Цель: Повторить правила поведения в лесу, парке; воспитать бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиокассета с записями песен, стенгазета "Знаете ли вы, что ..", экологические знаки.
1. Организационный момент.
Учитель:
- Земля – единственная избранница солнечной системы, на которой существует жизнь. Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек, кощунственно использует природу. Сегодня нас с вами ждет приключенческо–познавательная игра под названием "Сохраним наш лес". Мы будем путешествовать по экологическим станциям. Наш колокол возвестит о начале игры.
1 чтец:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
2 чтец:
Кто в глуши твоей таится?
Что за дверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои!
2. Станция "Экологические знаки".
Бом – бом – бом
Начинается погром
Выезжаем на природу
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор…
Учитель:
- Представьте, что вы оказались в лесу и перед вами огромное количество мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы и это наносят им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый знак. Подберите к нему название из предложенных на доске.
- Новое насаждение!
- Осторожно, муравейник!
- Не разводить огонь!
- Дикие животные!
- Осторожно, болото!
- Осторожно, молодняк!
- Не сорить!
- Береги животных!
- Уступите дорогу!
- А какие экологические знаки можете предложить вы?
(Дети предлагают свои экознаки).
3. Станция "Отгадай–ка".
Учитель:
- Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей. Чтобы беречь лес, нужно о нем много знать. Знать обитателей, для которых лес родной дом. Отгадайте мои знаки:
1.
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это – ...
(Лось)
2.
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – красота!
А зовут её …
(Лиса)
3.
В сосне – дупло
В дупле – тепло
А кто в дупле
Живет в тепле?
(Белка)
4.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(Медведь)
Учитель:
- Это не все обитатели леса, есть еще и насекомые, растения, мелкие животные.
4. Станция "Походная"
Учитель:
- Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто, много надо знать и уметь. Настоящий турист умеет правильно себя вести на природе, уметь укладывать вещи в рюкзак.
Походное снаряжение: полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, полиэтиленовый пакет, консервы, зонтик, хлеб, утюг, спальник, кошка, ролики, зубная щетка, коньки, компас, мыло, учебники, диван.
- Выбрать нужно!
5. Станция "Музыкальная"
Учитель:
- Сейчас будут звучать отрывки из песен о животных, птицах. Слушайте очень внимательно. Вам необходимо их назвать.
Песни:
"В траве сидел кузнечик"
"Аист на крыше"
"Песня Чебурашки"
"Шел медведь"
"Черный конь"
"Два веселых гуся"
"Я на солнышке лежу"
"Ласточка"
6. Станция "Викторинная"
Учитель:
- Какой вред причиняют кислотные дожди?
- Что из перечисленного служит источником
загрязнения: самолеты, велосипеды, автомобили,
парусные лодки?
- Как можно уберечь животных и птиц от
истребления?
- Как можно остановить размывания почвы?
7. Станция "Грибная"
В здоровом, чистом лесу, много цветов, грибов. Покажите, кто из вас настоящий знаток грибов.
- Какие птицы едят грибы?
- У этого гриба есть прозвище: дедушкин табачок.?
- Какие грибы появляются первыми?
- Какие грибы заканчивают лето?
- Какой гриб может съесть дом?
- Какие грибы со шляпкой в горох?
8. Итог.
Подводятся итоги, награждаются самые активные участники.
Учитель:
- Ребята! Вы все молодцы и отлично справились с заданиями. Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. Охранять ее – наша главная цель. Земля маленькая, давайте ее беречь и украшать!
3 чтец:
Бесценна российского леса краса
Зеленое золото – наши леса.
4 чтец:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будет уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель:
- Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы, вблизи дома. Какие они большие и нарядные: и клены с резными листиками, и березы в нарядных сарафанчиках, и ветвистые ивы, и высокие тополя. Они были бы еще красивее, если бы их не ломали, не лазили по деревьям.
Давайте беречь и охранять природу. Не забывайте слова М.М.Пришвина: "Охранять природу – значит охранять родину…"
Литература:
- А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская "Дидактические игры" 1991 г.
- М.А.Бесова "Шутки, игры, песни собирают нас вместе"
- Журнал "Начальная школа" № 10, 1980 год, № 6, 1982 год.
- Журнал "Педсовет" № 12, 1997 год.