В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной.
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства- товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости.
Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Отечеству, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.
Главная роль в этом принадлежит учителю, именно поэтому для меня определяющими стали понятия, предложенные Е. Н. Ильиным: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.
Следует отметить, что сложность восприятия детьми текста, который имеет духовную направленность, возникает, как правило, в результате их малого личного духовного опыта. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.
Какая литература предлагает богатый материал для духовного становления ребенка?
На уроках я использую произведения таких авторов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, М.И.Цветаева, русские народные сказки, пословицы и поговорки.
Время, в котором мы живем, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мы дали детям только материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества, Это, в свою очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса. В методике литературы уже младшей школы возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:
- Вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на «образцовых» (2) классических текстах.
- Стараться максимально приблизить исторический контекст произведения к современности, преодолевая « грани времен» (2).
- Выработать в детях способность стремиться к познанию.
- Не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию.
Существует еще одна проблема- проблема личности учителя, взаимоотношения ученика с учителем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и учителя, а учитель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам.
Одним из приемов, помогающих решить вышеназванные задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов. Рассмотрим это на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Центральной темой сказки, как известно, является утверждение добра и обличение зла. Человек в земном своем бытии находится между двумя этими началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися произвести анализ двух образов красоты: царевны и царицы (антитеза – основной прием в этой сказке), поразмышлять над вопросами: какая красота истинна и какая ложна? Почему одержима злом? Какое чувство движет ею? Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Образ молодой царицы рассматривается с опорой на текст:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
В данном случае вполне уместны вопросы: а какая душа у царицы? Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая). Необходимо также задуматься над тем, от чего умирает царица:
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Злая царица умирает от зависти, от того, что не может принять мысль о превосходстве чьей-то красоты над своей собственной. Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса.
Следующий прием, который я использую в работе, - проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Рассмотрим это на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Первый этап – выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой.
Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения. Затем задаются вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему,
При обсуждении сказки важно обратить внимание на характер героев, выделить характеристики персонажей.
На следующем этапе предлагаю разделиться ученикам на группы для проигрывания сказки: одна группа – зрители, а другая – действующие лица. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей – зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо. Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.
Одним из источников изучения жизни народа служат афористичные изречения
( пословицы, поговорки, присловья и др.), которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Они затрагивают жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Эти фундаментальные начала – познание и нравственность, взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека – и определяет доминанту афористического творчества народа.
Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, присловья, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь. Благодаря своей глубокой философской обобщенности и художественной ценности мир народных пословиц может и сейчас решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, то есть формировать моральные убеждения, чувства и привычки в соответствии с определенными нравственными принципами. В форме пословиц и поговорок народной педагогикой разработана система правил- наставлений, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В.И.Даля представлен свод этих народно - поэтических моральных стандартов.
Покажу некоторые способы использования народных афористических выражений из своей практики. На уроках литературного чтения предлагаю подобрать или выбрать детям соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть следующими:
- Кто больше назовет пословиц на определенную тему?
- Объясните смысл пословиц.
- Закончите пословицу. ( Кто грамоте горазд… (тому не пропасть); Сделав худо.. (не жди добра).
- Вставьте в пословицу пропущенное слово.
- Разгадайте пословицу (афоризм зашифрован в виде пиктограммы).
- Изобразите пословицу с помощью мимики и жестов.
- Объясните значение слова в пословице. (Сперва аз да буки, а там и науки. Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда).
Также одним из средств духовно-нравственного воспитания является семейное чтение. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, зле, но и сближает всех членов семьи. Семья- важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение- самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно- нравственного воспитания личности.
Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:
- фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях, и их высказываниях по существу содержания сказки;
- Записи впечатлений детей о сказке, разыгрывании сценок;
- фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок, в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказках;
- Проведении с учениками занятий по ИЗО, на которых предлагается отразить интересные моменты.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
- обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
- создание рисунков по мотивам сказки;
- активная работа с текстом по выявлению причинно – следственных связей в сказке;
- проигрывание эпизодов сказки;
- проигрывание вариантов решения ситуаций
Таким образом, при изучении литературных произведений, духовной проблематики необходим анализ, предполагающий углубленное изучение значений слов. Выбор метода при изучении художественных текстов зависит не только от жанра произведения, возрастных особенностей учащихся , стиля автора, но и от структуры текста и времени, в котором оно создано.
Использованная литература
- Журналы «Начальная школа» № 9,10,11 2007 г, № 1,6 2008 г.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.,1992 г.
- Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003 г.
- Лопуленко Н.А. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников. М., 2002 г.
- Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. М., 2007 г.