Семья - это та первичная среда, где
человек
должен учиться творить добро.
В.А.Сухомлинский.
ДОУ "Детский сад "Василек" общеразвивающего вида" второй категории Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Наши дети воспитываются в 180 семьях, часть из них многодетные семьи - 3 %, опекунские - 0,5 %, неполные семьи - 11 %, семьи группы риска - 2 % , полные семьи 88, 5 % (слайд. Диаграмма "Категория семей").
В работе с родителями мы используем много разнообразных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Взаимодействие с родителями осуществляем по данным направлениям:
- с семьями поступающих в ДОУ детей;
- с семьями выпускников;
- с семьями группы риска;
- с отцами воспитанников;
- общая работа с семьей;
- с родителями неорганизованных детей;
Первые дни ребенка в детском саду трудны как для него самого, так и для его родителей. Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут сюда малыша. Мы знакомим их с сотрудниками детского сада, которые рассказывают об условиях пребывания ребенка в группе и отвечают на интересующие вопросы. Для таких семей нами организуются и проводятся круглые столы: "Период адаптации ребенка и родителей в детском саду", "Возраст упрямства", родительские собрания "О развитии ребенка и его интересах".
Нелегко и родителям выпускников, т.к. они вместе с детьми готовятся перейти на новую ступень социальной жизни: родительские собрания "Мать и отец - воспитатели", "Влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка", "Ребенок с речевыми проблемами в семье", различные консультации, которые помогают родителям понять и принять своих детей такими, какие они есть, в дальнейшем позволят безболезненно преодолеть трудности школьной жизни.
Семьи группы риска находятся у нас на особом контроле: воспитатели систематически посещают их на дому; проводят профилактические беседы и консультации.
С 2005 года ведется планомерная работа с отцами воспитанников. За это время самыми запоминающимися формами взаимодействия с отцами стали "Папины уроки", исследовательский проект "Папина профессия", "Игры с семейным альбомом", мастер - класс "Папа, мама, давайте играть".
Проделанная работа дала свои результаты: отцы стали активными участниками всех мероприятий проводимых как в рамках ДОУ, так и на муниципальном уровне.
На Августовской конференции работников образования Заинского муниципального района в 2008 году нами был представлен данный опыт работы: оформлен стенд, выпущены рекламные проспекты, программа работы; издана брошюра "Формы взаимодействия детского сада с отцами".
Не секрет, что родители избегают собрания в детском саду. Повысить интерес к общим родительским собраниям и конференциям нам удалось за счет проведения их в нетрадиционной форме. Перед собранием проводим анкетирование и интервьюирование, готовим интригующее объявление, по окончанию обязательно используем метод обратной связи, который необходим для выявления интереса и актуальности темы.
Обретают свою популярность и дни открытых дверей, посвященных дню матери, 23 февраля, "Папины руки, мамины ручки и мои ручонки", "Посадили дети репку" (совместный труд детей и родителей в огороде МДОУ), "Оформляем группу" и другие.
Так же в течение года мы организовываем различные праздники и развлечения, в которых принимают участие не только дети, но и родители.
Чаще в детском саду организовываются праздники для пап и мам, а также в день 8 марта вспоминают и о бабушках. Мы решили порадовать и старшее поколение, с которого начинается семья. В течение нескольких недель педагогами собирался и оформлялся материал по темам: "Бабушкина вкуснятина", "В мире мудрых мыслей", "Народные приметы, пословицы и поговорки", сочинения детей "Мои любимые бабушка и дедушка". Итогом этой работы стал праздник, посвященный Дню семьи "Мудростью богаты мы", куда были приглашены бабушки и дедушки наших воспитанников.
С целью обучения воспитателей и родителей функциям сотрудничества в нашем детском саду прошел мастер - класс по теме "Формирование у педагогов коммуникативных навыков по взаимодействию с детьми и родителями".
С 1 октября 2008 года в детском саду функционирует группа предшкольной подготовки для неорганизованных детей, занятия в которой проводятся по "Программе предшкольного образования" Р.К.Шаеховой. С родителями также была проведена большая предварительная работа: посещение семей, с целью разъяснительной работы, размещен рекламный ролик на городском телеканале, статья в газете "Новый Зай", подготовлены и вручены пригласительные, развешаны объявления.
Подводя итог взаимодействия союза "Дошкольное учреждение - семья" следует отметить, что только личная заинтересованность педагогов и родителей в воспитании успешного, уверенного и целеустремленного ребенка, позволяет проделываемой работе быть интересной и увлекательной.
Постоянный поиск новых форм и методов работы с семьями объединяет и дает возможность существованию крепкой команды "педагог - ребенок - родитель".