Урок в 7-м классе по теме "Размножение и развитие млекопитающих" "Совершенная модель…"

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Образовательно-развивающая:
  2. 1.1.Обеспечить усвоение новых понятий: размножение и развитие млекопитающих, матка, плацента через применение опорных понятий: размножение, развитие, зародышевые оболочки;

    1.2.Овладение умениями оперировать с понятиями, формулировать вопросы – суждения, выявлять противоречия;

    1.3. Обеспечить овладение специальными умениями: устанавливать связь между строением функцией органов размножения.

  3. Воспитательная:

Формирование диалектического мировоззрения через выявление единства плана строения зародышей позвоночных животных и обнаружения черт прогрессивного их строения у млекопитающих.

Оборудование.

Презентация к теме урока.

Фрагмент видеофильма BBC “Жизнь млекопитающих” (4 минуты).

Заявка на оценку:

“5” - 11 баллов и выше,

“4” - 8-10 баллов,

“3” - 5-7 баллов.

  • 1 балл – за осанку,
  • 1-2 балла за активность.
  • вопрос – суждение – 1-2 балла,
  • выявление противоречий – 3-4 балла.

Ход урока

1. Организация класса:

Выбор координатора, которому учитель передают ряд функций: оценивать активность, следить за ходом времени, отведенным на выполнение заданий, фиксировать умение учащихся правильно сидеть за рабочим столом.

Оглашается заявка на оценку, поясняются особенности рейтинговой оценки и самооценки (оценивается мысль, баллы учащиеся выставляют на полях в рабочей тетради).

2. Актуализация знаний:

1) -“Сформулируйте вопрос – суждение к данной теме”, попробуйте задать ключевой вопрос к теме сегодняшнего урока.

В конце урока ответьте:
Почему сегодняшний урок носит такое название?
(слайд №3)

2) Установите соответствие между понятиями (слайд № 4-5)
(3 балла)

 

 

 

размножение

увеличение числа особей  

 

 

развитие

изменение зародыша
оплодотворение
вырабатывание половых клеток
образование органов у зародыша
фильтрация продуктов обмена
дробление яйцеклетки

Выполняется самопроверка. Баллы за задание выставляются самостоятельно.

- Какая функция оказалась лишней? Почему? (фильтрация продуктов обмена не является функцией развития и размножения.).

3). Сформулируйте понятия: размножение, развитие, найдите родовые и видовые понятия. (2+ 2 балла) (слайд № 6, 7,8.)

Размножение- процесс увеличения количества особей, способствующий выживанию вида

Развитие – процесс качественного изменения организма от оплодотворения до смерти

3. Изучение нового материала:

1)Работа с вопросами – суждениями:

  • Каким образом строение половых клеток связано с развитием зародыша?
  • Почему яйцеклетки млекопитающих имеют микроскопические размеры?(0,5- 0,4 мм)
  • Выявите противоречие.

2) Давайте вместе попробуем сконструировать модель органа, в котором мог бы развиваться зародыш млекопитающего. (слайд № 9)

Для этого:

  • Вспомните строение органов размножения ящерицы.
  • Сравните с органами размножения млекопитающих.
  • Каким образом половая система млекопитающих отличается от половой системы пресмыкающихся?

(работа с иллюстрациями презентации (слайд №10,11)):

Яйцевод пресмыкающихся.

Вывод: в половой системе млекопитающих появился новый орган.

3) - Каким образом маленькая оплодотворенная яйцеклетка, лишенная запаса питательных веществ растет и развивается в организме млекопитающих? (слайд №12,13)

4) Конструирование матки, плаценты, через актуализацию знаний о зародышевых оболочках пресмыкающихся, птиц, их функциях. (слайд №14,15,16)

Введение новых понятий – матка, плацента.

5) Работа самостоятельная:

Выявите противоречия в развитии зародыша млекопитающих.
(индивидуально, в группе, защита работы.)
(слайд №18)

4. Закрепление.

1) Используя данные таблиц, найдите закономерности развития млекопитающих, составьте вопрос-суждение. (слайд № 20,21,22)

  1. Ответьте на вопросы ЕГЭ по данной теме

Каждый правильный ответ – 1 балл

1.Из предложенных ниже понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг с другом.

Пресмыкающиеся: яйцекладущие = настоящие звери:

1) откладывают икру 3) плацентарные

2) яйцеживородящие 4) гермафродиты

2. Развитие эмбриона у волчицы происходит в:

1) матке 2) плаценте

3) яйцеводах 4) пуповине

3. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему:

1) пищеварения 2) кровообращения

3) дыхания 4) выделения

3.) Ответьте на вопрос к сегодняшнему уроку. Почему я именно так назвала наш урок?

(для размышления на данную тему просмотрим кадры видеофильма BBC “Жизнь млекопитающих” 4 минуты.)

4. Домашнее задание:

  • §53
  • Сравнить размножение пресмыкающихся и млекопитающих. Карточка №3.
  • Творческое: спрогнозируйте дальнейшую эволюцию органов размножения млекопитающих.
  • Охарактеризуйте различные стратегии размножения в органическом мире.