Пояснительная записка
Главная цель общения людей - правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л. Н. Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.
Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения (см. схему «Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры»). В условиях современного мира это особенно актуально.
Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов:
- эмоциональная культура, или культура чувств;
- культура мышления;
- культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом вузовского и частично школьного обучения.
Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъекта речи), его речь -языковые способности и личностные свойства.
Приведенное определение включает в себя широко распространенное представление о культуре речи как следование нормам литературного языка, умение обеспечить точность, доходчивость, ясность речи, умение отбирать словесные средства для общения.
Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным: культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. В приведенном понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающихся представлений. Это значение термина «культура речи» оказывается близким значению термина «культура языка».
Для того чтобы стали возможны анализ и оценка высказываний, текстов с точки зрения культуры речи (в объективном значении этого термина), с точки зрения соответствия речи ее коммуникативным качествам, выработаны соответствующие научные представления: понятийный аппарат, методика исследования и т. п. - все то, что составляет основу познания данной области науки. Поэтому употребление термина культура речи в связи с разработкой определенной научной проблематики выявляет третье его значение, которое называют гносеологическим: культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи. Учение о культуре речи тесно связано с ораторским искусством, риторикой.
Социальная задача данного курса - воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. Первая часть этой задачи - субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая -исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, поддержания и пропаганды норм литературного языка. В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это в 10 классе поможет курс «Секреты хорошей речи»
В данной программе центральную часть представляет раздел о грамматических нормах, а также нормах произношения современного русского языка.
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развернутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:
- систематизировать, закрепить и расширить знания о культуре речи;
- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка;
- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;
- развитие коммуникативных навыков, способствующих умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Тему курса считаю актуальной, т.к. речь современного школьника бедная, скудная, чаще всего стилистически неправильно оформлена. Это происходит потому, что ни школьная, ни вузовская программы не занимаются формированием навыков и умений, связанных с построением т распознаванием фигуральной речи.
Гипотеза: я считаю, что если научить ребёнка правильно использовать богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, то можно сделать его речь богаче, выразительнее и избежать использования стилистических ошибок в устной речи учащихся.
Успешно реализованный курс обеспечит умение работать в команде, проектное мышление, аналитические способности, коммуникативные компетенции, компетенции, толерантности, с также способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Программа рассчитана на 17 часов
Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий - памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.
Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции.
Содержание программы
Введение 1 час
Значение культуры речи в жизни общества. Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.
Информативная насыщенность речи 1 час
Главное назначение речи - быть средством общения, передавать нужную информацию. Условия, от которых зависит содержательность речи. Многообразие форм подачи материала.
Многословие (речевая избыточность) и пустословие. Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.
Логичность речи 1 час
Логичность как важнейшее условие речи. Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок.
Точность, ясность и простота речи 1 час
«Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово» (В. Г. Белинский). «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Причины неясности высказывания. Редактирование текста.
Богатство речи 5 чаcсов
Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности. Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное). Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова.
Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова -антонимы. Оксюморон. Антифразис. Созвучные слова - паронимы.
Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.
Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний имен существительных. Возможности варьирования глагольных форм.
Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Правильность речи 6 часов
Понятие нормы литературного языка. Правильный выбор слова. Требования лексической сочетаемости. Морфологические нормы. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Варианты падежных окончаний существительных. Единственное и множественное число существительных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.
Литература для учителя и учащихся
- Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
- Головин, Б. Н. Основы культуры речи. - М, 1980.
- Головин, Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. - М.: Высшая школа, 1988.
- Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.
- Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. - М, 1997.
- Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № 3, 7, 8.-2000; № 1-2001.
- Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М, 1986.
- Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классах. - М, 1989.
- Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.
- Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. -М.: Высшая школа, 1989.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Основное содержание | Форма занятия | |
1. | Введение | 1 | Значение культуры речи в жизни общества. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды. | Л | |
2. | Информативная насыщенность речи | 1 | Главное назначение речи - быть средством общения, передавать нужную информацию. Многословие и пустословие. Плеоназм. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная | Л | |
3. | Логичность речи | 1 | Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок. | К | |
4. | Точность, ясность и простота речи | 1 | Причины неясности высказывания. Редактирование текста. | Л | |
Богатство речи (5 чаcсов) | |||||
5. | Многообразие значений слов. | 1 | Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное). | Л | |
6. | Синонимическое богатство русского языка. | 1 | Градация. Контрастные слова -антонимы. Оксюморон. Антифразис. Созвучные слова - паронимы. | Л | |
7. | Разнообразие способов словообразования. | 1 | Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели. | К | |
8. | Многообразность лексики | 1 | Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур. | К | |
9. | Многообразие синтаксических конструкций. | 1 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | П | |
Правильность речи (6 часов) | |||||
10. | Понятие нормы литературного языка. | 1 | Правильный выбор слова. Требования лексической сочетаемости. | Л | |
11. | Морфологические нормы. | 1 | Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода. | П | |
12. | Особенности в склонении некоторых существительных. | 1 | Варианты падежных окончаний существительных. Единственное и множественное число существительных. | К | |
13. | Особенности построения простых предложений. Формы управления. | 1 | Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения и приложения. | К | |
14. | Формы управления. | 1 | Употребление обособленных оборотов. Конструкции с отглагольными существительными. Правила употребления сложных предложений. | К | |
15. | Произносительная система современного литературного языка. | 1 | Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств. | П | |
16–17. | Итоговая конференция | 2 |
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:
Л – лекция
К – комбинированное занятие
П – практическая работа