Тема: Природные зоны Южной Америки. Высотная поясность в Андах.
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с проявлением широтной зональности и высотной поясности в Южной Америке; создать образные представления об особенностях каждой природной зоны; познакомить учащихся с типичными растениями и животными Южной Америки; оценить природные богатства зон и степень изменения их природы человеком; разобрать с учащимися новые термины и понятия.
- Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия; сформировать у них представление о растительном и животном мире Южной Америки; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, cообразительность, ответственность, трудолюбие.
Учебно-методический комплекс: карты Южной Америки – физическая, климатическая, природных зон; картины, таблицы «Растительный мир материков», «Высотная поясность Анд», «Животный мир Южной Америки», энциклопедии, видеофильм «Южная Америка. Анды», карты атласа, контурные карты.
Методы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индуктивный; индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Тип урока: комбинированный.
Термины и понятия: Сельва, Кампос, Льянос, Пампа, эндемики, энифиты, ходульные корни, антропогенные комплексы, высотная поясность.
Номенклатура: Льянос, Ориноко, Гран-Чако, Атакама, Патагонская пустыня.
Имена: А. Гумбольдт, Г. Бейтс (английский натуралист, исследователь Амазонки)
Справочно-информационный материал: см. Приложение.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Этап проверки домашнего задания.
1. Индивидуальная работа.
Разноуровневые карточки для учащихся.
Для учащихся I группы:
– Используя карту, объясните причины значительной высоты горной системы:
а) с точки зрения строения земной коры;
б) с позиции теории движения литосферных плит.
Для учащихся II группы:
– Определите, как и в чём проявляется влияние рельефа на реки Южной Америки.
Для учащихся III группы:
– Какие основные элементы земной коры формируют материк? Каким образом они выражены в рельефе?
2. Географический диктант на контурных картах.
1)
Амазонка
7) Риу-Негру
2)
Титикака
8) Игуасу
3)
Анхель
9) Ориноко
4)
Сан-Франсиску
10) Поопо
5)
Маракайбо
11) Мадейра
6)
Парана 12)
р. Парагвай
3. Фронтальный опрос.
– Объясните причины сильной влажности Южной
Америки.
– Какова роль рельефа в формировании речной
сети?
– В чём отличие и сходство речных систем Южной
Америки и Африки?
III. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний
1. Объяснение учителя с использованием таблиц, учебных картин.
– Природа Южной Америки очень своеобразна. Наряду с растениями, которые растут в Африке и в Австралии в Южной Америке есть свои виды – каучуконос, гевея, дерево какао, хинное дерево. Южная Америка – родина многих культурных растений. Своеобразен и животный мир. Некоторые животные – муравьеды, броненосцы, пумы – встречаются почти во всех зонах материка.
2. Просмотр видеофрагмента «Южная Америка»
Проблемные вопросы перед просмотром.
– От чего зависит разнообразие природных зон?
– Что такое «широтная зональность?»
3. Работа с новыми терминами и понятиями.
Таблицы и картины.
4. Работа с картами «Природные зоны мира».
Определение состава приёма характеристики
природной зоны.
– Что такое «природная зона»?
– Какие природные зоны есть на материке?
– Как ГП влияет на климат, на почвы, на
растительность и животных и в целом на
природную зону?
5. Работа в группах с применением карт атласа.
Составление характеристики природных зон по плану на стр. 278.
I
группа
II
группа
III группа
Экваториальный
лес
саванны
пампа
– Какие природные зоны занимают наибольшую
площадь и почему?
– Дополнительная информация о сельве. (См.
Приложение).
6. Анализ таблицы «Высотная поясность Анд» и рис. учебника стр. 157.
– Что называют высотной поясностью?
– От чего она зависит?
– Какие компоненты наиболее заметно сменяются
при подъёме от подножий гор к вершинам?
– Через какие климатические пояса протянулись
Анды?
IV. Этап закрепления новых знаний
1. Работа с комплексной картой
– В каких природных зонах расположены
национальные парки?
– Где их больше? Почему?
2. Работа с контурными картами по группам
Учащимся III группы нанести на
контурную карту природные зоны Южной
Америки.
Учащимся I и II групп
сравнить, как располагаются природные зоны
в Южной Америке и Африке.
– Каковы различия в количестве зон, их размещении и природе этих двух материков?
3. Вопросы на стр.159.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании
Прочитать статью 156-158, а учащимся I и II групп записать в тетрадь особенности высотной поясности.
Приложение
Справочно-информационный материал
Сельва – самый большой по площади
массив дождевых лесов на Земле, с самым богатым и
разнообразным растительным миром.
Атакама – одна из самых засушливых пустынь мира.
Виктория амазонская – самое большое амазонское
растение, диаметр её листьев достигает 2 м.
Орхидеи с самыми крупными (диаметр 90 см) и самыми
мелкими (диаметр 1 мм) цветами.
Колибри – самая маленькая птица (вес 1,6-1,8 г, длина
5,5 см ).
Гоацин – единственная птица, чьи родившиеся
птенцы имеют 2 пальца с когтями на концах крыльев.
Птицеед – самый большой паук, до 28 см.
Мегалопрепус – самая большая стрекоза с
размахом крыльев 19 см.
Сколопендра – самая большая (27 см длиной)
многоножка.
Жук-геркулес – самый большой жук в мире, длина
его тела 20 см.
Лонгипен – самый крупный таракан, длина тела до 10
см.
Анаконда – самая тяжёлая змея. Она достигает
длины 8,5 м и весит до 230 кг.
Пиранья – самая опасная рыба, единственная
охотящаяся стаей.
Угорь – рыба с самым сильным электрическим
зарядом (до 650 в).
Капибара – самый крупный грызун весом до 100 кг и
длиной 1 м.
Карликовая игрунка – самая маленькая обезьянка
весом 50-70 кг и ростом до 30 см.
Ленивец – самое маленькое млекопитающее.
Скорость его передвижения – 2,5 м в мин.
Дополнительная информация.
Сельва
«Как же выглядит знаменитый лес? Прежде всего в нём относительно светло. Структура его такова, что громадные и тенистые деревья растут не скученной массой, а разбросаны. Благодаря этому солнечные лучи проникают до самой земли и освещают нижние ярусы. Леса Амазонки – это страна лиан. Они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с ветки на ветку, с одного дерева на другое, снова сползают на землю, исчезают в чаще. Иные предательские лианы так крепко опоясали стволы, что деревья, задыхаются в этих смертельных объятиях, спустя несколько лет погибают. Самая страшная из всех опасностей – заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнёт отправиться в глубь леса, не оставив за собой нити Ариадны – отметки на деревьях. Без таких отметок ему не выбраться из лесу…» (А. Фидлер).