Урок математики во 2-мм классе по теме: "Деление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ввести новое арифметическое действие – деление, раскрыть смысл деления.
  2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.
  3. Воспитывать ответственность за свою и общую работу, чувство взаимопомощи, взаимопонимание.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Проведение психологического энергизатора - это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.

Игра «Здравствуй, друг!»

Выполняется в парах.

- Здравствуй, друг! (за руки здороваются)

- Как дела? (по плечу хлопают друг друга)

- Где ты был? (за ухо берут друг друга)

- Я скучал. (к груди прикладывают руки)

- Ты пришел. (в стороны разводят руки)

- Хорошо! (объятие друг друга)

- Запишите число, классная работа.

Прочитайте высказывание: (Приложение 1, слайд 2)

Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра.

- Вы согласны?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (Ответы детей)

- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?

(Дети называют темы предыдущих уроков:

  1. умножение;
  2. особые случаи умножения;
  3. название чисел при умножении.

Учитель помещает эти темы на рисунке.)

2. Актуализация знаний.

- Повторим. (Приложение 1, слайд 3)

1) Вычисли. Найди лишнее выражение. Почему оно лишнее?

( У 1, 2, 4 выражений слагаемые одинаковые, а у 3 выражения слагаемые разные.)

-Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (С помощью знака умножения) Дети записывают выражения.

-Прочитайте эти выражения, используя математический язык.

2+2+2+2     =2*4=8 (1 множитель -2, 2 множитель -4, произведение -8)
3+3+3+3+3 =3*5=15 (Произведение чисел 3 и 5 равно -15)
3+3+2+4
4+4+4 = 4*3=12 (Произведение чисел 4 и 3 равно -12)

2) Сравните: (Приложение 1, слайд 4)

1*38 0*41

(При умножении 1 на любое число получается любое число. (1*а=а) При умножении 0 на любое число получается 0. (0*а=0). Вывешиваются формулы.)

3)Решите задачу:

В каждой из трех ваз лежит по 4 яблока. Сколько всего яблок?

Дети зарисовывают и решают задачу:

ОООО    ОООО    ОООО
4*3=12(ябл.)

4+4+4=12(ябл.)

- Что обозначает 1 множитель в равенстве? (Какие слагаемые складываются.)

- Что обозначает 2 множитель в равенстве? (Сколько таких слагаемых.)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- Приходилось ли вам в жизни делить что-то поровну?

-Надо разделить 24 орешка поровну на двоих. Поскольку дать каждому? (Варианты ответов детей.)

-Проверим ваши варианты ответов чуть позже.

-Что нужно сделать в задаче? (Разделить).

-Значит, какая тема урока у нас сегодня? (Деление.) (Приложение 1, слайд 5)

-Какую цель поставим перед собой? (Будем учиться делить.)

4. Выход из затруднительной ситуации.

Детям раздаю конверты с кружочками - орехами.

- Разделите орехи поровну на двоих. (Работа в парах). Сколько у каждого орехов получилось? (12)

- Как вы делили? (Положить по одному кружочку в каждому ученику, потом еще по одному и т.д.)

- Что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это значит найти число предметов в каждой части.)

- Как мы запишем решение в тетрадь? Кто сможет?

- Если вы затрудняетесь, я вам помогу. Для того, чтобы записать, мы введем знак, который есть в математике – знак деления :

24:2=12 (ор.)

- Сверим с ответами, которые вы дали первоначально. Молодцы те, кто решил правильно.

- А теперь разделите 24 орешка поровну между тремя воображаемыми учениками и запишите решение в тетрадь.

24:3=8 (ор.)

- Еще раз скажите, что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это значит найти число предметов в каждой части.)

-Посмотрите на экран. (Приложение 1, слайд 6)

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Блиц-турнир. У каждого учащегося карточка. Дети могут пользоваться кружками, которые у них на парте.

  1. Положите поровну 6 яблок в две корзинки. Ответ: в каждой корзинке будет по___яблока.
  2. Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по ___ конфет.
  3. Положите 12 орехов в 4 пакетика поровну. Ответ: в каждом пакетике будет по ___ ореха.
  4. Положите 10 пирожных в 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке будет по___ пирожных.
  5. Разделите 16 бусинок на 4 девочек. Ответ: каждой девочке достанется по ___ бусинки.

- Проверим ответы. (Приложение 1, слайд 7)

- Каждый оцените свою работу.

6. Этап рефлексии деятельности.

- Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Деление.)

- Что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это значит найти число предметов в каждой части.)

- Как будете делить на практике? (Положить по одному кружочку в каждую кучку, потом еще по одному и т.д.)

- Кто считает, что он понял тему, прикрепите цветочек, который у вас на парте, на общую полянку.

Дети прикрепляют цветочки. Задается домашнее задание: задача на деление.