Цели:
- Ввести новое арифметическое действие – деление, раскрыть смысл деления.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.
- Воспитывать ответственность за свою и общую работу, чувство взаимопомощи, взаимопонимание.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.Проведение психологического энергизатора - это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.
Игра «Здравствуй, друг!»
Выполняется в парах.
- Здравствуй, друг! (за руки здороваются)
- Как дела? (по плечу хлопают друг друга)
- Где ты был? (за ухо берут друг друга)
- Я скучал. (к груди прикладывают руки)
- Ты пришел. (в стороны разводят руки)
- Хорошо! (объятие друг друга)
- Запишите число, классная работа.
Прочитайте высказывание: (Приложение 1, слайд 2)
Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра.
- Вы согласны?
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (Ответы детей)
- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?
(Дети называют темы предыдущих уроков:
- умножение;
- особые случаи умножения;
- название чисел при умножении.
Учитель помещает эти темы на рисунке.)
2. Актуализация знаний.- Повторим. (Приложение 1, слайд 3)
1) Вычисли. Найди лишнее выражение. Почему оно лишнее?
( У 1, 2, 4 выражений слагаемые одинаковые, а у 3 выражения слагаемые разные.)
-Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (С помощью знака умножения) Дети записывают выражения.
-Прочитайте эти выражения, используя математический язык.
2+2+2+2 | =2*4=8 (1 множитель -2, 2 множитель -4, произведение -8) | |
3+3+3+3+3 | =3*5=15 (Произведение чисел 3 и 5 равно -15) | |
3+3+2+4 | ||
4+4+4 | = 4*3=12 (Произведение чисел 4 и 3 равно -12) |
2) Сравните: (Приложение 1, слайд 4)
1*38 0*41
(При умножении 1 на любое число получается любое число. (1*а=а) При умножении 0 на любое число получается 0. (0*а=0). Вывешиваются формулы.)
3)Решите задачу:
В каждой из трех ваз лежит по 4 яблока. Сколько всего яблок?
Дети зарисовывают и решают задачу:
ОООО | ОООО | ОООО | ||
4*3=12(ябл.)
4+4+4=12(ябл.) |
- Что обозначает 1 множитель в равенстве? (Какие слагаемые складываются.)
- Что обозначает 2 множитель в равенстве? (Сколько таких слагаемых.)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.- Приходилось ли вам в жизни делить что-то поровну?
-Надо разделить 24 орешка поровну на двоих. Поскольку дать каждому? (Варианты ответов детей.)
-Проверим ваши варианты ответов чуть позже.
-Что нужно сделать в задаче? (Разделить).
-Значит, какая тема урока у нас сегодня? (Деление.) (Приложение 1, слайд 5)
-Какую цель поставим перед собой? (Будем учиться делить.)
4. Выход из затруднительной ситуации.Детям раздаю конверты с кружочками - орехами.
- Разделите орехи поровну на двоих. (Работа в парах). Сколько у каждого орехов получилось? (12)
- Как вы делили? (Положить по одному кружочку в каждому ученику, потом еще по одному и т.д.)
- Что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это значит найти число предметов в каждой части.)
- Как мы запишем решение в тетрадь? Кто сможет?
- Если вы затрудняетесь, я вам помогу. Для того, чтобы записать, мы введем знак, который есть в математике – знак деления :
24:2=12 (ор.)
- Сверим с ответами, которые вы дали первоначально. Молодцы те, кто решил правильно.
- А теперь разделите 24 орешка поровну между тремя воображаемыми учениками и запишите решение в тетрадь.
24:3=8 (ор.)
- Еще раз скажите, что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это значит найти число предметов в каждой части.)
-Посмотрите на экран. (Приложение 1, слайд 6)
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Блиц-турнир. У каждого учащегося карточка. Дети могут пользоваться кружками, которые у них на парте.
- Положите поровну 6 яблок в две корзинки. Ответ: в каждой корзинке будет по___яблока.
- Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по ___ конфет.
- Положите 12 орехов в 4 пакетика поровну. Ответ: в каждом пакетике будет по ___ ореха.
- Положите 10 пирожных в 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке будет по___ пирожных.
- Разделите 16 бусинок на 4 девочек. Ответ: каждой девочке достанется по ___ бусинки.
- Проверим ответы. (Приложение 1, слайд 7)
- Каждый оцените свою работу.
6. Этап рефлексии деятельности.- Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Деление.)
- Что значит разделить на равные части? (Разделить на равные части – это значит найти число предметов в каждой части.)
- Как будете делить на практике? (Положить по одному кружочку в каждую кучку, потом еще по одному и т.д.)
- Кто считает, что он понял тему, прикрепите цветочек, который у вас на парте, на общую полянку.
Дети прикрепляют цветочки. Задается домашнее задание: задача на деление.