ЦЕЛЬ:
- формировать умение склонять имена существительные;
- ознакомить с приемами распознавания падежей (по вопросу, предлогу, слову - помощнику);
- развивать умения обобщать свои знания, пояснять смысл пословиц;
- учить работать в паре, группе, самостоятельно;
- воспитывать уважение к высказываниям других детей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- печатные тексты;
- таблицы;
- звукозапись.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
РАЗМИНКА
Сегодня урок русского языка мы начнем с задания - разминки, выполнив которое вы узнаете, о чем на уроке пойдет речь.
- Кабы я была царица, - | - Кабы я была царица, - |
Говорит одна девица, - | Говорит ее сестрица, - |
-То на весь крещённый мир | То на весь бы мир одна |
Приготовила б я . | Наткала б я . |
А. С. Пушкин. | А. С. Пушкин. |
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово. Выделите окончание. Устно поставьте вопрос к вставленному слову. Какой падеж применяется в каждом данном случае? Обсудите с соседом. /пир- ? окончание; приготовила б (что?) пир - В. п.; полотна- окончание -а-, наткала б (чего?) полотна - Р. п./
- Как вы определили, в каком падеже употреблены вставленные слова?
- Что нужно сделать, чтобы определить падеж у существительного?
- Какой можно сделать вывод? /чтобы определить падеж у существительного нужно найти слово, от которого задать вопрос к данному слову и по вопросу назвать в каком падеже слово/
- Кто допустил ошибку? /не всегда, только по вопросу можно правильно определить падеж у существительного/
Сообщение темы и цели урока.
Да, на уроке мы обсудим и выполним задания с определением Родительного и Винительного падежей. Мы будем выяснять, где имя существительное стоит в Р. п., где в В. п. Нам необходимо разработать пошаговый алгоритм для правильного определения падежа.
Скажите, чему вы хотели бы научиться на уроке? :
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
МИНУТА ЧИСТОПИСАНИЯ
Правило:
Я тетрадь свою возьму
Уголочком положу,
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Прописывают соединения, слова: рв, вр; у слова - пир, полотно - определяют число и род.
Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу о падежах существительного, по предыдущему изученному материалу.
Работа в группе.
Название падежа | Падежные вопросы | Предлоги (наиболее часто употребляются) |
Именительный | кто? что? | - |
Родительный | кого? чего? | без, для, до, из, от, у |
Дательный | кому? чему? | к |
Винительный | кого? что? | про, через |
Творительный | кем? чем? | над, перед |
Предложный | о ком? о чём? | при, о (об) |
УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПАДЕЖЕЙ
В следующем задании вам предстоит выяснить, что вы уже можете сделать для определения данных падежей, затем в паре обсудить, как вы это выполняли?
Составьте словосочетания с Винительным и Родительным падежами, запишите их с нужными вопросами в два столбика.
Вылить весь (что? чего?) (сок) в кувшин.
Налить немного (что? чего?) (сок) в стакан.
Выпить всё (что? чего?) (молоко).
Выпить чашку (что? чего?) (молоко).
Нарезать весь (что? чего?) (хлеб).
Нарезать немного (что? чего?) (хлеб).
Съесть весь (что? чего?) (виноград).
Съесть немного (что? чего?) (виноград).
Винительный падеж Родительный падеж
У кого не совпали мнения?
Почему только два вопроса?
Обсуждение.
Давайте обобщим, выполненное задание /предложенные слова - неодушевленные, поэтому выбрали только два вопроса (что? чего?); окончание изменялось у слов в Родительном падеже -а-/
Кто допустил ошибки? / не везде можно правильно определить падеж, ведь нет предлога, догадывались по измененному окончанию; нужно что-то еще/
ФИЗМИНУТКА
Под музыку (звуки моря) выполняют физические упражнения для позвоночника, осанки.
Учитель помогает дополнить таблицу учащимся:
Название падежа | Падежные вопросы | Предлоги (наиболее часто употребляются) | слова - помощники |
Именительный | кто? что? | - | существует |
Родительный | кого? чего? | без, для, до, из, от, у | нет |
Дательный | кому? чему? | к | дать |
Винительный | кого? что? | про, через | вижу |
Творительный | кем? чем? | над, перед | доволен |
Предложный | о ком? о чём? | при, о (об) | думаю |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Выполняют в тетрадях.
Прочитайте пословицы. Найдите в них слова, стоящие в Винительном и Родительном падежах, подчеркните их (- - -). Выделите окончания. Надпишите падежи.
Ищи ветра в поле.
Много спать - добра не видать.
На чужой роток не накинешь платок.
Не учась, и лаптя не сплетешь.Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
ФИЗМИНУТКА (для пальцев)
Проверка в группах. Два человека от группы выступают, объясняют смысл пословиц, указывают падеж.
Какие из предложенных пословиц, по вашему мнению, можно отнести к себе, учебе.
Обсуждение.
Какие "шаги" нужно выполнить, чтобы правильно определить, где - Р. п., В. п.?
Составление пошагового алгоритма /1. выделить у слова окончание; 2. найти слово (управляющее) от которого будем задавать вопрос; 3. задать падежный вопрос; 4. подставить слово - помощник; 5. посмотреть по таблице предлог (если имеется)/
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Познакомьтесь с заданием. Подготовьте объяснение пословицам.
Вставьте нужные окончания, определите падеж в словах с пропущенными окончаниями в данных пословицах. Занесите в соответствующие графы таблицы номера пословиц.
1. Без труда не вытянешь и рыбк. из пруда.
2. Дым. без огня не бывает.
3. Едешь на день, хлеб. бери на неделю.
4. Живём, хлеб. жуем.
5. Шил. в мешке не утаишь.
6. От добра добр. не ищут.
Винительный падеж | Родительный падеж |
ИТОГ УРОКА
РЕФЛЕКСИЯ
Понравился вам урок?
Что понравилось вам на уроке?
Для чего мы определяем падежи?
Вы уже научились без ошибок определять падежи или еще нужно поупражняться?
На следующем уроке мы продолжим работать со словами - помощниками в определении падежей существительных.
Выполнили ли вы намеченные вами цели?
Учитель отмечает работу каждого ученика.
Прошу вас, оценив свою работу на уроке, взять жетоны определенного цвета:
Красный - все выполнил;
Зеленый - не совсем все;
Желтый - еще нужно поработать.