Особенности интонационной выразительности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


К уроку прилагается презентация.

В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с ФФН. Многие выдающиеся ученые занимались этой проблемой: Каше Г.А., Хватцев М.Е., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и многие другие. Однако процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению. В связи с этим возрастает интерес к проблеме формирования интонационных  возможностей у детей с  фонетико-фонематическим недоразвитием, так как интонация играет важную роль в процессе общения, а именно адекватного восприятия и понимания своего партнера.

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей.

Были проведены исследования речевой деятельности детей. Экспериментальную группу составили 60 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Цель исследования - выявление особенностей интонационно-выразительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Предмет – особенности интонационного оформления речи детей старшего дошкольного возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. Сформировать методику обследования.
  3. Выявить особенности интонационной стороны речи у дошкольников с ФФН.
  4. Определить направления логопедической рабо­ты по формированию интонационной выразительности.

Для осуществления эксперимента была сформирована диагностическая методика, реализованная в три этапа, в основу которой легли труды М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Р. И. Лалаевой, Л.А. Копачевской и других авторов.

I этап – исследование состояния мимической и артикуляционной мускулатуры.

II этап – исследование звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического анализа.

III этап – исследование интонационно-выразительной стороны речи.

Проанализировав данные констатирующего эксперимента, были получены следующие результаты.

Результаты  исследования I этапа показали, что  состояние мимической и артикуляционной мускулатуры у подавляющего числа детей экспериментальной группы соответствует нижней границе возрастной нормы.

По результатам исследования II этапа – звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического анализа были сделаны следующие выводы:

  • нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер;
  • уровень фонематического восприятия сформирован недостаточно;
  • готовность к фонематическому ана­лизу состава слов отсутствует.

Результаты исследования III этапа – интонационной стороны речи, представлены в соответствии с компонентами интонации.

Результаты исследования восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз.

При восприятии мелодических рисунков фраз дошкольники допускали неточности на узнавание всех трех типов инто­нации. На узнавание повествовательной интонации, дети показали наиболее высокие результаты, чем при узнавании вопросительной и восклицательной интонаций. В свою очередь, вопросительная интонация узнавалась детьми хуже, чем восклицательная.

Воспроизведение предложений с различной интонацией вслед за экспериментатором было доступно 75% испытуемых детей. Задание на самостоятельное воспроизведение интонационных конструкций, вызвало ошибки у всех испытуемых. Наличие большого количества ошибок свидетельствует о недостаточной сформированности восприятия на слух различных типов интонации и навыка их произношения в собственной речи.

Результаты исследования восприятия и воспроизведения логического ударения.

У 68% испытуемых отмечались ошибки при восприятии логического ударения. Дети частично справлялись с заданием: то, улавливая разницу в звучании пар предложений, то, ее не находили. Особенно большие трудности у детей вызвало определение смыслового содержания логического ударения.

Задание на воспроизведение логического ударения выяви­ло тенденцию к увеличению числа ошибок. Ухудшение результата можно объяснить тем, что помимо  незрелости процессов слухового внимания и памяти, детям труден сам процесс воспроизведения предложений с учетом их интонационных оттенков.

Результаты исследования постановки словесного ударения позволили выделить основные типы постановки ошибочного словесного ударения:

  1. произвольное использование ударения;
  2. недостаточная выраженность ударения в словах;

Результаты исследования восприятия и воспроизведения ритма позволяют сделать вывод о том, что у дошкольников с ФФНР имеются нарушения восприятия и воспроизведения как простых, так и сложных ритмических серий, как в неречевом, так и в речевом планах.

Результаты исследования темпо-ритмической организации речи показали, что большинству испытуемых присущ нормальный темп речи. Имеющиеся отклонения в сторону убыстрения или замедления не яв­ляются ярко выраженными или грубыми. Задание на изменение темпа речи так же было доступно большинству дошкольников.

Результаты исследования особенностей тембра и эмоциональной окраски голоса выявили, что дети  слабо владеют своими голосовыми возможностями, так же испытывают трудности переключения с одного тона голоса на другой.

Подводя итоги по всему исследованию, мы сделали следующие выводы:

1. Методика диагностического обследования интонационной стороны речи позволила установить недостаточ­ность в состоянии мимической,  артикуляционной мускулатуры; звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа; в восприятии и воспроизведении основных компонентов интонации  у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

2. Ограниченные интонационные возможности характеризуются рядом особенностей:

  • нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз;
  • трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения;  
  • трудностями восприятия и воспроизведения ритмических и слогоритмических структур;
  • ошибочным употреблением словесного ударения в речи;
  • некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи;
  • ограниченными возможностями голоса.

3. Недостаточная выразительность, отсутствие эмоциональной окра­ски речи влияют на качество передаваемой информации, меняя ее смысл, и тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей с ФФНР.

4. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи.

Таким образом, можно констатировать, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН есть особенности  интонационно-выразительной  стороны речи.

Поэтому работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду и быть включена в систему логопедической работы по преодолению  фонетико-фонематического недоразвития. Опираясь на данные констатирующего эксперимента, представляем направления логопедической работы по развитию интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием:

1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста внимания и интереса к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения.

2. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи:

  • высота голоса;
  • темп;
  • громкость речи;
  • логическое ударение;
  • жесты, мимика (как невербальные средства оформления речевого высказывания).

3. Знакомство с различными видами интонации:

  • повествовательной;
  • вопросительной;
  • восклицательной.

А также знакомство с голосовыми средствами способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи.

4. Формирование в    экспрессивной речи навыка интонационного оформления фраз в соответствии с тремя основными видами интонации русского языка с последующей их дифференциацией.

5. Обучение умению выделять и изменять место интонационного центра внутри фраз.

6. Развитие качественных характеристик голоса: высоты, силы, мелодики для лучшего овладения интонационными характеристиками.

7. Формирование умений управлять своим голосом с учетом условий общения.

8. Вырабатывать контроль за темпо-ритмической организацией собственной речи.