Цель урока: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, уметь выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и относительный характер приспособлений.
Задачи урока:
Образовательные:
- Углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания - сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции;
- Продолжить работу по формированию биологических терминов.
Развивающие:
- Продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
- Научить школьников выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах);
- Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.
Воспитательные:
- Сформировать у школьников материалистическое представление о механизме возникновения приспособлений у растений и животных;
- Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.
- Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.
- Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Используемые технологии обучения: ТРКМ, ИКТ, ЛОО.
Оборудование: АРМ учителя, учебная презентация (приложение), карточки с изображением живых организмов, гербарии растений, тест в электронном виде.
Ход урока
Организация класса.
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Распределение учащихся по группам, комментарий плана работы на урок: разъяснение целей и структуры занятия.
Стадия "Вызов". Актуализация, целеполагание, мотивация.
Учитель: предположите, что будет с размножением, если создать благоприятные условия существования для живых организмов (то их размножение будет неограниченным),
Учитель: правильно. например: холерная бацилла за сутки даст массу 100 тыс.тонн, потомство пары воробьёв за 35 лет покроет весь земной шар, 1 одуванчик за 10 лет займёт пространство в 15 раз больше суши земного шара. Происходит такое в природе? Почему? (Размножение особей в популяции безгранично, но жизненные ресурсы ограничены) что является причиной: (борьбы за существование), в результате которой выживают особи, наиболее приспособленные к условиям существования, а неприспособленные устраняются естественным отбором.
Учитель: таким образом, что же является результатом естественного отбора? (приспособленность организмов к окружающей среде, т.е. адаптации).
Приём "Фишбоун" (рыбный скелет):
Учитель: прошу вас всё, что мы сказали, структурировать в виде схемы скелета рыбы. В "голове" этого скелета ребята обозначают проблему, которая рассматривалась в ходе беседы. На верхних "отростках" отмечают причины возникновения этой проблемы, на нижних "косточках" учащиеся описывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин. В "хвосте" рыбы записывают вывод. (Слайд 2).
Запись темы урока в тетрадь. (Слайд 1).
Приём "Бортовой журнал" (работа в парах): каждый член пары ведёт записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре, а затем в классе.
Учитель: запишите в правой колонке таблицы, всё, что вы уже знаете по этой теме. Работа индивидуальная. Далее учитель вместе с детьми заполняет 1 колонку таблицы на доске. (Вторая колонка таблицы заполняется в конце урока).
Что мне известно по данной теме? | Что нового узнал я в ходе урока? |
Учитель: раскройте, пожалуйста, сущность приспособленности живых организмов к среде обитания. Работа в группе.
Приём "Дерево предсказаний":
Тема - это "ствол" дерева.
Прогноз - это "листочки".
Аргументы (обоснования прогнозов) - это "веточки дерева".
(Слайд 3)
Приём "Перепутанные логические цепочки":
Учащимся предлагается несколько вариантов понятия адаптация, необходимо выбрать наиболее соответствующее определение, дать аргументированный ответ, записать в тетрадь это определение. (Слайд 4)
Адаптация-соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания.
Адаптация-совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.
Адаптация - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
3. Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.
Учитель: формирование приспособленности и многообразие видов до Дарвина объясняли по-разному. К.Линней, например, считал, что виды созданы Богом и уже приспособлены к среде обитания. Ж.Б.Ламарк объяснял формирование приспособленности стремлением организмов к самоусовершенствованию. И только Ч.Дарвину удалось выявить истинные причины формирования приспособленности и многообразия видов.
Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. (Слайд 5)
Предположительные ответы учащихся:
По Линнею: приспособленность организмов - проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: жирафов, как и всех животных, создал Бог. Поэтому все жирафы с момента возникновения обладают длинной шеей.
По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству в результате самоупражнения органов. Пример: жирафы при добывании пищи в засуху, когда травянистый покров выгорает, вынуждены питаться листьями деревьев, в результате чего они постоянно вытягивали свою шею, чтобы достать листья, таким образом, в результате упражнения и вытянулась шея. Этот признак передается по наследству. Так возникла длинная шея у жирафов.
По Дарвину: среди множества жирафов были животные с шеей разной длины. Те из них, у кого шея была немного длиннее, более успешно добывали себе пищу (листья с деревьев) и выживали, а животные с короткой шеей не получали пищу и устранялись действием естественного отбора. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возникла длинная шея у жирафа.
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов? (приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства).
Классификация адаптаций.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации различных форм приспособлений у живых организмов (адаптаций) и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде таблицы. (Заполняется только 1 колонка таблицы)
Приём "Сюжетная таблица": (Слайд 6)
Формы адаптаций | Примеры | Описание адаптаций | Преимущества |
Форма тела | |||
Покровительственная окраска (маскировка) | |||
Предупреждающая окраска | |||
Мимикрия | |||
Защита от поедания | |||
Поведенческие адаптации | |||
Физиологические адаптации | |||
Биохимические адаптации |
Текст для таблицы: (Слайд 7)
Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Защита от поедания свойственна многим животным и растениям. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: накопление жира пустынными животными, железы, избавляющие от избытка солей, теплолокация, эхолокация. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных
Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте.
Спустя 1-2 минуты проверяется заполнение 1 колонки таблицы фронтально со всем классом. Затем демонстрируется правильно заполненная таблица.
(Слайд 8)
Учитель: а теперь, ребята, посмотрите на таблицу, где я поместила классификацию адаптаций. Какие графы таблицы остались неосвещёнными?
Учитель: Дорабатывать свои таблицы вы будете в ходе просмотра презентации в течение сегодняшнего урока.
Форма тела - (Слайд9)
Покровительственная окраска (маскировка) - (Слайд10, 11)
Предупреждающая окраска - (Слайд 12)
Мимикрия - (Слайд 13, 14)
Защита от поедания - (Слайд 15, 16)
Поведенческие адаптации - (Слайд 17, 18)
Физиологические адаптации - (Слайд 19, 20)
Биохимические адаптации - (Слайд 21)
Относительный характер приспособлений.
Демонстрируется (Слайд 22)
Учитель: посмотрите на предложенные изображения, как вы думаете, всегда ли приспособления абсолютны и помогают выжить живому организму в различных условиях?
Предполагаемый ответ учащихся: адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха; зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.
Учитель: таким образом, приспособления абсолютны или относительны? (Слайд 23)
Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания" (Слайд 24)
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, коллекции насекомых, рисунки различных организмов.
Ход работы
Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.
Выявите черты приспособленности к среде обитания.
Выявите относительный характер приспособленности.
На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.
Лабораторная работа оценочная.
Закрепление:
Индивидуальная работа с тестом. (Слайды 25 - 30) Самооценка результатов работы по пятибалльной системе.
Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии "5".
А кто - "4"? Молодцы. "3"? Неплохо. "2"? Не расстраивайтесь - у вас всё впереди.
4. Рефлексия. Подведение итогов урока. (Слайд 31)
Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?
Что оказалось новым?
Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?
Почему? Что понравилось на уроке, что не понравилось?
Что бы вы хотели изменить, провести по - иному?
Заполнение 2 колонки в "бортовом журнале".
5.Домашнее задание. (Слайд 32)
Параграф 58, записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору: составить кроссворд по изученной теме.
Презентация.
РS. Ссылка на презентацию удалена из-за наличия в ней материалов сторонних авторов, разрешение от которых на использование их разработок получено не было.