Интеллектуальная игра "5х5"

Разделы: Внеклассная работа


Игра 5 х 5 – интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания школьников. Основа игры – детская игра по составлению слов на базе данного.

Участники игры:

  1. две команды.
  2. ведущие 2 – 3 человека.

Ход игры

Команда, которой по жребию выпало начинать игру, выбирает, куда какую букву дописать на поле. Правило здесь одно: к уже имеющемуся слову добавить букву так, чтобы появилось новое слово. Слова читаются как угодно, только не по диагонали.

Каждый вертикальный столбец на поле – зона каких– либо вопросов:

1 столбец – математические термины

2 столбец-формулировка теоремы.

3 столбец – выражения, уравнения, функции.

4 столбец – “ Соображай-ка”

5 столбец – “ Вычисляй-ка”.

Если команда хочет поставить букву, то ей предлагают вопрос из области знаний, на столбец которой ставят букву. Вопросов задается столько, сколько букв в получившемся слове после хода команды. Если получилось пятибуквенное слово, то команда должна ответить на пять вопросов. За каждый правильный ответ – 10 очков. Следующую букву ставит вторая команда. Если команда не отвечает на вопрос, то все очки засчитываются команде соперника. Букву при этом, ставит команда, не получившая очков. Восклицательные знаки на поле символизируют дополнительные призы, которые может получить тот, кто сможет поставить свою букву на эту клетку. Можно предложить дополнительные очки за букву, которую поставили на поле в клетке с восклицательным знаком. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.

Предложено по 25 вопросов на каждую тему. При необходимости вопросы можно подготовить в большем количестве и по определенным темам.

Оборудование:

  1. Игровое поле с обозначением столбцов. (Можно приготовить слайды и по ходу игры заполнять поле буквами.)
  2. Табло для подсчета очков.
  3. Призы.
!
у д а ч а
!

1 столбец – математические термины.

1. Как называется прибор для измерения углов (транспортир).2. Следующая единица измерения площади за аром (гектар).3. Число, которое при подстановке в уравнение дает верное равенство (корень).4. Результат умножения двух чисел (произведение).5. Как называется число, используемое при решении квадратных уравнений, с помощью которого определяют количество корней (дискриминант).6. Отрезок в треугольнике, соединяющий вершину с серединой противолежащей стороны(медиана).7. Назовите элементы прямоугольного треугольника (катет, катет, гипотенуза).8. Как называется фигура, которая является параллелограммом с равными сторонами(ромб).9. Как называется утверждение, которое не доказывается (аксиома).10. Как называется утверждение, которое доказывается (теорема).11. Сумма длин сторон любого многоугольника (периметр).12.Отрезок, соединяющий центр окружности, с любой точкой на окружности (радиус).13.Математический прибор, используемый для построения окружностей (циркуль).14. Как называется граница круга (окружность).15. Прямая, которая имеет с окружностью одну общую точку (касательная).16. Как называется координата Х (абсцисса).
17. Раздел математики, связанный с изучением фигур на плоскости (геометрия).18. Отрезок, соединяющий две противоположные вершины многоугольника (диагональ).19.Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол).20. отношение противолежащего катета к прилежащему катету (тангенс).21.Угол, градусная мера которого больше 90°, но меньше 180°(тупой).22.Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок).23.Прямые, которые пересекаются под прямым углом (перпендикулярные).24. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности и проходящий через центр окружности (диаметр).25. Отрезок, проведенный перпендикулярно стороне многоугольника (высота).

2 столбец-формулировка теоремы.

1. Теорема Пифагора.2.Свойство смежных углов.3.Свойство вертикальных углов.4.Свойство углов в равнобедренном треугольнике.5.Свойство медианы равнобедренного треугольника.6.Свойство диагоналей параллелограмма.7.Сумма углов треугольника.8.Свойство сторон и углов параллелограмма.9.Свойство средней линии треугольника.10.Правило нахождения катета в прямоугольном треугольнике через противолежащий угол.11. Свойство диагоналей квадрата.
12. Свойство диагоналей прямоугольника.13.Свойство касательной к окружности.14. Свойство внешнего угла треугольника.15.Признак равенства прямоугольных треугольников.16.Перечислите свойства квадрата.17. Перечислите свойства ромба.18.Признак параллельности двух прямых.
19.Свойство углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей.
20. Свойство углов равнобедренной трапеции.21.Свойство средней линии трапеции.22.Признак равенства треугольников.23.Свойства наклонных к прямой.24. Правило нахождения катета в прямоугольном треугольнике через второй катет.25.Признак равнобедренного треугольника.

3 столбец – выражения, уравнения, функции.

1.Дать определение степени числа а с показателем n. 2. Свойство умножения степеней с одинаковыми основаниями. 3. Свойство деления степеней с одинаковыми основаниями.

4. Свойство возведения степени в степень.5.Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак плюс.6. Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак минус. 7. Дать определение уравнения. 8. Дать определение корня уравнения. 9. Что является решением системы уравнений с двумя переменными. 10. Назовите способы решения системы уравнений.

11. Дать определение квадратного корня из числа а. 12. Сформулировать теорему Виета. 13. Графиком какой функции является гипербола. 14. Какое уравнение называется квадратным. 15. Что является графиком квадратичной функции. 16. Каково взаимное расположении графиков двух линейных функций.

17. Сколько корней имеет квадратное уравнение в зависимости от знака D. 18.Условие существования выражения с корнем. 19. Дать определение области значений функции. 20. Что значит сократить дробь. 21.Какой последний этап решения дробно– рациональных уравнений.

22. Как найти корень из произведения чисел. 23. Что является графиком линейной функции.

24. Прочитайте формулу квадрата суммы двух выражений. 25. Какое условие выполняется при пересечении графика функции с осью ОХ.

4 столбец – “ Соображай-ка”

1.Во сколько раз км длиннее мм? (10млн. раз) 2.Что значит “ тьма”? (100000). 3.На какое число надо разделить 2 ,чтобы получить 4? (0,5). 4.Когда делимое и частное равны между собой (делитель 1). 5.Сколько га в 1 м 2? (0,0001 га). 6. Существует ли четное простое число? (2).

7.В одной семье два сына и два отца. Сколько это человек? (дед, отец, сын). 8. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три машины и грузовик. Сколько машин шло в поселок? (ни одной). 9.Что обозначает на современном математическом языке определение с греческого языка: упорядочение, расположение, порядок? (координата). 10. Игральная кость (куб).

11. Линия, идущая из угла в угол (диагональ). 12.Решите устно уравнение х + (х=3).

13. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц? (4 мин). 14.Какая разница между числом и цифрой? 15.Что тяжелее пуд железа или пуд пуха? (равны). 16.Какой знак надо поставить между 5 и 6, чтобы получить число больше 5,но меньше 6 (запятая). 17.Чему равно произведение чисел от (-5) до 5? (нулю). 18.Четыре яблока нужно разделить между тремя приятелями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные (яблоки разрезать нельзя). (2+1+1). 19. 2 2 = 4 , 3 2=9. Чему равен угол в квадрате? (90°). 20. Сколько пальцев на двух руках? А сколько на десяти? (50).

5 столбец – “ Вычисляй-ка”.