Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
- Объяснить способы размножения водорослей;
- Показать значение водорослей в природе и жизни человека.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2) Приложение 1
Подготовка к опросу – 3 минуты.
2. Проверка домашнего задания:
- Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
– размеры растений – рис.30 (Приложение 3, Приложение 4)
– разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (Приложение 2)
– работа с классом мини– футбол (слайд 3, 4, 5) - Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека)
– ботаника – это…..
– низшие растения – это…..
– высшие растения – это…
– таллом, или слоевище – это… - Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6). Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений
3. Активизация знаний учащихся
Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.
– Что изучает ботаника?
– Почему растения выделили в самостоятельное царство?
– Какое значение имеют растения в природе?
– Какое значение имеют растения в жизни человека?
– Почему нужно охранять растения?
Оценивание ответов учащихся
4. Изучение нового материала (25 мин)
9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).
Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.
Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.
Водоросли произошли от различных предков.
1) Одноклеточные водоросли
(Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).
Обитание или распространение (слайд 8)
Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9). “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10).
В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль
Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор (слайд 11).
* Размножение хлореллы (слайд 12).
* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на влажных почвах, (слайд 13)
Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.
* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)
* Размножение, (слайд 16, 17)
В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.
Динамическая пауза (движение водорослей при течении)
2) Многоклеточные водоросли
Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение (слайд 18, 19).
У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.
Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями (слайд 20).
Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Черное море).
Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров (слайд 21).
В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?
Почему они разные?
? проблемный вопрос (слайд 22)
А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)
5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний
Какое значение водорослей для человека?
- Питаются рыбы и другие животные.
- Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
- Удобрение и корм скоту.
- Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской , бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
- Для разнообразных блюд, (слайд 24)
Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни водоема.
(Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)
6. Закрепление материала
- Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(Приложение 7)
- Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (Приложение 5, Приложение 6)
7. Оценивание работы учащихся на уроке.
- За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей “ Витаминный” (Приложение 8).
8. Объяснение домашнего задания.
На дом § 12, упр. 40, 41, 42 в рабочей тетради.
9. Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).
(Слайд 26) Приложение 1