Выбранная тема не случайна: в течение последних пяти лет я работаю над проблемой развития мотивации и познавательного интереса к обучению математики через применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Так как современному обществу нужны деловые, предприимчивые, мыслящие личности, то главной задачей школы является проблема формирования такой личности. Выпускник современной школы, вступающий в самостоятельную жизнь в условиях быстро меняющегося информационного пространства, должен быть творческим, самостоятельным, коммуникативным, способным принимать решения. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике. При работе с учащимися я сделала акцент на формирование следующих ключевых компетенций:
- коммуникативных - умение вступать в диалог с целью быть понятым
- информационных - владение информационными технологиями
- автономинизационных - способность к самоопределению и самообразованию.
Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ими позволяет человеку быть успешным и востребованным современным обществом.
Считаю основной задачей для себя - подготовить учащегося к жизни в современном социуме, показать необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования на всех этапах обучения.
Успешность ученика определяется прежде всего мотивацией, т. е. тем, как велико его желание учиться. Применение ИКТ на уроках математики позволяет повысить мотивацию и познавательный интерес, так как увеличивается процент самостоятельной деятельности обучающихся, как на уроке, так и дома.
Применяю электронные учебные пособия на уроках изучения нового материала, на уроках - практикумах, на уроках обобщающего повторения. Использую учебные программы по геометрии и алгебре, алгебре и началам анализа (издательство "Кирилл и Мефодий") в 7-11 классах, в 5-6 классах - мультимедийные пособия авторов В. Г. Гамбарина, И. И. Зубаревой, М. С. Мильштейна, являющиеся частью учебно-методического комплекта А. Г. Мордковича. Использование на уроках мультимедийного проектора и интерактивной доски позволяет повысить познавательный интерес учащихся, так как используется звуковое сопровождение, слайдовый зрительный ряд. Особенно на уроках геометрии можно наглядно показать построение геометрических фигур в режиме анимации, остановиться на различных этапах решения задач, вернуться несколько раз в течение урока при объяснении нового материала к наиболее важным моментам изучаемой темы.
Повышает мотивацию к обучению и использование в работе с учащимися большой энциклопедии издательства "Кирилл и Мефодий" для исторических справок об открытиях различных математических фактов и понятий.
Особенно хочется остановиться на создании мультимедийных презентаций. Проведение уроков-презентаций позволяет педагогу учитывать и индивидуальные особенности класса, и свои индивидуальные особенности. Заранее созданная презентация дает возможность сделать акцент на наиболее важных моментах темы, подкрепить их иллюстративным материалом, увидеть структуру изучаемого вопроса в целом. Так при объяснении темы "Решение уравнений" в курсе математики шестого класса учитель по этапам показал процесс решения уравнений, дал возможность учащимся самостоятельно поработать над поставленными проблемными вопросами, а затем проверить себя, используя компьютер. При решении задач с помощью уравнений ребята с удовольствием составляли задачи по предложенным красочным схемам и предлагали свои способы решения. В качестве домашнего задания учащимся было предложено составить свои задачи и оформить их как презентации. Лучшие работы были рассмотрены на последующих уроках.
Если учащиеся среднего звена выполняют небольшие задания с использованием ИКТ, то учащиеся 10-11 классов принимают самое активное участие в создании уроков-презентаций по темам "Многогранники" и "Тела вращения". Это дает возможность ребятам показать свои творческие способности и увидеть наглядно результат своей деятельности. Использование красочных объемных чертежей, вывод дополнительных формул, отсутствующих в обязательном минимуме обучения, использование дополнительного материала позволяет учащимся расширить как объем знаний по математике и информатике, так и объем умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении.
Формирование ключевых компетенций, определенных в начале, продолжается и во внеурочной деятельности. Это и подготовка работ к научно-практическим конференциям разного уровня, и создание творческих проектов. Учащиеся с удовольствием занимаются такого рода деятельностью, зная, что результаты будут использованы как на уроках в их классах, так и на уроках в среднем звене. Ребята 10-11-х классов помогают учителю проводить занятия математического кружка в младших классах, подготавливая различные соревнования, викторины, используя при этом возможности ИКТ.
При формировании ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности необходимо начинать с разработки содержания каждой ключевой компетенции (что конкретно должно быть сформировано у выпускника школы) и анализа ресурсов своего предмета и учебного кабинета.
В перспективе планирую формирование ключевых компетенций через метод учебных проектов, позволяющий организовывать самостоятельную деятельность учащихся. Участие в создании проекта позволяет формировать способность брать ответственность на себя, принимать совместные решения, заниматься самообразованием и саморазвитием.