Самореализация личности младшего школьника в условиях системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Начальное образование – первая ступень общего образования. В связи с модернизацией образования введен новый “Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования”, который направлен на реализацию новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение основных целей. “Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”.

Для реализации этих целей необходимо внедрять в учебный процесс технологии, раскрывающие способности и дарования ребенка; активизирующие его познавательную деятельность, творческий потенциал, практическую самореализацию. Исходя, из вышесказанного, цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребенка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.

Эта цель определяет следующие задачи:

  • Развивать умения и навыки планирования и организации учебной деятельности;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой класса;
  • Формировать навыки самоконтроля;
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
  • Повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;
  • Развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;
  • Формирование положительной “Я – концепции”.

Для решения поставленных задач я опираюсь на основные принципы развивающего обучения Л.В. Занкова, так как считаю, что именно развивающее обучение помогает развитию и самореализации личности.

Организуя педагогический процесс, за основу беру следующие положения:

  • Всегда на стороне ребенка;
  • Развитие личности за счет ее собственной активности;
  • Ориентация на субъект – субъектное взаимодействие; открытость, гуманизация, индивидуальный подход;
  • Создание ситуации успеха.

Под самореализаций, я понимаю, проявление, развертывание внутренних потенциалов (способностей, возможностей) личности. Осознанной деятельности, направленной на наиболее полное выражение и воплощение сущности человека, его призвание. Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметом и социальной средой.

По моему глубокому убеждению, личность реализуется во взаимодействии с миром, с другими людьми и с самим собой, что находит отражение в ее свойствах и качествах. Свою педагогическую деятельность стараюсь строить на основе уважения и веры в учеников, в стремлении внушать им, что они тоже творцы и исследователи.

Этому помогают условия необходимые для эффективного развития личности младшего школьника, ее самореализации:

  • Снализ знаний, умений учащихся; причин затруднений в учебной деятельности;
  • Составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития учащихся;
  • Объединение заданий по темам; подбор заданий, стимулирующих интерес учащихся к познавательной деятельности;
  • Использование заданий, способствующих самодиагностике и самопознанию младших школьников;
  • Обеспечение активности и самостоятельности, учащихся в процессе выполнения задания; наличие заданий, способствующих формированию адекватного образа “Я”;
  • Наличие заданий продуктивного характера; сопровождающихся опорными схемами и подсказками, которые требуют от учащихся письменных ответов;
  • Выполнение заданий творческого характера (определение понятий; ответы на проблемные вопросы; подготовка сообщений и докладов; составление кроссвордов; загадок; написание сказок).

Опыт работы в классах развивающего обучения позволил создать новую для себя систему обучения и успешно использовать ее в обучении младшего школьника. В ее основу положены следующие принципы:

  1. Ориентация на зону ближайшего развития – заметить малейший успех, закрепить и развить его дальше;
  2. Ориентация на успех – каждый учащийся умный, грамотный, необыкновенный;
  3. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
  4. Учет результатов знаний;
  5. Учитель + ученик = содружество и диалог.

Данные принципы реализую при отборе материала и тематическом планировании системы занятий. Задания разного уровня: репродуктивного, поискового и эвристического помогают самореализации ученика. На своих уроках использую разнообразные методы и приемы : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, моделирование, визуализация, драматизация, игровой, моделирование, исследовательскую деятельность, способствующие развитию индивидуальности детей, формируют у них стремление к самопознанию и самообразованию. Эмоциональное преподнесение материала дает лучшее качество знаний. Урок – взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика. Достижение поставленных целей идет через демонстрацию детям широкой картины мира, через науку, искусство и литературу. Испытав вместе чувство успеха, победы над трудностями в поисках нового, дети проявляют желание и готовность решать все более трудные задачи. В процессе обучения провожу дискуссии или коллективный диалог. Дети учатся общаться друг с другом, вести дискуссию, доказывать свою точку зрения: Деловые игры; решение творческих задач; викторины, решение и составление кроссвордов: работа в парах помогает самореализации личности. Использую различные приемы: самостоятельный поиск учащихся, добывание знаний из разных источников; дети не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей. В результате дети на уроках не “зажаты”, а работают, развиваются. Прием драматизации помогает упражнять детей в умении “вчувствоваться” в других, войти в его положение. Стремление посредством игры побывать в роли другого, тем самым, расширив границы бытия, воспитывает милосердие, дружеское отношение к другим (толерантность). Прием визуализации помогает научить детей тонко ощущать изменения в окружающем мире через слушание музыки, работе над картиной художника; написание сочинений и изложений, экскурсии, походы. При изучении нового материала использую прием моделирования. Создание графических и динамических таблиц помогает систематизировать знания детей. Все эти приемы помогают мне организовать учебную деятельность, как особую форму активности ребенка, направленную на изменение самого себя как субъекта учения. В результате ребенок начинает понимать, что учить себя – значит не только вступать в отношения по поводу изучаемого с взрослыми, сверстниками, но и строить отношения с самим собой, “как с другим”. Осознавая это, ребенок развивает свою “Я – концепцию”.

Ценным, в своей педагогической деятельности считаю то, что все мои классы отличаются дружескими, сплоченными отношениями, что проявляется при работе в парах, группах; при подготовки внеклассных занятий, при самоподготовке. На уроках я использую: викторины и лото, домино и ребусы, головоломки, загадки, кроссворды. Мои дети соревнуются не только друг с другом, но и с самим собой. У них развивается работоспособность, усидчивость, желание узнать что-то новое, необычное, удивительное, развивается наблюдательность.

Кроме индивидуальных и самостоятельных работ я использую и задания учебного сотрудничества. Они бывают самые разные. Дети работают в парах, группах, придумывают домашние задания и затем выполняют их дома; составляют вопросы для самопроверки, тесты, отвечают на них и выставляют свои оценки; придумывают сказки, оформляют их.

В работе над самореализацией личности большая роль принадлежит родителям, всей воспитательной работе в классе. Дети в младшем школьном возрасте тяготеют к черно-белому оцениванию себя. И я учу детей видеть свои сильные и слабые стороны, начиная с самых первых встреч, привлекая родителей. Учащиеся вместе с родителями становятся участниками классных часов, конкурсов, игр. При составлении плана работы у нас с детьми сложилась система чередования традиционных поручений, что позволяет каждому ребенку побывать в роли организатора и участника. Для этого создается микрогруппа по организации дела, которая имеет название “совет дела”. Моя роль же роль, незаметная корректировка, а основные функции у детей. Это позволяет реализоваться потребностям ребенка, стать взрослее и самостоятельнее. И хотя отследить уровень развития и самореализации сложно, стараюсь в своей педагогической деятельности совершенствовать старые и находить новые формы контроля качества обучения и развития младшего школьника: разрабатываю содержание тестов, контрольных работ, практических и лабораторных занятий, защиты своих докладов и сообщений; провожу с детьми предметные недели, олимпиады, КВН. Это все способствует сохранению и поддержанию мотивации достижения успеха, а также помогает активно выражаться индивидуальности моих детей. Результатом моей работы по самореализации личности ребенка можно считать усиление желания учащихся принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе, а также участие большинства детей в конкурсах, предметных неделя.

Что позволило выделить некоторые умения и навыки:

  • Ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкции и планировать свои действия по их выполнению, выявлять непонятное. Обращаться за помощью к учителю и сверстникам, дополнительной литературе);
  • Полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; во фронтальной работе с классом;
  • Произвольно регулировать свое внимание при смене видов работы;
  • Соотносить полученный результат с планируемым и адекватно его оценивать, осуществлять самоконтроль;
  • Осознавать свои сильные и слабые стороны, осваивать “технологию успеха и достижений”.

Повысился познавательный интерес детей, что проявляется в желании активной и самостоятельной работе на уроке. Учащиеся включаются в творческую работу и делают ее с удовольствием, результатом можно считать сочинения, сказки, рассказы, стихи, рисунки. Дети читают и используют в своей деятельности массу дополнительной литературы по различным предметам. Оглядываясь на опыт по реализации данной проблемы, не могу сказать, что все мои дети готовы к самореализации личностных возможностей и раскрытию внутреннего потенциала, но ведь начальная школа это только первая ступенька в жизни младшего школьника. А далее моим детям помогут педагоги из среднего звена. Ведь самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности в осуществлении ее позитивных возможностей, в раскрытии задатков и способностей. Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни. В жизни мои дети самореализуются: оканчивают колледжи и институты, работают на любимой работе, строят свои семьи на основе уважения и любви.

Ориентиром своей профессиональной деятельности вижу слова великого гуманиста педагога, врача и писателя Януша Корчака “Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали хорошими. Нам не выиграть тяжбы с грузом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы стали хлебами”.