Цели:
- познакомить учащихся с зимующими птицами нашей области;
- закреплять знания о жизни, среде обитания, способе питания птиц в зимний период;
- расширять детский кругозор и развивать логическое мышление.
ХОД УРОКА
I. Приветствие
– Здравствуйте! Садитесь!
Ой, вы, гой-еси, дети милые,
Ой, вы, гой-еси, гости званные,
Как вы спросите, а зачем же мы
Нарядились так, поукрасились?
А расскажем мы нынче сказочку.
Может, сказочку, может быль пойдет
И не быль совсем – правда, чистая.
Мы расскажем вам, вы – послушайте.
II. Проверка домашнего задания
– А отправимся поначалу мы
В лес заснеженный
Отгадайте загадку, дети милые:
«Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели». (Дерево)
– О каких деревьях идет речь? (Лиственных)
– Как изменилась жизнь лиственных деревьев
зимой по сравнению с осенью?
Отгадайте вы еще загадочку.
«Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?» (Хвойные)
– О каких деревьях идет речь в этой загадке?
– Какие изменения произошли в жизни хвойных
растений?
– Какую роль играет снег в жизни растений?
III. Сообщение темы урока
– Продолжаем мы с вами путешествие по лесу.
Стихи.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!
– А чтобы узнать, кто таиться в чудесном лесу, нам нужно с вами разгадать кроссворд.
КРОССВОРД
1. – Ты откуда, ты откуда прилетел к нам
красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)
2. – Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё – поет со свистом. (Клест)
3. Он в своей лесной палате,
В черной курточке атласной?
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
4. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
– Как одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующими)
– А сейчас вы немножко подумайте, каких еще
зимующих птиц вы знаете? (Сорока, ворона, галка
и т.д.)
– Есть птицы зимующие, а есть какие? (Перелетные)
– Почему же осенью перелетные птицы улетают в
теплые края?
Прощально курлычут журавли, трубят лебеди,
собираются в шумные стаи скворцы – это поздней
осенью перелетные птицы отправляются в теплые
страны, где нет зимы. Но не все они улетают на юг.
Многие остаются зимовать с нами в средней полосе,
где зимы редко бывают суровыми и хватает корма.
А вот на Севере зима холодная и начинается рано.
Под глубоким снегом уснут до весны трава и
стелющиеся по земле деревья, припрятав свои
семена и ягоды. Станет нечем кормиться птицам
Севера, и они прилетят в наши леса. Здесь и будут
зимовать вместе с птицами, которые не улетели на
юг.
Пуночка – из Арктики.
Дымчатый свиристель тоже с Севера,
Щур из тайги,
Чечетки – гости с северной реки Печоры.
IV. Работа с учебниками
– Мы с вами сейчас немного вспомнили, почему улетели птицы в теплые края, как изменилась жизнь растений зимой по сравнению с осенью, а сейчас мы все это с вами прочитаем в учебнике и еще узнаем, как протекает жизнь птиц в зимнее время.
Чтение стр. 65-67
– Вопросы найдите в учебнике и прочитайте
– Что происходит с насекомыми с наступлением
холодов?
– …с деревьями и кустарниками?
– Чем питаются поползни и синицы
Поползни охотно склевывают орехи лещины, орешки липы и граба, желуди, семена клена, шалфея, плоды рябины, бирючины.
– Чем питаются клесты?
Рассказ о птицах (дятле, синице, снегире, клесте, свиристели.)
Приметы.
- Снегирь зимой поет – на снег, вьюгу и слякоть.
- Воробьи прячутся в хворосте – на мороз или перед метелью.
- Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.
- Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
- Синички начинают с утра пищать, к дому жмутся – ожидай ночью мороза.
И еще очень много примет. С приходом холодной
зимы птицы нередко голодают. Особенно трудно
находить им корм во время снегопадов, метелей, в
сильные морозы, и тогда на помощь птицам приходят
люди.
– Какую помощь оказывают люди птицам? Найдите и
прочитайте в учебниках.
– Какую пользу приносят птицы? Найдите и
прочитайте в учебниках.
В холодные дни и зимние вьюги
Мы вас не забудем, родные птицы!
V. Вывод
– Какой вывод вы сделали для себя?
VI. Стихи «Как птицам перезимовать!»
Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Но кто же им дает приют, Бывают птицы разными: Другие – те народ иной: К их перышкам взъерошенным Сидят вороны по столбам, |
Но если долго снег идет И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Сугробами засыпаны И вот летают все слабей Повесьте домик на суку! По небу весело скользя, |