Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.
Оборудование: Аквариум, линейка, термометр, весы, стаканчики с водой, глиной речным песком , древесные опилки , кнопки и магнит.
Ход урока
1. Организационный момент, распределение учащихся по группам.2. Новая тема.
Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям
Метода изучения природы
- Наблюдение
- Эксперимент
- Измерение
Чтобы понять чем эти изучения отличаются друг от друга мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу.
Задание 1 группе: Подойти к аквариуму и изучите как плавают рыбки, как они едят. Расскажите про их внешний вид
Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.
Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?
Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.
После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
1 группа- Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств)
- Как мы назовем этот метод познания природы?
- Что можно узнать с помощью наблюдения?
2 группа
- Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения?
- Чем отличается наблюдение от данного метода работы с
- Как назовем этот метод познания природы?
Слова учителя Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:
- Определить цель.
- Выдвинуть предположение , гипотезу.
- Составить план проведения опыта, эксперимента.
- Подобрать оборудование
- провести опыт, эксперимент, наблюдение.
- Сделать записи, рисунки.
- Записать свои наблюдения и сделать выводы.
- Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
- Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.
3 группа
- Можно ли это изучение назвать экспериментом?
- Как делают измерения?
- Нужен ли этот метод для изучения природы?
Затем коллективно обсуждается . для чего нужно изучать природу
- наблюдать за жизнью животных , узнать о их повадках;
- путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;
- путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.
- благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее
- Записать в тетрадь
- Методы изучения природы.
- Цели изучения природы
3. Закрепление темы :
- Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
- За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
- Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
- Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
- Грязный снег быстрее тает, чем чистый.
Природа прекрасна, многообразна., величава, богата и нами любима.
Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.
Но никогда не навредите природе!
Домашнее задание: прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным