Воспитание у школьников любви к Отечеству в процессе изучения музыкального наследия Г.В. Свиридова

Разделы: Музыка


В соответствии с задачами исследования нами проанализированы различные школьные программы по музыке на предмет наличия в них произведений Г.В.Свиридова. В программе по музыке под ред. Д. Б. Кабалевского, например, всего три произведения Г. В. Свиридова. В пятом классе на третьем уроке первой четверти школьники разучивают мелодию из 2-й части "Поэмы памяти Сергея Есенина" "Поет зима, аукает". В вокально-хоровой работе педагог добивается от учащихся точного и энергичного исполнения начальной интонации восходящей кварты и "отчетливого звучания перекличек - ауканья" [33,с.16]. На следующем уроке они слушают всю 2-ю часть и анализируют ее. Внимание ребят обращается "прежде всего, на то, как музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного затишья" [33, с.16]. В дополнительном материале к программе предлагается 8-я часть "Поэмы памяти Сергея Есенина" - "Крестьянские ребята", как пример связи музыкальной и речевой интонаций, как "взаимное стремление речи к музыке и музыки к речи" [25, с.26]. В этой части поэмы внимание учащихся заостряется на "красочности и выразительности тембрового решения: мужской хор, имитация звучания гармошки и звона колокольчиков (треугольник, рояль и колокольчики)" [25, с.27].

Увертюра Г. В. Свиридова "Время, вперед!" к одноименному кинофильму изучается на 8-м уроке в третьей четверти шестого класса. Тема этой четверти "В чем сила музыки?" и увертюра, как нельзя лучше подтверждает, что сила этой музыки в ее правде. Ведь она выражает дух времени, когда шло мирное строительство, передает ритм жизни и устремленность к будущему людей эпохи строительства социализма. Особое внимание отводится звучанию оркестра. Ребята должны ясно услышать, как "постоянное биение пульса сегодняшнего дня передается быстрым, четким отрывистым звучанием струнных, мощным динамическим нарастанием, и на этом фоне вырастает мужественная, героическая тема труб, звучащая как гимн светлой, счастливой жизни" [25, с.99]. На наш взгляд, этих произведений Г.В. Свиридова в программе по музыке для общеобразовательной школы слишком мало. Духовно-нравственный, воспитательный потенциал музыкального наследия композитора огромен, и фактически остается не востребованным.

Изучив творческое музыкальное наследие Г. В. Свиридова, мы пришли к выводу, что необходимо включить еще несколько произведений композитора в программу по музыке, органично встраивая их в тематическое содержание, не нарушая основных принципов преподавания. Для этого мы отобрали несколько произведений с ярко выраженной тематикой и направленностью на воспитание патриотических чувств (любви к природе, народу, Родине, Отечеству). Этот материал распределили по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего и подросткового возраста. При этом учитывали степень трудности восприятия музыкального содержания. Предложенные нами произведения будут способствовать воспитанию у подрастающего поколения.

2 класс, 1 четверть "Три кита в музыке - песня, танец, марш" мы включили в приложение к программе следующие произведения Г. В. Свиридова: "Веселый марш", "Старинный танец", "Перед сном". Эти произведения доступны восприятию младших школьников, так непродолжительны по звучанию, яркие, разнохарактерные.

Фрагмент урока с включением "Веселого марша"

У. Ребята, я сегодня пригласила к нам на урок одного знакомого нам "кита". Узнаете вы его, или нет? (играет "Веселый марш").

Д. Этот "кит" - марш.

У. А как вы догадались?

Д.Под такую музыку удобно шагать.

У. Какой у нее характер, для кого она больше подходит?

Д.Она бодрая, подвижная. У нее веселый характер. Под нее могут шагать дети, школьники.

У. Вы просто молодцы! Этот марш написал композитор Г. В. Свиридов. Он действительно написал его для вас и назвал очень красиво: "Веселый марш". Вам хочется пошагать под эту музыку? Встаньте и весело промаршируйте на месте. Постарайтесь услышать точку в конце музыки и остановиться вместе с ней (повторное прослушивание с движениями под марш).

У. Вы так старались, что если бы композитор Г. В. Свиридов вас увидел, он бы вас непременно похвалил. Давайте мы с вами попробуем ненадолго стать композиторами. Детский марш превратим в солдатский. Как это сделать, давайте подумаем вместе.

Д. Нужно играть громко, твердо.

У. А почему?

Д. Солдаты шагают твердым, четким шагом, поэтому им нужна такая же музыка.

(дети отстукивают ритм марша по столу кулачками под музыку).

У. Теперь помогите мне превратить ваш марш в кукольный. Что мне для этого нужно сделать?

Д. Играть легко и высокими звуками.

(дети "шагают" пальчиками по ладошке под музыку "кукольного" марша).

У. А сейчас я хочу проверить, как вы внимательно умеете слушать музыку. Я сейчас сыграю "Веселый марш" от начала до конца, но буду превращать его, то в кукольный, то в военный. А вы выполняйте движения в характере музыки.

(исполнение учителем в разных регистрах).

У., Так как же мы сумели превратить наш марш в разные марши?

Д. Мы изменяли громкость и высоту.

Фрагмент урока с включением пьесы "Перед сном"

У. Ребята, послушайте музыку и скажите, какой "кит" у нас сегодня в гостях? (играет).

Д. Песня.

У. А мы сможем ее спеть? Как?

Д. Ее можно спеть "а-а-а" или с закрытым ртом.

У. А что под такую музыку можно делать?

Д. Можно укачивать любимую игрушку.

У.А почему вы так решили?

Д. Она плавная, спокойная, убаюкивающая.

У. А вы знаете, как называется песня, под которую можно укачивать малыша?

Д. Такая песня называется колыбельной.

У. А кто на Земле поет самые красивые колыбельные песни?

Д. Красивее всех на Земле колыбельные песни поет мама.

У. Каким голосом мама поет песенку своему малышу?

Д. Она поет ласковым, нежным, мягким голосом.

У. Видите, ребята, наша колыбельная песенка без слов, а вы догадались, что под нее можно засыпать. Эту музыку сочинил композитор Г. В. Свиридов.

В тему второй четверти 1 класса в теме "О чем говорит музыка" можно включить пьесу "Дождик" из фортепианного "Альбома пьес для детей" Г. В. Свиридов. На примере этого произведения ребята смогут убедиться в том, что музыка может изображать многое, в том числе звуками передать капанье теплого летнего дождика, легкое дуновение ветерка, свет от восходящего солнца. Восприятие этой пьесы обязательно вызовет у ребят чувство любования красотой природы, игрой ее красок и звуков.

2 класс, 2 четверть "О чем говорит музыка?"

У. Я вижу, у вас хорошее настроение. Отчего оно такое?

Д. На улице хорошая погода.

Д. Как вы думаете, у природы бывает плохое настроение?

Д. Да.

У. Что тогда происходит?

Д. Природа плачет, идет дождь.

У. Я вам сейчас исполню пьесу, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем она, какое в ней настроение?

Г. В. Свиридов "Дождик" (слушание).

Д. Настроение веселое, похоже на дождик.

У. А это дождик или дождь?

Д.Дождик, потому что он не сильный, а легкий. Капельки мелкие, теплые и блестят.

У. А почему вы решили, что капельки блестят?

Д. Потому что светит солнышко. Музыка яркая.

У. А давайте послушаем еще раз, всегда ли у нашего дождика было хорошее настроение?

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

Д.В середине слышно, как дождик пошел сильнее. Он забарабанил по крыше. Наверное, подул ветер.

У. Почему вы так решили?

Д. Музыка зазвучала громко. А потом ветер умчался, а дождик закончился.

У. А что же случилось в природе, что произошло?

Д. Она умылась и стала еще красивее. Воздух стал свежее. Можно идти гулять.

У. Вам понравилась эта музыка? Ее написал композитор, Г. В. Свиридов. Он очень любил свою Родину, русскую природу. Всегда любовался ею. Решил рассказать об этом всем людям и сочинил такую интересную пьесу. Нарисуйте дома картинки и расскажите в них о том, что услышали в этой музыке.

3 класс, 2 четверть "Интонация"

Мы предлагаем включить две пьесы Г. В. Свиридова - "Попрыгунья" и "Упрямец". Этот урок можно провести по аналогии с третьим уроком этой четверти, когда дети слушают "Три подружки" Д.Б. Кабалевского. На примере этих пьес закрепляется понимание и различение характера музыки, и воспитываются положительные личностные качества у учащихся.

4 класс, 1четверть "Музыка моего народа"

Можно предложить учащимся послушать произведение "На зеленой, на лужайке" из хоровой поэмы "Ладога" на стихи А. Прокофьева. Это яркое, праздничное сочинение. В нем песенность теснейшим образом связана с народными истоками, этой вечно живой стихией, без которой ни один подлинно национальный художник себя не мыслит. В этой части поэмы композитор мастерски, виртуозно изобразил в хоре игру на любимом в народе инструменте - балалайке. Но стремление передать приемы инструментальной игры - не самоцель. Композитор поэтизирует балалайку - непременную спутницу всех деревенских праздников, народных гуляний, привлекающей своей простотой, спонтанно выплескивающейся эмоциональностью, яркостью. Сам Г. В. Свиридов в юности играл на балалайке-секунде в клубном оркестре народных инструментов.

У. В первом классе мы с вами называли дерево-символ нашей России. Что это за дерево?

Д. Это дерево - береза.

У. А знаете ли вы, что есть еще и инструмент, который называют музыкальным символом нашей родины?

У. На прошлом уроке мы слушали музыку и даже "играли в оркестре". Как эта музыка называется?

Д.Она называется "Светит месяц".

У. Какому народу она принадлежит?

Д. Это русская народная песня.

У. А на каких инструментах мы "играли"?

Д. На баяне и на балалайке.

У. Так вот балалайка - это и есть тот самый музыкальный символ России. Сначала балалайка была двухструнная, а потом к ним добавили еще одну струну. Все на Руси от мала до велика, знают, как на ней играют: бренчат указательным или большим пальцем правой руки. И вот уже почти триста лет без нее не обходится ни одно гулянье в деревне. Но случалось, что этот простой инструмент веселил и царственных особ. У нашего народа это один из самых любимых инструментов, потому и называют ее балалаечкой.

Балалаечка играет,
Балалаечка поет,
Балалайке ножки сделать -
Балалаечка пойдет!

Так пели-прославляли этот инструмент в народе.

Известный вам Г. В. Свиридов в юности играл в оркестре на балалайке, а когда окончил консерваторию и стал композитором, сочинил замечательное произведение, которое посвятил этому инструменту и название "На зеленой, на лужайке".

СЛУШАНИЕ "НА ЗЕЛЕНОЙ, НА ЛУЖАЙКЕ" из вокально-хорового цикла "КУРСКИЕ ПЕСНИ"

У. Изменила музыка ваше настроение?

Д. Стало весело, даже плясать захотелось!

У.А это музыка инструментальная или вокальная?

У. Вы заметили, какой инструмент аккомпанировал?

У.Послушайте еще раз очень внимательно и скажите, был ли здесь инструментальный аккомпанемент?

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ.

Д. Нет, здесь пел хор, а вместо балалайки пели: "Тренди - бренди".

У. Хочу заметить вам, ребята, что слова в этом произведении подлинно народные. Есть такое слово "аутентичные", значит подлинные. Г. В. Свиридов очень любил свой народ, свое Отечество, часто ездил на свою "малую Родину" в Курскую область, слушал, с какой любовью там пели про балалаечку, и написал такую интересную музыку. Он мечтал познакомить с песнями Курской области как можно больше народа. Мечты его сбылись. Его произведения очень часто звучат и по телевидению, и по радио, и в концертных залах в разных городах нашей необъятной Родины.

5 класс, 4 четверть, "Можем ли мы услышать живопись?

На четвертом уроке ребятам предлагается послушать пьесу из "Альбома фортепианных пьес для детей", которая называется "Звонили звоны". На этом уроке после "вслушивания" в картину И. Левитана "Вечерний звон" и небольшой рассказ о мастерах колокольных дел, можно предложить ребятам послушать музыку Г. В. Свиридова.

После "вслушивания" в картину И. Левитана "Вечерний звон":

У. Вы сами когда-нибудь слышали колокольный звон? Где его можно услышать "вживую"?

Д. Колокольный звон можно услышать в церкви, перед богослужением.

У. Русь с незапамятных времен славилась колокольными звонами. Они появились на Руси в середине IХ века и стали неотъемлемой частью церковных обрядов. Кроме того их звон служил сигналом тревоги при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны колокольные звоны помогали путникам найти дорогу к жилью. Вспомните, в каких произведениях мы с вами уже слышали колокольные звоны?

Д. Хор "Вставайте, люди русские" из кантаты С. С. Прокофьева "Александр Невский", "Рассвет на Москве - реке", М. П. Мусоргского.

У. Сегодня мы с вами послушаем музыку хорошо вам известного композитора Г. В. Свиридова. Будьте внимательны и скажите, о каких событиях, радостных или печальных рассказывает это произведение?

СЛУШАНИЕ.

Д. Эта музыка говорит о чем-то грустном, и даже тревожном.

У. А как музыка передает состояние тревоги?

Д.Она громкая, тяжелая, резкая, острая. Как - будто каждый звук отдельно вызванивают.

У.Вы были очень внимательны, и потому правильно подметили настроение в этом произведении. Ведь даже в самом начале, когда звучит одна мелодия, в ней уже чувствуется встревоженность, напряженность.

У. А сейчас послушайте еще раз и скажите, когда начинают звонить маленькие колокола, характер музыки становится спокойнее?

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

Д. Нет, музыка не становится спокойнее. Маленькие колокольчики звучат пронзительно, напряженно. От этого становится еще горестнее на душе.

У. Я с вами согласна. Колокола звучат очень взволнованно. Они перебивают друг друга, словно стараются поскорее оповестить людей о чем-то важном, но печальном. Они хотят предупредить кого-то о тревожном событии.

У. А теперь давайте подумаем, к какому произведению по характеру "Звонили звоны" ближе?

Д. Они близки по характеру Хору "Вставайте, люди русские".

6 класс, 1 четверть "Преобразующая сила музыки"

Здесь урок строится полностью по аналогии с уроком, предложенным в программе. Для слушания мы рекомендуем сразу два произведения Г. В. Свиридова: "Соловей мой смутный" из вокального цикла "Курские песни" и "Военный марш" из Музыкальных иллюстраций" к повести А. С. Пушкина "Метель".

В самом начале урока "из тишины" звучит песня "Соловей мой смутный" из вокально-хорового цикла "Курские песни" и "Военный марш" из "Музыкальных иллюстраций" Г. В. Свиридова..

У. Когда вы слушали музыку, я очень внимательно на вас смотрела.

Во время звучания первого произведения вы сидели очень тихо и слушали музыку, задумавшись. Почему? О чем эта песня?

Д. Эта песня о тяжелой судьбе женщины в старой русской деревне.

У. Девушку выдавали замуж против ее воли не за того, кого она любила, а за богатого. Жила она там, как птица в клетке: и богатство есть, да счастья нет. В неволе и жизнь не в радость. Вы обратили внимание на темп и лад в этой песне?

Д. Темп медленный, лад минорный, а музыка - очень плавная.

У. Почему композитор использует эти средства выразительности?

Д. Чтобы глубже передать содержание и выразить свое отношение к происходящему.

У. Удалось музыке изменить ваше настроение?

У. Похожа песня на русскую народную?

Д. А разве она не русская народная?

У. Нет, ее сочинил Г. В. Свиридов. Он у себя на родине в Курской области слышал в детстве очень много народных песен. А когда стал композитором, то сам стал сочинять песни в народном стиле. У него это замечательно получалось. А второе произведение? Вы заметно оживились, когда оно звучало. Почему?

.Здесь совсем другое настроение, другой характер музыки. Это военный марш. Защитники Отечества возвращаются с победой.

У. Какое настроение вызвал у вас марш?

Д. Приподнятое, праздничное.

У. Каким интонациями наполнена музыка?

Д. Интонациями решительными, торжественными, приподнятыми.

7 класс 1 полугодие "Музыкальный образ"

Мы предлагаем включить первую часть музыкального произведения "Зимнее утро" из вокально-хорового цикла "Пушкинский венок". Это произведение ярко рисует образ русской природы, ее бодрящую зимнюю свежесть и красоту.

7 класс, 4 четверть "Великие наши "современники"

Мы предлагаем один из уроков (по выбору учителя) посвятить

слушанию и анализу маленькой хоровой кантаты на стихи Б. Пастернака "Снег идет". Старшие школьники уже способны "по-взрослому" оценить значение времени в жизни человека, им уже в полной мере может открыться философский смысл поставленных композитором и поэтом задач.

У.Ребята, в пятом классе мы слушали и исполняли музыку "Поет зима, аукает" Г.В.Свиридова. Теперь вы уже в седьмом классе у вас накоплен большой опыт, и я хочу предложить вам "сочинить" музыку на стихи поэта Бориса Пастернака. С творчеством этого поэта вы более глубоко познакомитесь в 10 классе. Его поэзия очень глубокомысленная, философская, она заставляет задумываться над многими серьезными проблемами жизни.

Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в тумане
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятенье,
Все пускается в полет -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет:

У. В каком характере вы бы сочинили музыку на эти поэтические строки?

У. Где мелодическая линия будет более развита?

У.А какую бы вы сочинили мелодию на многократно повторяющиеся слова?

У. Кто сможет попробовать спеть мелодическую импровизацию на этот поэтический текст?

У. Эти стихи прочел однажды Г. В. Свиридов. С его творчеством мы знакомились с первых уроков еще в первом классе. Давайте вспомним некоторые его произведения.

(исполнение учителем на фортепиано фрагментов произведений "Веселый марш", "Колыбельная песенка", "Дождик", в записи "На зеленой, на лужайке", "Военный марш", "Мороз и солнце").

У. Сегодня познакомимся с одной из частей "Маленькой кантаты" на стихи Б. Пастернака "Снег идет" ( слушание).

У. Какое впечатление произвела на вас музыка? Почему? Как она звучит?

Д. Как бы вполголоса и медленно, будто падает снег.

У. Кто исполняет это произведение?

Д. Женский хор.

У. А какую выразительную роль здесь играет чередование партий женского хора: альты - сопрано?

Д.У сопрано музыка прозрачная, а у альтов таинственная. Когда они сменяют друг друга, ты словно впадаешь в состояние гипноза.

У. Вы обратили внимание на то, как звучит аккомпанемент?

Д. Завораживающе, сказочно! И в то же время одухотворенно.

У. Только ли это пейзаж зимней природы?

Д. Нет, это не только картина снегопада. Это время, которое невозможно остановить, оно бесконечно.

У. Это изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества. Как вплетается творчество во время? Как проходят годы, бесстрастным снегопадом или осмысленно, как "слова в поэме"? Пейзаж, такой знакомый всем нам с детства претворен в этом произведении поэтом и композитором, как мысль о предназначении художника.

Приложение.