Цели:
- закреплять у учащихся знания о правописании слов с безударными гласными в корне;
- формировать у учащихся умения правильно писать корень слова с двумя безударными гласными; подбирать два проверочных слова
- способствовать развитию внимания, творческого мышления, речи учащихся; развивать орфографическую зоркость,
- воспитывать чуткое внимательное отношение к природе,
- воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. А куда – догадайтесь сами. См. Приложение 1
Слайд 1–11.
Снег идет, идет, идет.
А метель метет, метет.
Ветер буйствует, шумит.
Все тропинки порошит.Намела метель сугробов,
Приодела лес снежком.
По заваленным тропинкам
Тихо в лес с тобой войдем.Лес уснул в морозной спячке,
Тишиною нас обнял.
Где-то слышен скрип деревьев,
Где-то дятел застучал.Вот и птица улетела,
Шумно крыльями шурша.
Нас, осыпав снегопадом,
Здравствуй лес! Зима пришла!
Ирина Горбачева
– Как надо вести себя в лесу?
2. Минутка чистописания
– Запишем число.
Слайд 12.
– В зимнем лесу можно встретить много необычного и интересного. Посмотрите, сколько разных следов на снегу, оставленных зверями и птицами.
– Следы – это рассказы зверей и птиц о своей жизни, написанные ими самими в огромной
Книге следов. Книга пишется и днём и ночью. И кое-как: то левой ногой, то куриной лапой, хвостом, носом, крыльями.
А у нас на снегу тоже следы, но чьи?
Какие буквы оставили следы?
Я Е А О И
Напишите данные буквы в алфавитном порядке. А Е И О Я
Для чего мы их написали? Подчеркните самую красивую букву. Что это за буквы?
3. Сообщение темы урока
– Какая тема нашего урока? Для чего мы изучаем безударные гласные?
4. Актуализация знаний
Давайте вспомним алгоритм к этому правилу.
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Подчеркни безударную гласную в корне.
- Подбери проверочное слово.
- Напиши слово, вставь букву.
- Обозначь орфограмму.
– А все ли гласные можно проверить, применяя это правило? (Нет)
– Как называют слова, в которых нельзя проверить безударную гласную? (Слова с непроверяемой безударной гласной называют словарными)
– Как поступить в этом случае? (Написание таких слов нужно запомнить или посмотреть в словаре)
5. Орфографическая пятиминутка. Графический диктант
– Запорхали снежинки. Но это необычные снежинки, а волшебные. На них записаны слова с безударными гласными.
Слайд 13.
Предложение заменить, одним словом.
Слайд 14.
Подумать какая безударная гласная пишется в данном слове и обозначить её снежинкой на пересечение номера вопроса и буквы.
о | а | и | е | я | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 |
Слайды 15–21.
- Первый месяц года. (Январь)
- Скользят по льду. (Коньки)
- Игра с шайбой. (Хоккей)
- Верхняя одежда. (Пальто)
- Место на Земле, где всегда холодно, много снега. (Север)
- Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ветер)
- Сильный холод. (Мороз)
Слайд 22.
- Соедините снежинки по порядку.
- На что похожа фигура? (цифра “5”)
– Что за слова мы написали? – Что нужно сделать с этими словами?
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. И мы продолжаем наше путешествие.
6. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний.
Слайд 23.
– Очень красив зимний лес.
– Давайте погуляем по лесу, посмотрим на ёлочки. Что спрятались за ёлками?
– Как проверить безударные гласные в корне слова?
– Поставьте ударение, выделите корень. Подберите проверочное слово. Запишите в тетрадях проверяемое и проверочное слово, поставьте ударение, выделите корень,. подчеркните безударную гласную. Дети работают самостоятельно в тетрадях, графически объясняют написание той или иной буквы.
Сн..говик, Зв.зда, бл.стит, в..с..лит
* Задание для сильных учащихся.
Составьте с данными словами предложения.
Составить с данными словами четверостишье.
Проверка
7. Физкультминутка
2. Проблема.
– Посмотрите на последнее слово, что вы заметили
– Отличаются ли данное слова от тех, с которыми мы работали раньше по этой орфограмме?
– (Отличаются тем, что в предложенном слове две пропущенные безударные гласные.)
– Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
– (Мы найдем объяснение тому, как правильно написать две безударные гласные в корне слова).
Предлагаем вам решить этот непростой вопрос.
Результаты ваших исследований лягут в основу алгоритма “Правописание двух безударных гласных в корне слова”.
На доске:
в..с..лит
Обозначим задачу к выполнению (вставить буквы)
Вот интересные слова – сомнительных здесь звука – два!
3. Построение алгоритма выхода из затруднения:
– Какое действие мы выполняем со словом первым?
Алгоритм:
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Подчеркни безударную гласную в корне.
- Подбери проверочное слово. Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов.
- Напиши слово, вставь букву.
- Обозначь орфограмму.
4. Реализация:
В..с..лит – в слове “веселит” ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: весело, весёлый. Вставим две буквы “е”, обозначим орфограмму.
Прочитай. Что интересного в этих словах? (в каждом слове есть безударная гласная в корне. А в одном слове безударных гласных две.)
Что заметили?
(Эти слова помогают проверить друг друга.)
5. Работа над правилом.
Учебник стр. 115.
6. Первичное закрепление с проговариванием:
Предлагаю провести исследование: во всех ли случаях работает алгоритм, который мы составили
Стр.116 упражнение 273
Вывод:
8. Повторение пройденного материала
– Продолжаем наше путешествие.
– Очень тихо в лесу зимой. Звери улеглись в спячку, птицы улетели в тёплые страны. Но есть такие птицы, которые остаются в месте с нами зимовать. Какие? А что нужно сделать, чтобы им было легче перезимовать?
(Слышно пение птиц.)
– Кто бы это мог быть? Ведь все птицы улетели?
– Ребята, взгляните! На елочке сидит птица. Вы знаете, что это за птица?
Слайд 24–25.
Это клест.
1*. Проверка домашнего задание. Предложение о клестах.
– Это очень не обычная птица. Они, в отличие от других птиц, выводят птенцов зимой. Строят они очень теплое гнездышко и откладывают яйца. Кормят своих птенцов измельченными семенами.
– Но что же случилось с нашими предложениями?
Все слова перепутаны. Как вы думаете, что произошло?
– Это, наверное, Вьюга решила помешать. Вот она и разбросала все слова.
2. Восстановление деформированных предложений.
Слайд 26.
Х..л..да, зимние, наступили.
Лес, наш, в, кл..сты, прил..тели, м..л..дые.
Небудут, г..л..дать, они.
Шишек, на, много, д.ревьях.
* Для слабых учащихся карточки.
Списать вставить пропущенные буквы.
Есть ли в этих предложениях слова с безударными
гласными?
9. Домашнее задание
Стр. 116 упражнение 274
*Составить предложения со словами с двумя
безударными гласными о зимнем лесе.
10. Итог урока
– Но вот, ребята, наше путешествие подошло к
концу. Мы с вами возвращаемся в класс.
– Понравилось вам путешествие?
11. Оценки за урок
12. Рефлексия
Слайд 27–28.
– Я умею проверять две безударные гласные.
– Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные
слова.
– Я сегодня не смог, но завтра выучу новое
правило и научусь. СЛАЙД 29.