Урок математики: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Познакомить с правилами записи и решения чисел оканчивающихся нулями.
  2. Совершенствовать умения преобразовывать величины, решать задачи изученных видов.
  3. Развивать познавательный интерес к предмету математика.

Оборудование: Опора «Умножение на число», рисунок дома, карточки для сборки дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, цветочки.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА 

Учитель: – Урок проведем в виде деловой игры «Строим дом».

– С августа 2009 года жилье многие новоуренгойцы приобретают на средства «Регионального фонда развития Ямала». Новому Уренгою досталось 350 млн. рублей, 321 млн. рублей уже израсходовано. И мы попробуем внести свою лепту в строительство жилья, только наш дом будет математическим, строить его будем на средства ваших математических знаний.

– Класс разделится на 3 бригады. В каждой бригаде будет свой бригадир. Я буду и заказчиком и вашим помощником в строительстве. За каждое правильно выполненное задание бригада получит цветочки, из которых в конце урока создаст клумбу. Чья клумба будет самой многочисленной, та бригада будет считаться самой трудолюбивой и грамотной бригадой.

– Итак, с чего начинается подготовка строительства дома?

(Ответы учащихся – подготовка площадки)

– Вы знаете, что без знаний математики не обходится ни одно дело. Эти знания помогут вам справиться с первым заданием.

3. УСТНЫЙ СЧЕТ 

Задание 1. «Подготовка строительной площадки»

Учитель: – На площадке много камней. Необходимо убрать камни. Расчистить площадку.

200 – 60 : 3 300 – 80 : 4 400 – 40 : 2
(400 – 300) × 5 (600 – 400) × 3 (800 – 600) × 4
500 – 200 × 2 800 – 300 × 2 900 – 400 × 2

(Каждая бригада устно считает, а бригадир записывает значения выражений, предварительно обсудив с бригадой ответ). За правильный ответ бригада получает цветок.

Задание 2. «Закладка фундамента»

Учитель: – В основании дома кладут самые прочные плиты. Нам пригодятся знания величин массы, времени, длины.

1м = …мм 5м = …мм
1т = …кг 9т = …кг
1ч = …мин 10ч = …мин

Учитель: – Одновременно «бетонщики» из каждой бригады были заняты делом, они высчитывали время приготовления растворов, размеры кладки кирпичей и массу блоков и кирпичей. Проверяем, все ли они правильно выполнили работу.

3 ч 45 мин = … мин
300 см = … дм
7000 кг = … т
4 м 03 см = … см

Учитель: – Фундамент заложен. (На доске прикрепляется часть дома - фундамент) Профессию бетонщиков поменяем на профессию каменщиков и приступим к кладке кирпичей.

4. Работа по теме

Задание 3. «Кладка кирпичных стен»

Учитель: – Разработаем правила решения примеров стр. 82 учебника.

(На доске таблица – опора «Умножение числа, оканчивающегося на нуль»)

– Правила умножения:

  1. Записываем решение столбиком.
  2. Второй множитель подписываем не под единицами, а под первой единицей справа, отличной от нуля.
  3. Умножаем число.
  4. Приписываем справа нули.
  5. Отделяем справа три знака. Читаем полученное произведение.

– Решение примеров (под руководством учителя):

59200 × 3 70400 × 5 153000 × 6

– Продолжаем укладывать кирпичи.

82900 × 4 157300 × 5 50810 × 4
400500 × 3 450100 × 2 49050 × 7

(В результате работы на доске прикрепляется 2 часть дома – стены)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Что нам стоит дом построить!
Быстро вырыть котлован,
А потом приладить рельсы
И пустить по рельсам кран.
А в хорошую погоду
подвести тепло и воду.

Задание 4. «Строительство крыши»

Учитель: – Продолжаем строительство. Осваиваем профессию кровельщиков. Чтобы крыша была прочная, не протекала. Эта самая трудоемкая работа – решение задач.

– Решаем по учебнику № 448 (Устно).

3 × 80 : 6 = 40(кг) - сахара

– Решение задачи № 447 обсуждаем по бригадам в течение минуты (Решаем фронтально с записью на доске).

  1. 8900 × 2 = 17800 (пар) – обуви женской.
  2. 8900 + 17800 = 26700 (пар) – обуви женской и мужской.
  3. 40000 – 26700 = 13300 (пар) – детской обуви.

Ответ: 13300 пар детской обуви.

(На доске прикрепляем крышу)

Учитель: – Крыша готова. Каждая бригада получает награду.  

Задание 5. «Вставляем крепкие оконные блоки и прочные двери»

Учитель: – Приобретаем навыки стекольщиков и дверных дел мастеров. Задание выполняем быстро, но качественно. (Каждой бригаде выдается задание)

  1. Для изготовления оконного блока нужна рейка длиной 7000 мм. Какой длины нужна рейка для изготовления 2 оконных блоков? Результат выразите в метрах. (14 метров)
  2. Для изготовления одного оконного блока нужно 300 кв. дм оконного стекла. Сколько нужно квадратных дециметров стекла для двух оконных блоков? Результат выразите в квадратных метрах. (6 кв. м)
  3. Для обшивки двери нужно 500 см планки. Сколько нужно планки для обшивки двери с двух сторон? Результат выразите в метрах. (10 метров)

(По ходу выполнения бригадами заданий на доске прикрепляются окна и двери)

6. ИТОГ УРОКА

Учитель: – Наконец-то дом построен! Много труда вложили строители, но не зря трудились – дом получился на славу: красивый, теплый, надежный.

(И строители украшают площадку вокруг дома клумбами из цветков, заработанных во время строительства).

Учитель: – Подведем итог. Чья бригада была самой активной, трудолюбивой? Кто отличился в каждой бригаде?

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Творческое: составит задачу на тему «Счастливый дом».