Развивающее занятие "Путешествие в Воображалию"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель: развитие познавательной сферы младшего школьника.

Задачи:

  • развитие воображения, творческого мышления, речи;
  • знакомство с приёмами фантазирования;
  • создание благоприятного психологического микроклимата в группе.

Оборудование: сказочные ворота, листы с названиями «городов», конверт с раздаточным материалом «Кляксы», разноцветные кружки, бумага для рисования, цветные карандаши (краски, фломастеры), музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Разминка. Упражнение «Я приветствую тех, кто…»

- Здравствуйте, ребята! Отвечайте аплодисментами на моё приветствие те, кого я буду называть. Я приветствую тех, кто…

  • любит рисовать;
  • придумывает свои рассказы;
  • любит представлять себя взрослым;
  • хочет стать космонавтом;
  • любит помечтать;
  • иногда представляет себя сказочным персонажем;
  • любит придумывать что-то новое;
  • любит фантазировать.

2. Вводное слово психолога.

- Я предлагаю вам, мечтателям и фантазёрам, отправиться в путешествие в удивительный мир Воображалии – страны, которой нет на карте. Давайте откроем волшебные ворота… (Звучит музыка.)

II. Основная часть.

1. Викторина «Город Фантазии».

- Наша первая остановка в городе Фантазии. А вы знаете, ребята, что существуют приёмы фантазирования? Например, приём изменения размера: увеличение или уменьшение. Благодаря этому приему появились такие сказочные персонажи как Гулливер, лилипуты, гномы, Мальчик-с-Пальчик, дядя Степа. Использование приема оживления подарили нам таких героев как Колобок (оживает тесто), Чиполлино (оживает луковица), Снегурочка (оживает снег).

- Для того, чтобы нам успешно отправиться дальше, ответьте на вопросы викторины Города Фантазии:

а) Какой сказочный персонаж появился вследствие того, что автор оживил умывальник? (Мойдодыр)

б) Эту героиню Андерсен создал благодаря приему уменьшения? (Дюймовочка)

в) Назовите сказочных персонажей, созданных благодаря приему оживления игрушки? (Буратино, Оловянный солдатик и т.д.)

г) Существует ещё один прием фантазирования: когда одно существо состоит из различных частей других существ. Какие герои появились вследствие того, что были соединены части девушки и рыбы; трёхголового змея и птицы? (Русалка, Змей-Горыныч)

- Продолжим наше путешествие. Следующий город (ведущий снимает лист с надписью «Город Фантазии») – Город Волшебной Кляксы.

2. Упражнение «Клякса».

(Под надписью «Город Волшебной Кляксы» прикреплен конверт с раздаточным материалом «Кляксы»: листами бумаги с чернильными пятнами («кляксами»)).

- Сейчас вы получите листы с кляксами. Нужно увидеть в ней какое-либо изображение и подписать его. Выполнив задание, мы сможем продолжить путешествие.

- Расскажите, что же вы смогли увидеть в своих кляксах?

- Следующий город (ведущий снимает лист с надписью « Город Волшебной Кляксы» - Город Живого оркестра.

3. Упражнение «Живой оркестр».

- Для того, чтобы побывать в городе Живого оркестра вам нужно изобразить, как играют на различных музыкальных инструментах: саксофоне, скрипке, пианино, гитаре, барабане, флейте, гармошке и др.

(Класс делится на группы по 2-3 человека, каждая из которых «отвечает» за свой инструмент, а ведущий исполняет роль дирижёра.)

- Наше путешествие продолжается (ведущий снимает лист с надписью «Город Живого оркестра») и впереди – Город Нарисованной Музыки.

4. Практическая работа «Нарисованная музыка».

- Мы попали в последний город нашей Воображалии – Город Нарисованной Музыки.

- Закройте глаза, послушайте музыку и представьте какие-либо образы, навеянные этой музыкой.

(Звучит произведение Э. Грига «В пещере горного короля»).

- А теперь нарисуйте то, что вы себе представили. (Музыка продолжает звучать фоном.)

5. Упражнение «Вернисаж работ».

- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.

- Расскажите об образах, которые вы представляли, слушая эту музыку.

- Эта музыка Эдварда Грига называется «В пещере горного короля». Если бы вы сразу это знали, что бы вы изобразили?

III. Заключительная часть.

1. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. И пусть Воображали нет ни на одной карте мира. Мы сами придумали эту страну, и нам было там интересно. Наше занятие было посвящено очень важному процессу – воображению. Именно воображение помогает нам фантазировать, мечтать. Есть способы придумывания нового. Нужно стараться придумывать оригинально, непохоже на других.

2. Упражнение «Бусы настроения».

Ведущий предлагает детям шкатулку с разноцветными кружками.

- Выберите кружок-«бусину», цвет которого соответствует вашему настроению.

- Встанем в круг, образуя «ожерелье». Посмотрите какое «ожерелье настроения» у нас получилось. Мечтайте, фантазируйте, придумывайте новое.

- Поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся.

Список литературы:

  1. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 128 с.
  2. Гин С. И. Мир человека: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 144 с.