Цели урока:
- Познакомить с правилами записи и решения чисел оканчивающихся нулями.
- Совершенствовать умения преобразовывать величины, решать задачи изученных видов.
- Развивать познавательный интерес к предмету математика.
Оборудование: Опора «Умножение на число», рисунок дома, карточки для сборки дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, цветочки.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Учитель: – Урок проведем в виде деловой игры «Строим дом».
– С августа 2009 года жилье многие новоуренгойцы приобретают на средства «Регионального фонда развития Ямала». Новому Уренгою досталось 350 млн. рублей, 321 млн. рублей уже израсходовано. И мы попробуем внести свою лепту в строительство жилья, только наш дом будет математическим, строить его будем на средства ваших математических знаний.
– Класс разделится на 3 бригады. В каждой бригаде будет свой бригадир. Я буду и заказчиком и вашим помощником в строительстве. За каждое правильно выполненное задание бригада получит цветочки, из которых в конце урока создаст клумбу. Чья клумба будет самой многочисленной, та бригада будет считаться самой трудолюбивой и грамотной бригадой.
– Итак, с чего начинается подготовка строительства дома?
(Ответы учащихся – подготовка площадки)
– Вы знаете, что без знаний математики не обходится ни одно дело. Эти знания помогут вам справиться с первым заданием.
3. УСТНЫЙ СЧЕТ
Задание 1. «Подготовка строительной площадки»
Учитель: – На площадке много камней. Необходимо убрать камни. Расчистить площадку.
200 – 60 : 3 | 300 – 80 : 4 | 400 – 40 : 2 |
(400 – 300) × 5 | (600 – 400) × 3 | (800 – 600) × 4 |
500 – 200 × 2 | 800 – 300 × 2 | 900 – 400 × 2 |
(Каждая бригада устно считает, а бригадир записывает значения выражений, предварительно обсудив с бригадой ответ). За правильный ответ бригада получает цветок.
Задание 2. «Закладка фундамента»
Учитель: – В основании дома кладут самые прочные плиты. Нам пригодятся знания величин массы, времени, длины.
1м = …мм | 5м = …мм |
1т = …кг | 9т = …кг |
1ч = …мин | 10ч = …мин |
Учитель: – Одновременно «бетонщики» из каждой бригады были заняты делом, они высчитывали время приготовления растворов, размеры кладки кирпичей и массу блоков и кирпичей. Проверяем, все ли они правильно выполнили работу.
3 ч 45 мин = … мин
300 см = … дм
7000 кг = … т
4 м 03 см = … см
Учитель: – Фундамент заложен. (На доске прикрепляется часть дома - фундамент) Профессию бетонщиков поменяем на профессию каменщиков и приступим к кладке кирпичей.
4. Работа по теме
Задание 3. «Кладка кирпичных стен»
Учитель: – Разработаем правила решения примеров стр. 82 учебника.
(На доске таблица – опора «Умножение числа, оканчивающегося на нуль»)
– Правила умножения:
- Записываем решение столбиком.
- Второй множитель подписываем не под единицами, а под первой единицей справа, отличной от нуля.
- Умножаем число.
- Приписываем справа нули.
- Отделяем справа три знака. Читаем полученное произведение.
– Решение примеров (под руководством учителя):
59200 × 3 | 70400 × 5 | 153000 × 6 |
– Продолжаем укладывать кирпичи.
82900 × 4 | 157300 × 5 | 50810 × 4 |
400500 × 3 | 450100 × 2 | 49050 × 7 |
(В результате работы на доске прикрепляется 2 часть дома – стены)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Что нам стоит дом построить!
Быстро вырыть котлован,
А потом приладить рельсы
И пустить по рельсам кран.
А в хорошую погоду
подвести тепло и воду.
Задание 4. «Строительство крыши»
Учитель: – Продолжаем строительство. Осваиваем профессию кровельщиков. Чтобы крыша была прочная, не протекала. Эта самая трудоемкая работа – решение задач.
– Решаем по учебнику № 448 (Устно).
3 × 80 : 6 = 40(кг) - сахара
– Решение задачи № 447 обсуждаем по бригадам в течение минуты (Решаем фронтально с записью на доске).
- 8900 × 2 = 17800 (пар) – обуви женской.
- 8900 + 17800 = 26700 (пар) – обуви женской и мужской.
- 40000 – 26700 = 13300 (пар) – детской обуви.
Ответ: 13300 пар детской обуви.
(На доске прикрепляем крышу)
Учитель: – Крыша готова. Каждая бригада получает награду.
Задание 5. «Вставляем крепкие оконные блоки и прочные двери»
Учитель: – Приобретаем навыки стекольщиков и дверных дел мастеров. Задание выполняем быстро, но качественно. (Каждой бригаде выдается задание)
- Для изготовления оконного блока нужна рейка длиной 7000 мм. Какой длины нужна рейка для изготовления 2 оконных блоков? Результат выразите в метрах. (14 метров)
- Для изготовления одного оконного блока нужно 300 кв. дм оконного стекла. Сколько нужно квадратных дециметров стекла для двух оконных блоков? Результат выразите в квадратных метрах. (6 кв. м)
- Для обшивки двери нужно 500 см планки. Сколько нужно планки для обшивки двери с двух сторон? Результат выразите в метрах. (10 метров)
(По ходу выполнения бригадами заданий на доске прикрепляются окна и двери)
6. ИТОГ УРОКА
Учитель: – Наконец-то дом построен! Много труда вложили строители, но не зря трудились – дом получился на славу: красивый, теплый, надежный.
(И строители украшают площадку вокруг дома клумбами из цветков, заработанных во время строительства).
Учитель: – Подведем итог. Чья бригада была самой активной, трудолюбивой? Кто отличился в каждой бригаде?
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Творческое: составит задачу на тему «Счастливый дом».