Планируемые результаты изучения материала:
Ученики узнают, что 18 век - страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей.
Развитие умений учащихся:
Знакомство с художественной культурой позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала, осознать преемственные связи культур Возрождения и Просвещения.
Погружение в мир искусства способствуют формированию навыков, необходимых грамотному зрителю, читателю, слушателю
Методы обучения: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый методы
Формы организации учебной деятельности: объяснения, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий, обмен впечатлениями.
Вид урока: комбинированный
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1-3)
2. Проверка домашнего задания проходит методом беседы с учащимися
Вопросы для беседы (слайд 4)
- Подумайте, существуют ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов 15-16 вв и просветителей 18 века. Если существуют, то укажите, какие?
- Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами?
- Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих» Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?
3. Подготовка к восприятию нового.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок - виртуальная экскурсия в 18 век, который часто называют галантным. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками.
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником?
А помогут нам познакомиться с выдающимися представителями искусства эксперты в области литературы, живописи и музыки.
4. Основное содержание урока
По ходу экскурсии вы должны заполнить таблицу (слайд 5)
План урока – (слайд 6)
- Гуманисты и просветители
- Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера
- Школа и кафедра Просвещения
- Маркизы, прачки и античные герои
- Опероподобные сочинения кантора Баха
- Имя тебе – Моцарт
- Мятежный композитор
Итак, представляю вам первого экскурсовода- учителя русского языка и литературы- Габерман С.В. (учитель излагает материал в объеме учебника, опирается на уже изученный учащимися материал, в конце предлагает вопросы для проверки первичного усвоения )(слайды 7-12)
Вопросы викторины:
- Какой роман был написан для взрослых, а в наше время стал детской литературой? («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».)
- Какой роман стал пародией на английскую конституционную монархию? («Путешествия Гулливера».)
- Какое произведение Гете создает 60 лет? «(Фауст»)
- О каком произведении Людовик 16-й сказал «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!» («Женитьба Фигаро».)
- Назовите произведение Ф.Шиллера, где юные влюбленные «ценою смерти отстаивают свою любовь»? («Коварство и любовь»)
Галантный век нельзя представить без великолепных живописных полотен. Учитель изобразительного искусства Бочанова Т.М. познакомит вас с ними. (слайд 13-19)
Материал для рассказа учителя – в объеме учебника.
Три великих композитора определили музыкальный стиль 18 века. С ними вас познакомит Нельмаер Л.Э., учитель истории. (слайд 20- 23)
(Экскурс в объеме учебника, сопровождается короткими музыкальными вставками)
И.С.Бах – «Страсти по Матфею»
В.А.Моцарт – симфония № 40
Л.В.Бетховен – соната №14 «Лунная» или другими
Проверка выполнения таблицы (если таблица выполнена не в полном объеме - доделать дома)
5. Закрепление
Обращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником и почему?(ответы учащихся).
Подведем итог.(слайд 24)
- 18 век - яркая страница истории мировой культуры,
- Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы.
- Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания , преодолеть все трудности и невзгоды.
- Идеальный герой просветителей - человек способный на подвиг, самопожертвование.
6. Домашнее задание п.20 доделать таблицу.
Остальные задания на выбор (слайд 25-26)
- В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог:
«Розина: Вечно вы браните наш бедный век.
Бартоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?»
Что бы вы ответили персонажу комедии, что оставил в наследство человечеству век Просвещения?
- Решить кроссворд
- Составить викторину по теме «Эпоха Просвещения. - стремление к царству разума»
7. Подведение итогов урока.
Оценивание наиболее активных учащихся.
Рефлексия (понравился урок или нет) при помощи + и -.