Театральный проект

Разделы: Иностранные языки


Пожалуй, уже никого не нужно убеждать в том, что театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьёзное препятствие, как «языковой барьер», становиться легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове «вечного троечника» в сказочного героя, произносящего монологи на одном дыхании. Английский язык становится не просто предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций героя. Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем развивает у участников умение слушать партнёра, создаёт условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причём в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношения режиссёра и актёров.

Театральная постановка на уроке может занимать от 5 до 20 минут. Такие уроки я провожу с середины 2-го класса по четвертый с ребятами, которые занимаются по УМК для начальной школы «

Одна из важнейших задач на начальном этапе обучения – воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению языка. А интерес возникает в том случае, если есть мотив учения и на уроке создана ситуация успеха. Поэтому организационный момент и речевая зарядка начинаются не с традиционного фронтального опроса, а с появления на уроке очередного «гостя», который через диалог-беседу с детьми начинает повторение лексических единиц, грамматических структур, а иногда проверяет и домашнее задание. Использование на уроке кукол, игрушек снимает напряжение, дети забывают о языковом барьере.

Элементы театральных постановок я использую для введения и отработки речевых клише, грамматических структур и на повторительно-обобщающих уроках.

Дополнительный резерв времени для успешного усвоения и поддержания интереса к английскому языку – это кружковая работа. Она позволяет создать речевую среду для совершенствования речевых навыков и умений учащихся, способствует улучшению качества их знаний. Участие в кружковой работе развивает творчество и фантазию школьников, дает им возможность практически применить знания, полученные на уроках.

Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим у меня открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности, совершенствования методических приемов. В процессе подготовки и проведения занятий я проверяю правильность своих предположений, эффективность форм, методов и приемов, практическую и воспитательную значимость подготовленных мною материалов, их влияние на формирование личности школьника.
Основной целью кружка является создание условий для активного и творческого развития личности и стимулировании интереса учащихся к изучению английского языка. Главное в работе кружка – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность.

Яркие, интересные формы внеклассной работы, одной из которых является театральный проект (организация кукольных спектаклей), помогают мне поддерживать интерес к английскому языку. Драматический кружок, занимающийся организацией кукольных спектаклей, привлекает большое количество учеников. Практика показала, что занятия в кружке помогают повторить, активизировать языковой материал, усвоенный на уроках. Сцена приучает детей к четкой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно. А соприкосновение с искусством превращает изучение языка в кружке в яркое увлекательное занятие. Постановка, подготовка спектаклей, их музыкальное оформление, выполнение красочных декораций – все это помогает развивать чувство прекрасного, приобщать детей к доступному им труду, расширять их кругозор.

Работу над спектаклем мы начинаем с организационного занятия, на котором я читаю вслух сказку и задаю несколько вопросов, чтобы проверить понимание содержания. Текст каждой инсценировки хотя и включает небольшое количество незнакомых слов, но это не мешает зрителям понять содержание пьески. Однако от членов кружка я требую хорошего усвоения всей лексики и ясного понимания своих реплик и реплик партнера. Поэтому перед чтением сказки я записываю на доске новые слова и выражения и объясняю их значение. Таким образом расширяется словарный запас кружковцев. Затем идет распределение ролей с учетом возможностей каждого ученика: способностей ярко передать характер персонажа, роль которого он будет исполнять, а также умения манипулировать с куклами. При этом надо проявить такт, не обидеть ребенка, так как каждому хочется исполнять главную роль. В связи с этим я подчеркиваю, что незначительных ролей нет, каждую роль надо исполнить так, чтобы она запомнилась всем зрителям. От этого зависит успех всего спектакля.

При работе с артистами – кукловодами я уделяю большое внимание фонетической отработке материала, добиваюсь от «артистов» правильного, четкого произношения. Речь каждого персонажа должна быть выразительной, эмоционально окрашенной, передавать образ изображаемого персонажа. Только после тщательной отработки текста каждым исполнителем (в течение 4-5 занятий индивидуальной работы с каждым «артистом») я даю задание ребятам выучить роль наизусть. Когда роли выучены, начинаются репетиции в помещении класса.
Декорации для спектаклей мы делаем простыми, но яркими, красочными. Деревья, домики, траву, цветы ребята рисуют на плотной бумаге, затем раскрашивают, вырезают их. Декорации для задника они выполняют на листе плотного картона. Одни и те же декорации можно использовать для различных спектаклей.

Необходимо отметить, что деятельность младших школьников в кружке приносит им огромную пользу: развивается эстетический вкус, пробуждается творческая активность, воспитывается самостоятельность. В процессе работы у ребят развиваются межличностные отношения, они овладевают культурой общения, умением трудиться сообща.
Для постановки кукольных спектаклей мы используем инсценировки русских и английских сказок. Знакомый сюжет, не снижая интереса зрителей, помогает воспринимать иноязычную речь.