Воспитание незрячего ребенка в семье

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


“Чем больше деятелен ребенок, чем больше он бегает,
работает, играет – тем лучше он спит после этого, тем
лучше он растет, тем свежее и бодрее он будет телом и духом”.

Я.А.Коменский “Материнская школа”.

Во многих семьях, как правило, щадя детей с неполноценным зрением, большинство родителей создают излишне щадящий режим, окружают чрезмерным вниманием и опекой, все делают за ребенка, освобождают его от домашнего труда и самых простых обязанностей, заласкивают свое “чадо”. В результате подобного воспитания дети обнаруживают беспомощность и в повседневной жизни, и в игровой деятельности со сверстниками, воспитываются эгоистами.

Незрячие и слабовидящие дети сидят и лежат, и очень мало двигаются, ходят и, тем более, бегают. “Как же ребенку двигаться – скажете вы, если он ничего не видит? А вдруг натолкнется на что-нибудь и ушибется, или вообще упадет и ударится?” Родители ограждают ребенка от посильных, доступных ребенку движений и действий (“не бегай быстро”, “не бери сам”, “не упади”). Незаметное постоянное ограничение ребенка в движениях может привести к тому, что у малыша складывается образ окружающего мира как чего-то опасного, страшного, в котором лучше не проявлять активность, а сидеть смирно в углу и раскачиваться.

Родители, бабушки и дедушки считают, что они воспитывают и развивают своих незрячих и слабовидящих детей, когда рассказывают сказки, читают книги. А еще можно включить говорящую книгу, сказку или телевизор. В силу своей занятости и бытовых проблем, это самый доступный способ занять и хоть как-то развивать ребенка.

Родители допускают большую ошибку – одностороннее развитие ребенка со зрительной патологией. Это приводит к диспропорциям в формировании некоторых взаимно сопряжённых функций, таких, как непосредственное чувственное восприятие объектов и словесное их обозначение, интеллектуальное развитие и физическое.

О том, какую роль оказывают движения на развитие незрячего ребёнка, родители задумываются не всегда. Движения являются основой подвижности и проявляются во всех видах мышечной деятельности, оказывают благоприятное воздействие на весь организм и все системы ребенка. Именно от движения и физического развития зависит дальнейшая жизнь незрячего человека.

Физически не развитый незрячий ребенок, в дальнейшей самостоятельной жизни, сталкивается с очень большими для себя трудностями в бытовой и трудовой деятельности. Ребенку трудно наклониться, присесть и надеть обувь или завязать шнурок, поднять упавшую вещь, ходить по ступенькам, поднять таз с водой и присесть над тазом для мытья. Ослабленные руки малыша не позволяют самостоятельно застегивать пуговицы или молнии. У ребенка наблюдается повышенная утомляемость, устает рука во время письма и т.д.

Изучение человеческого организма показало, что основой моторной деятельности человека является органическая потребность в движениикинезофилия. Мышечная деятельность и нервная система являются биологическими аккумуляторами энергии. На этой основе возникла и сформировалась ведущая роль моторики двигательного аппарата в рефлекторном взаимодействии систем организма.

Разносторонняя и полноценная трудовая деятельность частично удовлетворяет естественную потребность в движениях. И если кинезофилия полностью не реализуется в трудовой деятельности, то необходимы другие формы моторной деятельности – физические упражнения.

Однако у детей с утратой зрения двигательная активность значительно ниже.

Потеря зрения, прежде всего, отражается на нервной системе. Значительно нарушается баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что неблагоприятно сказывается на моторике незрячего.

При нарушении зрения у детей возникают межсистемные функциональные отклонения – вторичные отклонения, в том числе и в двигательной сфере и физическом развитии.

Слепота вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. Снижается двигательная активность, затрудняется процесс формирования новых движений. В связи с этим у незрячих детей мускулы конечностей и туловища не укрепляются. Слабое развитие мышц туловища, отсутствие достаточно крепкого “мышечного корсета” предрасполагает к ряду нарушений физического развития, снижается функциональное состояние кардиореспираторной системы. Происходят нарушения в двигательной ориентировке, в способности максимального расслабления (скованность, напряженность).

В результате гиподинамии у незрячих и слабовидящих детей нарушаются осанка, походка, функция равновесия, координация, точность, скорость и ритм движений, развивается плоскостопие.

Эти нарушения отрицательно влияют на общее состояние различных органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, приводят к снижению работоспособности и повышению утомляемости. Наблюдается функциональная слабость миокарда и изменение ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного давления.

Незрячие малыши быстро устают даже после непродолжительной ходьбы. Многим детям присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, повышенной утомляемостью и нервным истощением.

Слепота и слабовидение являются причиной возникновения недостатков в формировании личностных качеств таких, как неуверенность в своих силах, отсутствие смелости, решительности, которые значительно снижают возможности слепых и слабовидящих детей в овладении двигательными умениями и навыками, имеющими важное значение для повседневной жизни и трудовой деятельности.

Каждый родитель должен помнить, что дальнейший успех вашего ребенка зависит от того, какое место вы отводите двигательной активности и физическому развитию и воспитанию дошкольника.

Правильно организованная коррекционно-воспитательная работа в семье, а в дальнейшем в школе предупреждает возникновение вторичных отклонений, а если они возникли – компенсирует нарушенные функции.

Прежде всего:

- Движения;
- Самообслуживание;
- Выполнение трудовых домашних обязанностей;
- Проведение прогулок;
- Общеразвивающие и специальные физические упражнения и игры;
- Подвижные игры позволяют:

  • Сохранять и укреплять здоровье;
  • Целенаправленно воздействовать на жизненно важные органы и системы детей с нарушениями зрения (нервную, мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную);
  • Способствуют коррекции недостатков физического развития;
  • Содействуют эффективному формированию двигательных навыков;
  • В процессе систематической работы, дети овладевают рядом жизненно необходимых навыков и умений;
  • Воспитываются положительные качества личности.

Причиной недостаточной подвижности незрячего ребенка является боязнь столкнуться с окружающими предметами.

Подвижность и ориентирование тесно связаны между собой:

- с одной стороны подвижность ребенка зависит от умения ориентироваться, а
- с другой, только достаточно много передвигаясь, незрячий может совершенствовать ориентировочные навыки.

Для развития подвижности существенное значение имеют:

Использование вспомогательных звуковых средств для ориентировки в свободной от препятствий зоне, т.е. ориентировка, основанная на функционировании слухового анализатора или выполнение движений на звук.

Звуковым ориентиром могут быть специальные звуковые устройства или предметы: “звуковой маяк”, мяч, браслет, колокольчик, бубен, игрушки.

Осуществлять передвижения на звуковой ориентир можно по прямой линии и по сложной траектории с постепенным увеличением расстояния до звукового сигнала. Звуковой ориентир может быть неподвижным (взрослый отходит на некоторое расстояние) и перемещающимся (взрослый передвигается, а ребенок, ориентируясь на звук, перемещается следом). Целесообразно проводить такие игры как: “Найди”, “Попробуй, догони”, “Перебежки”, “Перебеги в свой город”.

Создание приспособлений, при выполнении движений на которых, не требуется ориентировочной основы.

Это могут быть занятия с велосипедом-тандемом. Это два соединенных велосипеда, но один без задней, а другой без передней части рамы. Впереди сидит зрячий и управляет велосипедом, а позади – незрячий. Оба вращают педали и получают нагрузку.

Наиболее целесообразные физические упражнения, обогащающие двигательный опыт незрячих детей, – это ходьба, бег, прыжки и метание.

Ходьба является жизненно важным двигательным действием незрячего. Необходимо добиваться свободного передвижения ребенка без видимых признаков напряжения, в определенном темпе и ритме.

Необходимо чтобы положение тела было естественным, голова и туловище держались прямо, плечи развернуты и отведены назад, движения рук и ног согласованы. Можно проводить игры имитационного характера: “Как ходит медведь, зайчик, котенок, петушок, мышка, лошадка, утенок?”. Учить ходьбе с различными положениями рук (на поясе, на голове, перед грудью и т.п.).

Для формирования правильной осанки используют ходьбу с предметами (мяч, палка за спиной).

Для выработки ритмичной ходьбы – использовать хлопки в ладоши, бубен, свисток, музыкальное сопровождение и другие звуковые сигналы.

Для повышения скорости за счет увеличения темпа ходьбы – ходьба с согнутыми в локтях руками.

Для прямолинейной ходьбы применяется обычная ходьба и на носках “в коридорчике” – между длинными рейками или верёвками.

Незрячие дети трудно усваивают сочетание рук и ног в процессе ходьбы, допуская одностороннее их сочетание (при движении правой ноги вперед выносится правая рука и наоборот) – это нарушение координации рук и ног. Для исправления этого недостатка применяется одновременная ходьба взрослого и ребенка с держанием в руках длинных палок.

Работа нарушенных функций компенсируется упражнениями основной гимнастики, так как они воздействуют на все мышечные группы.

Исправлению нарушенной осанки способствуют силовые упражнения и упражнения общеразвивающего характера.

Мышечная работоспособность слабовидящих повышается с помощью прыжков, скоростного и умеренного бега, метения.

Но в основе развития двигательного аппарата дошкольника с нарушениями зрения, в умении ориентироваться в пространстве лежит игра. Подвижные и развивающие игры способствуют комплексному воздействию на организм, а положительные эмоции стимулируют функции всех основных систем организма.

Подвижные и развивающие игры.

  • Подвижные игры: “Кошки-мышки”, “Петух”, “У медведя во бору”, “Поезд”, “Воробушки и автомобиль”, Самолеты”, “Солнышко и дождик”, “Кто соберет больше грибочков”, “Перелет птиц”, “Поезд” и т.д.;
  • Играйте с ребенком в мяч. Лучше всего использовать звенящий мяч. Можно катать его, передавать друг друг , подбрасывать, бросать в корзину, сбивать предметы или ударять о стену и ловить его и т.д.;
  • Для развития равновесия учите ребенка ходить по узким дорожкам, веревке, бревну, мостику и т.п., проводите игры: “Паук и мухи”; “Не замочи ноги”, “Салки – ногу от земли” и т.д.;
  • Учите ребенка прыгать, подпрыгивать используя такие игры как: “Лягушки”, “С кочки на кочку”, “Кто выше”, “Достань яблочко”, “Достань до ладони”, “Перепрыгни через ручеёк”, “Воробушки”;
  • Для развития слухового восприятия используйте игры: “Где звенит колокольчик?”, “Догони мяч” (звенящий), “Узнай по голосу”, “Иди так, как я хлопаю” и т.д.

Немаловажным моментом является построение режима дня с учетом возраста и функциональных возможностей ребенка. Соблюдать режим необходимо точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма ребенка и поможет быстрее адаптироваться к школьной среде и школьному режиму.

Все образовательные задачи необходимо решать в часы подъёма умственной активности ребенка – с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение. Должен быть обязательный дневной сон (1–1,5 часа) и прогулка на свежем воздухе не менее 3–3,5 часов. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху ребенка.

Двигательный режим является обязательной составной частью общего распорядка дня.

  • Не допускайте, чтобы ребенок все время сидел или лежал.
  • Разрешайте ребенку как можно больше двигаться , ходить и бегать.
  • Не бойтесь, что малыш натолкнётся на предмет, ушибется или ударится, оступиться или упадет.
  • Пусть ребенок всё делает самостоятельно.
  • У ребенка обязательно должны быть домашние трудовые обязанности.
  • Создайте дома спортивный уголок, в котором малыш сможет лазать по лестнице, висеть на кольцах и турнике, кататься на качелях, прыгать на скакалке и т.д.
  • Ходите с ребенком на прогулки.
  • Играйте с ребенком в подвижные и развивающие игры.
  • Делайте с ребенком утреннюю зарядку.
  • Выполняйте специальные упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • Выполняйте упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
  • Выполняйте упражнения для развития дыхательной системы.
  • Во время занятий проводите физкультминутки.
  • Закаляйте ребенка.
  • Необходимо точно и неукоснительно соблюдать режим дня.

Соблюдайте принцип постепенного увеличения физических нагрузок:

  • Проводите разминку перед выполнением физических упражнений;
  • Необходим плавный переход от большой и средней интенсивности к состоянию покоя.

Таким образом, для полноценного развития ребенка, родители должны:

  • Организовать правильный режим двигательной активности,
  • Создать условия для максимальной подвижности малыша.

Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности.

Родителям следует воспитывать:

  • Самостоятельность;
  • Навыки личной гигиены;
  • Умение себя обслуживать;
  • Прививать культуру поведения;
  • Способствовать их общему развитию.

(Приложение 1)

Они должны, насколько это возможно, научить своего ребенка делать, понимать, знать то, что в этом возрасте является достоянием детей с нормальным зрением.

Для подготовки незрячего ребенка к школе необходимо:

Постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах:

  • Называть их;
  • Обращать внимание на их внешний вид;
  • Характерные признаки;
  • Свойства и особенности;
  • Указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения.

Предоставлять возможность для обследования предметов, вещей разных по форме, фактуре, назначению.

Создавать условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий, не мешать ребенку, если он сам захочет познакомиться с новым предметом.

Привлекать к выполнению простейших домашних дел:

  • Мыть посуду;
  • Подметать пол;
  • Поливать цветы;
  • Чистить овощи.

Это необходимо для расширения жизненного опыта и обогащения сюжетов для творческих игр.

Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры: “Зоопарк”, “Семья”, “Магазин”, “Почта”, “Парикмахерская”, “Школа”, “Стройка”, “Улица и пешеходы” и т.д. Следите, чтобы ребенок производил как можно больше действий, а не только словесно их описывал.

Важно научить играть ребенка со зрячими сверстниками. В игре как ведущем виде детской деятельности развиваются как двигательные, так и познавательные способности. Дети самостоятельно вместе находят способ изменения игр или игрушек, чтобы могли играть все, учатся общаться.

Следует заботиться о формировании у ребенка позитивного образа своего “Я”, основанного на адекватных представлениях о своих качествах и возможностях:

  • Помочь увидеть свои достоинства и тактично указывать на недостатки и помочь исправить их;
  • Не высказывать слова огорчения по поводу дефекта ребенка и о том, какие трудности его ожидают в будущем (это заставит фиксировать внимание на себе как на человеке не таком как остальные);
  • Не следует говорить о его затруднениях и неудачах в присутствии других (это вызовет недовольство и чувство жалости к себе).

Научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться.

Выворачивать одежду.

Складывать и убирать на полку вещи.

Выполнять гигиенические процедуры: наливать в таз воды, присаживаться над ним и мыться.

Приучайте следить за своим внешним видом: причесываться, умываться, мыть руки, пользоваться мылом.

Правильно чистить зубы, выдавливать зубную пасту на щетку.

Выработайте привычку на ночь мыть ноги и стирать носки.

Учите стирать нижнее бельё.

Научите заправлять кровать:

  • Поправлять простынь;
  • Заправлять одеяло и покрывало.

Аккуратно пользоваться туалетом.

Учите правильно сидеть за столом во время приема пищи, держать ложку и опрятно кушать.

Дети, не овладевшие этими навыками, испытывают большие трудности в бытовой и трудовой деятельности, им очень сложно адаптироваться к школьной жизни, происходят большие психо-эмоциональные нарушения.