К уроку прилагается презентация.
В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с ФФН. Многие выдающиеся ученые занимались этой проблемой: Каше Г.А., Хватцев М.Е., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и многие другие. Однако процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению. В связи с этим возрастает интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, так как интонация играет важную роль в процессе общения, а именно адекватного восприятия и понимания своего партнера.
Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей.
Были проведены исследования речевой деятельности детей. Экспериментальную группу составили 60 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель исследования - выявление особенностей интонационно-выразительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет – особенности интонационного оформления речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- Изучить литературу по проблеме исследования.
- Сформировать методику обследования.
- Выявить особенности интонационной стороны речи у дошкольников с ФФН.
- Определить направления логопедической работы по формированию интонационной выразительности.
Для осуществления эксперимента была сформирована диагностическая методика, реализованная в три этапа, в основу которой легли труды М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Р. И. Лалаевой, Л.А. Копачевской и других авторов.
I этап – исследование состояния мимической и артикуляционной мускулатуры.
II этап – исследование звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического анализа.
III этап – исследование интонационно-выразительной стороны речи.
Проанализировав данные констатирующего эксперимента, были получены следующие результаты.
Результаты исследования I этапа показали, что состояние мимической и артикуляционной мускулатуры у подавляющего числа детей экспериментальной группы соответствует нижней границе возрастной нормы.
По результатам исследования II этапа – звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического анализа были сделаны следующие выводы:
- нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер;
- уровень фонематического восприятия сформирован недостаточно;
- готовность к фонематическому анализу состава слов отсутствует.
Результаты исследования III этапа – интонационной стороны речи, представлены в соответствии с компонентами интонации.
Результаты исследования восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз.
При восприятии мелодических рисунков фраз дошкольники допускали неточности на узнавание всех трех типов интонации. На узнавание повествовательной интонации, дети показали наиболее высокие результаты, чем при узнавании вопросительной и восклицательной интонаций. В свою очередь, вопросительная интонация узнавалась детьми хуже, чем восклицательная.
Воспроизведение предложений с различной интонацией вслед за экспериментатором было доступно 75% испытуемых детей. Задание на самостоятельное воспроизведение интонационных конструкций, вызвало ошибки у всех испытуемых. Наличие большого количества ошибок свидетельствует о недостаточной сформированности восприятия на слух различных типов интонации и навыка их произношения в собственной речи.
Результаты исследования восприятия и воспроизведения логического ударения.
У 68% испытуемых отмечались ошибки при восприятии логического ударения. Дети частично справлялись с заданием: то, улавливая разницу в звучании пар предложений, то, ее не находили. Особенно большие трудности у детей вызвало определение смыслового содержания логического ударения.
Задание на воспроизведение логического ударения выявило тенденцию к увеличению числа ошибок. Ухудшение результата можно объяснить тем, что помимо незрелости процессов слухового внимания и памяти, детям труден сам процесс воспроизведения предложений с учетом их интонационных оттенков.
Результаты исследования постановки словесного ударения позволили выделить основные типы постановки ошибочного словесного ударения:
- произвольное использование ударения;
- недостаточная выраженность ударения в словах;
Результаты исследования восприятия и воспроизведения ритма позволяют сделать вывод о том, что у дошкольников с ФФНР имеются нарушения восприятия и воспроизведения как простых, так и сложных ритмических серий, как в неречевом, так и в речевом планах.
Результаты исследования темпо-ритмической организации речи показали, что большинству испытуемых присущ нормальный темп речи. Имеющиеся отклонения в сторону убыстрения или замедления не являются ярко выраженными или грубыми. Задание на изменение темпа речи так же было доступно большинству дошкольников.
Результаты исследования особенностей тембра и эмоциональной окраски голоса выявили, что дети слабо владеют своими голосовыми возможностями, так же испытывают трудности переключения с одного тона голоса на другой.
Подводя итоги по всему исследованию, мы сделали следующие выводы:1. Методика диагностического обследования интонационной стороны речи позволила установить недостаточность в состоянии мимической, артикуляционной мускулатуры; звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа; в восприятии и воспроизведении основных компонентов интонации у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Ограниченные интонационные возможности характеризуются рядом особенностей:
- нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз;
- трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения;
- трудностями восприятия и воспроизведения ритмических и слогоритмических структур;
- ошибочным употреблением словесного ударения в речи;
- некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи;
- ограниченными возможностями голоса.
3. Недостаточная выразительность, отсутствие эмоциональной окраски речи влияют на качество передаваемой информации, меняя ее смысл, и тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей с ФФНР.
4. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи.
Таким образом, можно констатировать, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН есть особенности интонационно-выразительной стороны речи.
Поэтому работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду и быть включена в систему логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития. Опираясь на данные констатирующего эксперимента, представляем направления логопедической работы по развитию интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием:
1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста внимания и интереса к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения.
2. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи:
- высота голоса;
- темп;
- громкость речи;
- логическое ударение;
- жесты, мимика (как невербальные средства оформления речевого высказывания).
3. Знакомство с различными видами интонации:
- повествовательной;
- вопросительной;
- восклицательной.
А также знакомство с голосовыми средствами способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи.
4. Формирование в экспрессивной речи навыка интонационного оформления фраз в соответствии с тремя основными видами интонации русского языка с последующей их дифференциацией.
5. Обучение умению выделять и изменять место интонационного центра внутри фраз.
6. Развитие качественных характеристик голоса: высоты, силы, мелодики для лучшего овладения интонационными характеристиками.
7. Формирование умений управлять своим голосом с учетом условий общения.
8. Вырабатывать контроль за темпо-ритмической организацией собственной речи.