Цели урока:
- Образовательно-развивающая:
- Воспитательная:
1.1.Обеспечить усвоение новых понятий: размножение и развитие млекопитающих, матка, плацента через применение опорных понятий: размножение, развитие, зародышевые оболочки;
1.2.Овладение умениями оперировать с понятиями, формулировать вопросы – суждения, выявлять противоречия;
1.3. Обеспечить овладение специальными умениями: устанавливать связь между строением функцией органов размножения.
Формирование диалектического мировоззрения через выявление единства плана строения зародышей позвоночных животных и обнаружения черт прогрессивного их строения у млекопитающих.
Оборудование.
Презентация к теме урока.
Фрагмент видеофильма BBC “Жизнь млекопитающих” (4 минуты).
Заявка на оценку:
“5” - 11 баллов и выше,
“4” - 8-10 баллов,
“3” - 5-7 баллов.
- 1 балл – за осанку,
- 1-2 балла за активность.
- вопрос – суждение – 1-2 балла,
- выявление противоречий – 3-4 балла .
Ход урока
1. Организация класса:
Выбор координатора, которому учитель передают ряд функций: оценивать активность, следить за ходом времени, отведенным на выполнение заданий, фиксировать умение учащихся правильно сидеть за рабочим столом.
Оглашается заявка на оценку, поясняются особенности рейтинговой оценки и самооценки (оценивается мысль, баллы учащиеся выставляют на полях в рабочей тетради).
2. Актуализация знаний:
1) -“Сформулируйте вопрос – суждение к данной теме”, попробуйте задать ключевой вопрос к теме сегодняшнего урока.
В конце урока ответьте:
Почему сегодняшний урок носит такое название? (слайд
№3)
2) Установите соответствие между понятиями
(слайд № 4-5)
(3 балла)
размножение |
увеличение числа особей |
развитие |
изменение зародыша | ||
оплодотворение | ||
вырабатывание половых клеток | ||
образование органов у зародыша | ||
фильтрация продуктов обмена | ||
дробление яйцеклетки |
Выполняется самопроверка. Баллы за задание выставляются самостоятельно.
- Какая функция оказалась лишней? Почему? (фильтрация продуктов обмена не является функцией развития и размножения.).
3). Сформулируйте понятия: размножение, развитие, найдите родовые и видовые понятия. (2+ 2 балла) (слайд № 6, 7,8.)
Размножение- процесс увеличения количества особей, способствующий выживанию вида
Развитие – процесс качественного изменения организма от оплодотворения до смерти
3. Изучение нового материала:
1)Работа с вопросами – суждениями:
- Каким образом строение половых клеток связано с развитием зародыша?
- Почему яйцеклетки млекопитающих имеют микроскопические размеры?(0,5- 0,4 мм)
- Выявите противоречие.
2) Давайте вместе попробуем сконструировать модель органа, в котором мог бы развиваться зародыш млекопитающего. (слайд № 9)
Для этого:
- Вспомните строение органов размножения ящерицы.
- Сравните с органами размножения млекопитающих.
- Каким образом половая система млекопитающих отличается от половой системы пресмыкающихся?
(работа с иллюстрациями презентации (слайд №10,11)):
Яйцевод пресмыкающихся.
Вывод: в половой системе млекопитающих появился новый орган.
3) - Каким образом маленькая оплодотворенная яйцеклетка, лишенная запаса питательных веществ растет и развивается в организме млекопитающих? (слайд №12,13)
4) Конструирование матки, плаценты, через актуализацию знаний о зародышевых оболочках пресмыкающихся, птиц, их функциях. (слайд №14,15,16)
Введение новых понятий – матка, плацента.
5) Работа самостоятельная:
Выявите противоречия в развитии зародыша
млекопитающих.
(индивидуально, в группе, защита работы.)
(слайд №18)
4. Закрепление.
1) Используя данные таблиц, найдите закономерности развития млекопитающих, составьте вопрос-суждение. (слайд № 20,21,22)
- Ответьте на вопросы ЕГЭ по данной теме
Каждый правильный ответ – 1 балл
1.Из предложенных ниже понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг с другом.
Пресмыкающиеся: яйцекладущие = настоящие звери:
1) откладывают икру 3) плацентарные
2) яйцеживородящие 4) гермафродиты
2. Развитие эмбриона у волчицы происходит в:
1) матке 2) плаценте
3) яйцеводах 4) пуповине
3. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему:
1) пищеварения 2) кровообращения
3) дыхания 4) выделения
3.) Ответьте на вопрос к сегодняшнему уроку. Почему я именно так назвала наш урок?
(для размышления на данную тему просмотрим кадры видеофильма BBC “Жизнь млекопитающих” 4 минуты.)
4. Домашнее задание:
- §53
- Сравнить размножение пресмыкающихся и млекопитающих. Карточка №3.
- Творческое: спрогнозируйте дальнейшую эволюцию органов размножения млекопитающих.
- Охарактеризуйте различные стратегии размножения в органическом мире.