Приобщение младших школьников к проектной деятельности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


На основе авторской программы А.В.Камкина, И.А.Кузьмина "Истоки" творчески работающими учителями школы была составлена программа интегрированного курса "Ступени восхождения" на 4 года обучения, которая включает в себя три направления работы: духовно-нравственное, художественно-эстетическое и обрядово-календарный фольклор.

Через систему знаний и восприятие родной мелодии, языка, танца, орнамента, образов традиционной культуры и на основе развития комплекса различных навыков и умений воссоздания этого творчества формируются важные качества личности школьника, связанные с национальным самосознанием - чувство своей причастности к народу, к его истории и культуре.

В нашей программе эти линии интеграции прослеживаются в связях изобразительно-пластического народного творчества с музыкально-поэтическим, обрядово-календарным фольклором.

В процессе совместной творческой деятельности учащихся и педагогов возникла идея создания проекта.

Проект "Зимние праздники на Русской земле" направлен на вовлечение учащихся в активную проблемно-поисковую деятельность, предполагает активное сотрудничество и сотворчество детей и родителей.

Цели проекта:

  • Воспитание любви к Родине, интереса к русским народным традициям.
  • Гармоничное развитие личности ребёнка.
  • Формирование нравственной культуры детей и родителей.

Задачи проекта:

  • Развивать у учащихся умения самостоятельно добывать знания, обобщать и анализировать собранный материал.
  • Развивать интерес к историческому прошлому и традициям русского народа.
  • Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
  • Формировать умение работать с электронными носителями информации, с Интернет-ресурсами.
  • Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

В процессе исследовательской работы дети знакомились с историей и традициями празднования христианского и католического рождества. Ребята узнали о происхождении Деда Мороза и Санта Клауса, друзей Деда Мороза Снегурочки и снеговика. Познакомились и попробовали обрядовые блюда, приготовленные совместно с родителями по старинным рецептам. На внеклассных мероприятиях были использованы материалы, найденные в Интернете, периодической и научной литературе о святочных гаданиях, рождественских играх и колядках. Изучение атрибутов Рождества помогло в оформлении внеклассного мероприятия "Зимние праздники на русской земле": пригласительные билеты, рождественские открытки, подсвечники, украшение зала. Были проведены внеклассные мероприятия: "Рождественские игры", "Весёлые колядки", "Стихи и песни русских поэтов и композиторов о Новом годе и Рождестве". Изучение рождественских обрядов кольских поморов явилось составляющим звеном в национально-региональном компоненте учебного процесса.

В представленной нами работе показаны составляющие данного проекта: рефераты детей, сценарий праздника, электронная презентация, которая может быть использована на уроках и внеклассных мероприятиях, выставка работ учащихся, фотографии, кроссворд.

Работа над проектом позволила показать учащимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир традиций, обычаев и обрядов русского народа, что имело большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной и воспитательной деятельности. Исследование и понимание культуры своего народа способствуют духовному обогащению младших школьников.

Паспорт проекта

"Зимние праздники на Русской Земле"

(Приложение 1)

Учебный предмет в рамках которого проводится работа: в системе авторского интегрированного курса "Ступени восхождения".

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, история, чтение, изобразительное искусство, художественный труд, музыка.

Тип проекта: межпредметный.

Статус проекта: проект практически-деятельностный, направленный на вовлечение учащихся в активную проблемно-поисковую деятельность, предполагает активное участие родителей, создание атмосферы всеобщей заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.