Управление реализацией компетентностного подхода к образовательному процессу

Разделы: Администрирование школы


Изменение парадигмы образования в современной школе привело к поиску средств реализации требований компетентностного подхода к образовательному процессу. Знание не только ради знания, но и для практики. Ориентированность учащихся на получение знаний, овладение воспитательным содержанием курсов, формирование и развитие учебных умений и навыков, разумеется, не уходят из практики преподавания. И самоценность знания – знание ради знания, ради получения удовлетворения от нового знания – не должна быть отвергнута. Нельзя ориентировать детей на знание только ради практической пользы. Так мы потеряем романтику познания. Нельзя любой вид деятельности сводить лишь к рациональному и лишать эмоционального. Тем не менее, все это не умаляет ценности компетентностного подхода к образованию. Нельзя сказать, что такой подход является исключительно новаторским. Принцип связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства был одним из ведущих и в советской школе индустриальной эпохи. Вступление же в фазу постиндустриального общества в качестве актуальной ценности выдвигает такое качество личности как способность определять границы собственного знания, выявлять дефицит знания по определенной теме деятельности, активно восполнять дефицит знания для применения его на практике, продуцировать новое знание на основе имеющегося для применения на практике.

Актуальной темой управленческой деятельности администрации общеобразовательных учреждений является обеспечение условий для эффективной работы педагогов по формированию основных компетентностей обучающихся. Важно создать образовательную среду, мотивирующую и педагогов и учеников к работе в условиях информационного общества.

Рассмотрим модель такого рода среды на примере общего исторического образования.

Важным средством в формировании опыта использования исторических знаний на практике, в развитии умений получать историческую информацию, анализировать ее, критически оценивать, продуцировать новое историческое знание является внеурочная деятельность учащихся по предмету. Обратим внимание на давно известный, но не потерявший своей актуальности факт: внедрение учащихся в практическую работу имеет две стороны. С одной стороны, это создает педагогические ситуации использования знаний в жизненной практике, с другой – обогащает содержательную сторону, расширяет исторические представления школьников, обогащает их знания, развивает общеучебные умения.

В практике работы МОУ Белогорьевской СОШ накоплен некоторый опыт повышения эффективности исторического образования путем актуализации ценности формирования компетентности учащихся. Компетентность, как сказано ранее, выражается, между прочим, в умениях. Ученик должен не быть только лишь носителями знаний, но приобретать их, в умениях применять знания на практике.

Широко распространено в отечественной педагогике использование дидактических возможностей организации исследовательской деятельности учащихся. Одной из форм такого рода деятельности является работа научного общества учащихся. Выполнение исследований по плану работы общества, социальная значимость темы исследования, возможность презентации результатов на конференциях разного уровня мотивируют учеников на активную практическую деятельность. Создаются педагогические условия для использования в практической деятельности полученных на уроках знаний и, наоборот, для применения знаний, умений, полученных в ходе исследований для реализации исторического образования в целом.

Другой путь реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании – использование средств музейной педагогики. Направления этой деятельности учащихся – работа по организации, хранению, использованию фондов. Эта работа основывается на знаниях, полученных на уроках. Она позволяет на практике применить знания. Это возможно при поиске музейных предметов, их описании, изучении, оформлении экспозиций. Это возможно при презентации результатов деятельности в исследовательских произведениях, при проведении экскурсий юными экскурсоводами.

Еще одно направление, принятое в практике работы нашей школы – использование образовательных возможностей школьной печати. Школьная печать реализуется в формах стенной печати и издания электронного журнала “Белогорский летописец”. Концепция журнала такова: мы пишем историю села, историю школы. Мы изучаем и популяризируем прошлое. Мы делаем историю сами: каждый прожитый нами день становится историей. От нас зависит, какой она будет. Не только прошлое, но и повседневные события фиксируются школьными корреспондентами на страницах “Белогорского летописца”. Данная форма работы дает возможность создавать исторические очерки, применять знания на практике, развивать творческие способности, специальные умения и навыки.

Отметим еще одно направление – привлечение школьников к созданию электронных пособий для уроков и внеурочных занятий.

Одним из ведущих принципов упомянутых выше форм деятельности учащихся является принцип социальной значимости деятельности. Эффективно мотивировать учащихся на приобретение знаний, на их применение можно только при условии реализации этого педагогического принципа. Важно, чтобы школьники представляли значимость для общества выполняемого ими исследования, написанной статьи, работы с фондами музея и экскурсионными группами.

Управление реализацией компетентностного подхода к образованию направлено на формирование системы, в которой учитель не может действовать иначе, не учитывая современного социального заказа и государственной образовательной политики. Урок, внеурочная работа в различных проявлениях превращаются в полноценные элементы системы только при наличии структурных связей. Структурирование системы, управление ее развитием, создание условий для ее самоорганизации и становится предметом деятельности администрации школы. Учитель, работая в этой системе создает и реализует комплекс педагогических ситуаций, направленных на формирование компетентности ученика. Вне системы подобная деятельность будет иметь эпизодический характер, компетентностный опыт учащихся в таких условиях не будет соответствовать требованиям качества.

В Белогорьевской СОШ таким образом структурированы системы исторического, филологического эколого-биологического образования. В филологическом образовании компетентность учащихся формируется помимо урочных форм работы средствами музейной педагогики, школьной прессы, исследователского объединения по теме ономастики. В эколого-биологическом образовании эффективным оказалось сочетание уроков с работой детей в исследовательских и трудовых объединениях школьного лесничества.

Управление реализацией компетентностного подхода и состоит в первую очередь в связывании имеющихся компонентов школьной системы в систему. Это даст новое качество образованию.