Цель:
- Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.
- Расширять кругозор учащихся
- Развивать самостоятельность, творческое мышление.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.
Оборудование:
- Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.
- 8 мячей, план урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко, ? знак
- У учащихся – лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки– загадки. календари
Ход урока
1. Мобилизующее начало
- Готовность класса к уроку.
- Психологический настрой.
Скажем “Здравствуйте” руками
Скажем “Здравствуйте” глазами
Скажем “Здравствуйте” мы ртом,
Станет радостней кругом.
Улыбнитесь нашим гостям, пожелайте удачи друг другу.
2. Цель детям
– Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.
– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?
– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!
– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники,, толковые словари.. карточки.
Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана.) Приложение 1
П Л А Н
Этап первый “Зарядка для ума и тела ”
Цель повторить табличное умножение и деление числа 5
- Игра в парах. “Ты мне, я тебе”. Бросая мяч друг другу говорят пример из таблицы. на 5
- В Гостях в школе у котят Сосчитай
В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали,
И марки собирали.
У них 36 марок было,
Поскольку каждая кошка
Себе положила? (36:4 = 9)3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3· 8 = 24)Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)3 котенка в лес пошли,
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята.
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)Поручил учитель Ваське
Подровнять все стулья в классе
Сколько стульчиков ровнять,
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят
8 парт всего стоят,
По 2 стула у стола –
Вот задача такова! (2·8 = 16)16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток
Учитель учил? (16:2 = 8)
Первый вывод:
– Почему вы быстро бросали мячи друг другу?
– Важно знать таблицу?
Этап второй. “Определи тему!”
Цель Развитие умения составлять и решать выражения
– Подумайте, что может выражать денное действие?
– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.
К числу 500 прибавить частное чисел 100 и 5= 520
Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9
Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400
Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30
Вывод. Ребята вы молодцы Вы определили тему нашего урока
– Но что же такое ДОЛИ?
Этап третий. “Новая тема”
Цель: познакомить детей с получением доли числа
Яблоко.
– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.
8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?
– Как называются числа 8, 2, 4.
Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?
Что получится?
Половина.– это часть целого числа.
Людям часто приходится делить целое на доли.
Самая известная доля – это, конечно, половина.
– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?
– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.
– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.
– Что обозначает число над чертой ?
– Что обозначает число под чертой ?
– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)
– Вывод: МОЛОДЦЫ!
Физкультминутка
Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.
Этап четвертый "Практический"
Цель: научить детей практически получать доли
Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите 2 равные части.
Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина ?. Подпишите обе половинки.
Возьмите ещё 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их .
Возьмите 2 квадрата. Получите, подпишите и покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить круг и квадрат на части?
Вывод:
Этап пятый “Работа с книгой”
Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их.
с. 71 №6
Этап шестой “Проблемная ”
Цель формировать умение сравнивать доли.
1. Работа с компьютером (Слайды). Приложение 3
Помоги Вини пуху поделить горшочек с мёдом со своими друзьями.
Какую долю получит каждый из них в конце.?
Запись
1>1|2 1 >1|3 1>1|4 1|2>1|3 1|2 > 1|4 1|3>1|4
2. Работа в группах “Отгадай загадку”
Приложение (Загадки, Загадки 1)
Вывод: С заданием справились легко. Почему?
Этап седьмой “Чему равна доля?”
Цель учиться находить долю числа.
Представьте себе, что круг – это вкусный торт. Сколько стоит торт?
Что дороже – целый торт или его часть?
Целый торт стоит 600тенге. 1/2 часть торта сколько будет стоить? Больше или меньше?
Во сколько раз целый торт будет дороже 1/2?
-1/3 часть? 1/5 ? – 1/10? – 1/20?
Работа с календарём.
– Сколько месяцев в году?
– Какую часть от года составляет 1 месяц?
– Какую часть от года составляет лето?
– Составьте сами вопрос, используя календарь.
Этап седьмой
Т Е С Т (Приложение 4)
Цель: Проверка знаний
Дифференцированная работа.
Этап восьмой “Итог исследования”.
Цель Подвести итог урока
Чему мы научились на уроке?
Что нового узнали?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?