Использование методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения) на занятиях с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения;
  • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

Приемы и методы ТРИЗ и РТВ:

  • СО: игра “Волшебная лесенка”; игра “Теремок”;
  • Противоречие: игра “Хорошо-плохо”;
  • АРИЗ: игра “Письмо SOS”;
  • ВПР: игра “Маша-растеряша”;
  • Систематизация: игра “Теремок”, “Да-нет-ка” (начальный этап);
  • Определение функции: игра “Обзывалочки”, “Составление загадки”;
  • ММЧ (Метод маленьких человечков): физминутка “Маленькие человечки”;
  • МФО (Метод фокальных объектов): “Новый велосипед”;
  • МЯ (Морфологический ящик): рисунок “Новый транспорт”.

Ход занятия

Воспитатель (В). - Ребята, к нам сегодня на занятие придет гость, кто он, попробуйте угадать в игре “Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать.

Дети (Д).

- А может это пчелка?
- Это муха?
- Это бабочка?
- Может это паучок?
- А может это жук?

В. - Нет, это не насекомое.
Д. - Может это платье?
В. - Нет, это не одежда.
Д. - Может это часы?
В. - Нет, это не часы.
Д. - Может это какой-то зверек?
В. - Нет, это ни зверь.
Д. - Может это люди?

В.

- Да, это человек. Но кто это? Я вас с ним знакомлю. Он уже давно сидит в теремке и ждет отгадаете вы его или нет.
- Кто это?

Д. - Карлсон.
В. - Что же у него жужжало?
Д. - ПропеллеР.
В. - Как вы думаете, как он у нас появился?
Д. - Прилетел.
В. - На чем он прилетел?
Д. - На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел.
В. - Значит, он сам на себе прилетел. Как вы думаете, он сказочный герой или нет – реальный?
Д. - Сказочный. Он есть в мультике.
В. - Он сказочный герой. Он может сам разговаривать?
Д. - Нет.
В. - Тогда можно я за него буду говорить?
Д. - Да.

Карлсон (К) - Здравствуйте, ребята. Вот вы сказали, что я сам на себе прилетел. А на чем еще я мог прилететь?

Д. - На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
В. - Как это все одним словом можно назвать?
Д. - Транспортом.
К. - Что такое транспорт?
Д. - Это машины. Это предметы всякие-превсякие. Это часть машины.
В. - В какой игре мы можем рассказать все-все про транспорт?
Д. - “Волшебная лесенка”.
В. - Карлсон, мы тебе все расскажем в “Волшебной лесенке” про транспорт. Сейчас мы ее начертим.

6. Надсистема 3. Надсистема 9. Надсистема
4. Прошлое системы 1. Система 7. Будущее системы
5. Подсистема 2. Подсистема 8. Подсистема

В. - Мы с вами рассматриваем транспорт. На какую ступеньку мы его поставим.
Д. - На серединку.
В. - Как можно обозначить весь транспорт? Что есть общего во всех видах транспорта?
Д. - Руль. Колесо. Сиденья.
В. - Давайте нарисуем руль. Куда мы теперь идем?
Д. - Вниз.
В. - Что мы здесь нарисуем? Какие виды транспорта вы знаете. Части?
Д. - Железнодорожный (зарисовывают дети). Воздушный. Водный. Гужевой.
В. - Куда мы теперь пойдем?
Д. - Наверх.
В. - И расскажем частью чего является наш транспорт.
Д. - Частью машин.
В. - Частью всех машин, которые кто придумался?
Д. - Люди.
В. - Как можно все-все машины обозначиться?
Д. - Буквой М. Шины. Ш нарисовать.
В. - А сейчас куда мы пойдем?
Д. - Налево.
В. - Что мы расскажем здесь?
Д. - Что было раньше. Его не было. Его начертили. Сделали.
В. - А давным-давно, когда жили древние люди, был транспорт?
Д. - Не было. Были домашние животные.
В. - Какие? На чем ездили?
Д. – Олени. Собаки. Лошадь. Верблюд
В. - Как одним словом этот транспорт назвать?
Д. - Гужевой. (зарисовывают )
В. - Куда теперь пойдем.
Д. - Вниз.
В. - Что мы теперь расскажем?
Д. - Что у него есть. Голова. Туловище. Шея. Ноги. Глаза, уши, нос, рот, копыта, хвост..
В. - Теперь куда пойдем по лестнице?
Д. - Наверх.
В. - Где мы его встретили?
Д. - На улице. Рядом с человеком.
В. - Теперь идем куда?
Д. - Направо.
В. - Что потом будет с транспортом?
Д. – Состарится. Сломается. Новый сделают.
В. - А какой новый? Как вы думаете, он будет лучше или хуже, чем был?
Д. - Лучше.
В. - То, что было плохого в транспорте, его будет меньше, а что было хорошего - станет больше. А что плохого в транспорте? Чего будет мало?
Д. - Транспорт может задавить, упасть в яму, выходит вредный газ, нечем дышать, они сталкиваются, он ломается.
В. - А теперь давайте подумаем, что же хорошего останется в транспорте?
Д. - Не будет давить. Не будет вредного газа. Можно на нем покататься. Перевозить людей. Если устал, можно ехать.
В. - Значит, ребята, транспорт, это хорошо, потому что на нем можно ездить, перевозить грузы, и транспорт – это плохо, потому что ... на нем сталкиваются, есть в нем вредный газ. А как же человеку будущего передвигаться и перевозить грузы?
Д.- Надо надеть волшебные сапоги. На ковре-самолете. Надо чтобы человек сам стал транспортом: надел лыжи и сам поехал.
В. - А что надел Карлсон? Что ему помогло передвигаться? На чем у него пропеллер?
Д. - На спине. На кофте. На одежде.
В. - Вот у него такая волшебная одежда: и не вредно, и не опасно, и деньги не надо платить, куда захотел, туда и поехал.
К. - Как, мне понравилась ваша игра! Откуда вы ее знаете?
Д. - Это гномик нас научил.
К. - А откуда этот гномик?
Д. - Из волшебной страны ТРИЗ. Он прилетел к нам.
К. - Давайте еще поиграем в игры, которые он вам принес.
В. - Карлсон, раз у нас сегодня разговор о транспорте, то и играть мы будем тоже с транспортом. Сначала поиграем в “Машу-растеряшу”. Пусть Карлсон будет Машей-растеряшей.
К. - Ой!
Д. - Что с тобой?
К. - Потерял.
Д. – Что?
К. - Лодку. На чем я теперь буду...
Д. - Плыть.

На корабле. На лодке подводной. На самолете. На бочке. На палочке. На деревяшке. Досточке.

В костюме. Самому плыть. На спине. В горшочке. На пароходе. На мячике.

В. - А теперь давайте поиграем в “Теремок”. Карлсон будет у нас автобусам. Живет в теремке автобус. Едет мимо “Волга”.
Ребенок (Р). - Автобус, пусти меня в теремок.
К. - Скажешь, что у нас общего, пущу.
Р. - У нас есть колеса.
К. - Заходи.
В. - Вот живут они вдвоем, едет мимо электричка.
Р. - Автобус, пусти меня в теремок.
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.
Р. - У нас есть руль.
Д. - Заходи.
В. - Живут они втроем. Плывет мимо корабль.
Р. - Автобус, пусти меня в теремок.
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда пустим.
Р. - У нас есть кабина.
К. - Заходи.
В. - Летит мимо вертолет.
Р. - Автобус, пусти меня в теремок.
Д. - Скажешь, что общего, тогда зайдешь.
Р. - У нас с вами есть окошки.
В. - Живут они вместе. Едет мимо мотоцикл.
Р. - Автобус, пусти меня в теремок.
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим, не скажешь, не впустим.
Р. - У нас есть дверь.
В. - Есть у нас у всех дверь?
Д. - Нет.
Р. - У нас есть значки.
Д. - Заходи.
В. - Едет мимо велосипед.
Р. - Автобус, пусти меня в теремок.
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.
Р. - У нас есть колеса.
Д. - У корабля нет. Это уже было.
В. - Что у нас общего? Для чего мы?
Д. - Чтобы перевозить людей?
Р. - У нас есть сиденье.
В. - Молодец, заходи к нам.
К. - Спасибо, ребята, поиграл я с вами в Теремок. А еще я знаю, что вы можете обзываться. Я тоже люблю. Давайте обзовем с вами мотоцикл.
Д. - Ехалка, смотрелка, журчалка, остановилка, стопалка, спалка, трещалка, прыгалка, бегалка, догоняшка, задавилка, пищалка.
В. - А теперь давайте поиграем с Карлсоном в человечки. Вы будете человечками, которые живут в разных частях транспорта. Юля будет называть части транспорта, а вы будете показывать, какие там живут человечки.
Р. (Юля) – Окно, руль, бензин, сиденье, труба.
В. - Помощник нужен.
Р. - Крыша, колесо, масло.
К. - Спасибо за игру.
В. - Карлсон, ребята умеют не только играть, но и фантазировать, придумывать. Давайте придумаем велосипед. Придумаем такой велосипед, которого еще никогда не было. Назовите мне любые слова, но не о транспорте.
Д. - Хвост, лапки, уши, рога, голова. Деньги, лестница, цветок, книга.
В. - Давайте выберем слова “книга” и “деньги”.
В. - А теперь придумаем слова, которые отвечают на вопрос: “Какой?”. Вот книга - какая?
Д. - Твердая, бумажная, сердечная, мягкая, красивая, блестящая, нежная.
В. - Теперь придумаем слова к слову “деньги”. Какие они?
Д. - Красивые, желтые, блестящие, шоколадные, расписанные, дружные.
В. - Теперь давайте подставим к слову велосипед слова “сердечная” и “расписанные” Сердечный велосипед. Закройте глазки. Представьте, какой он, для кого, как выглядит, что умеет делать?
Р. - Сердечный возит только хороших людей. А если сядет плохой человек, он превратит его в хорошего.
Р. - Он будет возить стареньких. Стареньким тяжело крутить педали, так он им поможет. Он сам будет крутить. Надо только держать руль.
Р. - Будет возить мам, пап - уставших. Если сел уставший - он сам поедет. А этот человек отдохнет.
Р. - Будет возить родных, близких, принцессу.
В. - Давайте придумаем велосипед расписной. Какой он?
Д. - Разноцветный. Блестящий. Возит красивых людей, делает их красивыми. Оранжевый, голубой, черный.....
В. - А может он быть таким: захотел ты, чтобы он сегодня был красным, а завтра захотел... Голубым. Он будет менять цвета.
В. - Видите, какой мы с вами интересный велосипед придумали.
К. - Ребята, а я еще люблю загадки.
В. - А мы умеем их еще и сочинять. Что для этого нужно?
Д. - Подумать.
В. - Давайте, разделим доску на две половинки и сочиним загадку про поезд. Hа первой половинке запишем, что он умеет делать?
Д. -

Ездит;
Гудит;
Возит людей.

В. - Какой из транспорта делает тоже самое – запишем на второй половинке. Какой транспорт ездит?
Д. - Машина. Автобус.
В. - Какой транспорт может гудеть?
Д. - Электричка.
В. - Какой транспорт возит людей?
Д. - Самолет.
В. - Теперь соединяем обе части. Помогайте мне:

Ездит, но не машина
Гудит, но не электричка
Возит людей, но не самолет.

В. - Ребята, когда Карлсон летел к нам, почтальон передал ему письмо (показывает конверт с надписью “SOS” и рисунком – самолет).
Д. - Это называется помогите, письмо “SOS”.
В. - Как вы думаете, кто просит о помощи?
Д. - Летчик.
В. - Я вам прочитаю письмо и мы подумаем, что написать в ответе, как помочь (читает письмо).

Рядом с аэродромом часто селятся птицы и они очень мешают полетам, потому что могут сталкиваться с самолетом, а это может привести к гибели и птицы и самого самолета с пассажирами. Как быть? Как помочь?

Д. - Надо их отогнать, поймать, привязать их, всех переловить, а потом выпускать, когда самолет взлетит. Отогнать, когда самолет разгоняется.
В. - Пусть нам поможет гномик. (Показывает рисунок гнома: с одной стороны – “доброго”, с другой – “злого”). Как его зовут?
Д. - Противоречье.
В. - Птицы на аэродроме это хорошо, почему? (поворачивает гномика "хорошей" стороной).
Д. - Им нравится.
В. - Да, они живут там, где им хочется. И птицы на аэродроме плохо, почему? (поворачивает гномика "плохой" стороной).
Д. - Могут столкнуться.
В. - Теперь давайте другого гномика послушаем. Как его зовут? (Показывает куклу-гнома)
Д. - ИКАЭР.
В. - Что он нам подскажет'?
Д. - Птицы должны сами захотеть улететь с аэродрома.
В. - Вот теперь давайте подумаем, как же сделать, чтобы птички не хотели летать на аэродроме. Из-за чего?
Д. - Они испугаются яркого неба и улетят к себе.
В. - Они могут чего-то испугаться. Чего?
Д. - Чучело, шума, собаку поставить, лису – она их съест.
В. - Вот хорошо будет лисе, а птицами?
Д. - Птицам плохо.
Д. - Надо им сказать, чтобы они туда не летели.
В. - Мы им можем сказать по-птичьи?
Д. - Нет.
В. - А кто может?
Д. - Птицы.
В. - Можно записать голос птицы, которая кричит: “Не летите туда, там опасно”. Птицы услышат, и не захотят туда лететь. Мы запишем ваши предложения и отправим летчикам.
В. - А мы можем придумать такой транспорт, какой может и летать, и ездить, и плавать? Как?
Д. - Надо соединить части разных видов транспорта и тогда он будет и ездить, и плавать, и летать.
В. - Сейчас наше занятие подходит к концу, но у нас еще много гостей, давайте нарисуем им на память о нашем занятии такой транспорт, который может и плавать, и ездить, и летать.