:
- Соблюдение приемов выпиливания.
- Правильного положения лобзика при работе.
- Соблюдение приемов зачистки изделия и выбор инструмента.
- Соблюдение приемов выжигания
- Соблюдение техники безопасности.
Заключительный инструктаж (5 мин.)
- Уборка рабочих мест
V. Подведение итогов (10 мин.)
1. Готовые работы по группам раскладывают на 3х столах.
Теперь ваша задача оценить качество выполнения работы своих одноклассников и выставить отметку:
- 3-я группа оценивает работы 2-й,
- 2-я группа оценивает работы 1-й,
- 1-я группа оценивает работы 3-й.
Чтобы не возникали между учащимися разногласия по поводу отметки, необходимо объяснить, что каждый может называть свою отметку, а затем, их надо сложить и поделить на количество человек в группе, тогда получится средняя.
Попрошу экспертов от каждой группы объявить результаты и причины поставленной отметки.
2. Сообщение о достижении цели урока.
3. Отметить наиболее активных учащихся и лучшие работы.
VI. Домашнее задание (5 мин.)
- Подпишите эскизы выполненных работ и возьмите домой;
- Придумайте декоративное украшение вашего изделия для выжигания и нанесите его на эскиз. Обратить внимание на то, что рисунок декоративного украшения должны соответствовать образу формы разделочной доски и украшать его.