Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Птицы зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с зимующими птицами нашей области;
  • закреплять знания о жизни, среде обитания, способе питания  птиц в зимний период;
  • расширять  детский кругозор и развивать логическое мышление.

ХОД УРОКА

I. Приветствие

– Здравствуйте! Садитесь!

Ой, вы, гой-еси, дети милые,
Ой, вы, гой-еси, гости званные,
Как  вы спросите, а зачем же мы
Нарядились так, поукрасились?
А расскажем мы нынче сказочку.
Может, сказочку, может быль пойдет
И не быль совсем – правда, чистая.
Мы расскажем вам, вы – послушайте.

II. Проверка домашнего задания

– А отправимся поначалу мы
В лес заснеженный
Отгадайте загадку, дети милые:

«Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели». (Дерево)

– О каких деревьях идет речь? (Лиственных)
– Как изменилась жизнь лиственных деревьев зимой по сравнению с осенью?

Отгадайте вы еще загадочку.
«Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?» (Хвойные)

– О каких деревьях идет речь в этой загадке?
– Какие изменения произошли в жизни хвойных растений?
– Какую роль играет снег в жизни растений?

III. Сообщение темы урока

– Продолжаем мы с вами путешествие по лесу.

Стихи.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!

– А чтобы узнать, кто таиться в чудесном лесу, нам нужно с вами разгадать кроссворд.

КРОССВОРД

1. – Ты откуда, ты откуда прилетел к нам красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)

2. – Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё – поет со свистом. (Клест)

3. Он в своей лесной палате,
В черной курточке атласной?
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

4. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)

– Как одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующими)
– А сейчас вы немножко подумайте, каких еще зимующих птиц вы знаете? (Сорока, ворона, галка и т.д.)
– Есть птицы зимующие, а есть какие? (Перелетные)
– Почему же осенью перелетные птицы улетают в теплые края?

Прощально курлычут журавли, трубят лебеди, собираются в шумные стаи скворцы – это поздней осенью перелетные птицы отправляются в теплые страны, где нет зимы. Но не все они улетают на юг. Многие остаются зимовать с нами в средней полосе, где зимы редко бывают суровыми и хватает корма.
А вот на Севере зима холодная и начинается рано. Под глубоким снегом уснут до весны трава и стелющиеся  по земле деревья, припрятав свои семена и ягоды. Станет нечем кормиться птицам Севера, и они прилетят в наши леса. Здесь и будут зимовать вместе с птицами, которые не улетели на юг.
Пуночка – из Арктики.
Дымчатый свиристель тоже с Севера,
Щур из тайги,
Чечетки – гости с северной реки Печоры.

IV. Работа с учебниками

– Мы с вами сейчас немного вспомнили, почему улетели птицы в теплые края, как изменилась жизнь растений зимой по сравнению  с осенью, а сейчас мы все это с вами прочитаем в учебнике и еще узнаем, как протекает жизнь птиц в зимнее время.

Чтение стр. 65-67

– Вопросы найдите  в учебнике и прочитайте
– Что происходит с насекомыми с наступлением холодов?
– …с деревьями и кустарниками?
– Чем питаются поползни и синицы

Поползни охотно склевывают орехи лещины, орешки липы и граба, желуди, семена клена, шалфея, плоды рябины, бирючины.

– Чем  питаются клесты?

Рассказ о птицах (дятле, синице, снегире, клесте, свиристели.)

Приметы.

  • Снегирь зимой поет – на снег, вьюгу и слякоть.
  • Воробьи прячутся в хворосте – на мороз или перед метелью.
  • Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.
  • Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
  • Синички начинают с утра пищать, к дому жмутся – ожидай ночью мороза.

И еще очень много примет. С приходом холодной зимы птицы нередко голодают. Особенно трудно находить им корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы, и тогда на помощь птицам приходят люди.
– Какую помощь оказывают люди птицам? Найдите и прочитайте в учебниках.
– Какую пользу приносят птицы? Найдите и прочитайте в учебниках.

В холодные дни и зимние вьюги
Мы вас не забудем, родные птицы!

V. Вывод

– Какой вывод вы сделали для себя?

VI. Стихи  «Как птицам  перезимовать!»

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах 
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными: 
Одни боятся вьюг 
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг. 

Другие – те народ иной: 
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасение птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»

Приложение